Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Дурак» (анализ, восприятие, оценка)

Сочинение

Сочинение по повести Ивана Тургенева «Дурак»

Иван Сергеевич Тургенев стал создателем совершенно нового жанра в русской литературе – стихотворение в прозе, к которому относится его произведение «Дурак», в котором особенно ясно можно проследить признаки сатиры.

В произведении Тургенев в жесткой форме высмеивает желания людей показать себя в лучшем виде, при этом подстраиваясь под мнение окружающих.

Желание понравиться даже граничит с подхалимством, с лицемерием. Проблемы общества, затронутые в этом произведении, во все времена были и будут актуальными, таких людей, как герои

произведения, достаточно много, и они будут всегда.

Стремление понравиться всем опасно тем, что теряется индивидуальность. В погоне за общественным мнением можно просто-напросто лишиться своего.

Героем этого стихотворения является самый обыкновенный, типичный дурак. Его жизнь протекает безо всяких забот и хлопот, живет себе дурак в свое удовольствие, припеваючи.

И вот однажды до него доходят слухи, что общество считает его глупым. И эти слухи для него оказываются очень неприятными, он глубоко из-за этого переживает, и решает, что необходимо исправить ситуацию. Подходящая идея быстро появляется в его

голове. Он решает просто критиковать книгу господина N. N., причем делает это безжалостно.

Критике подвергаются даже те, кто посмел в его присутствии похвалить это произведение. Он критикует и обсуждает буквально все. И вот его цель достигнута, из дурака общество его делает злым человеком, недовольным всем на свете. Его за это осуждают, но в то же время уважают и боятся. В результате, он получает место заведующего отделом критики, завоевывает авторитет, ведь никто не хочет, чтоб его посчитали отсталым.

Но ведь сам дурак нисколько не изменился, умнее он не стал, просто поменялось отношение окружающих к нему. Такая перемена общества объясняется автором трусостью. Он подчеркивает, что подобная позиция очень губительно влияет на общество, моралью произведения является то, что личное мнение должно присутствовать у каждого, и оно не должно меняться под влиянием авторитетов, нельзя самоутверждаться подобным способом, каким это сделал герой стихотворения.

Сжатое изложение образ Ивана дурака

Иванушка-дурачок – прототип героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак». Объединяют сказочного героя с щедринским некоторые поступки: что их не попросят, они все сделают. Попросит Левка щедринского Иванушку калачик достать, Иванушка «шмыг, и точно слизнул калач с прилавка». Попросят братья Иванушку из сказки «Сивка-бурка» идти на могилу отца, он и идет. Так, вместо того, чтобы идти служить, «дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет», и сказочный дурак «ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался». Слово «дурак» имеет несколько толкований. «Толковый словарь» В.И.Даля так объясняет это слово: глупый человек, тупица, непонятливый, безрассудный; малоумный, юродивый; шут, помышляющий дурью, шутовством. Посмотрим как раскрываются эти значения при создании персонажа в литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина и в фольклорной сказке. Главный герой русской волшебной сказки – Иван – в начале обычно примечателен лишь своей слабостью и ненужностью. Это последний из трех братьев: «было у отца три сына: два умных, а третий – дурак». На Иванушку-дурака все машут рукой, над ним смеются, его презирают. Каким бы не предстал Иван, для всех окружающих он предстает героем, от которого нельзя ждать ничего путного.

18 стр., 8719 слов

Обломов и «лишние люди. Как общество повлияло на Обломова?К чему ...

... на счет доброй волшебницы». Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже. «Способен ли один человек противостоять обществу?» Вступление Общество ... как жили обломовцы: испытывали страх перед окружающим Обломовку миром, боялись любых перемен и преобразований, верили в чудовищ с песьими головами. И Обломов ... очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, ...

Иванушка из сказки «Дурак» еще в младенчестве смущал своих родителей, тем, что он «дурак особенный», за которого гляди «перед начальством отвечать придется», «не такой, какие бывают, легкий, а мудреный». Но в сказке «Дурак» есть и «обыкновенный» дурак. Это Милитрисы Кирбитьевны сын Левка, который «выбежит босиком на улицу, спустит рукава, на одной ножке поскачет, а сам во всю мочь кричит». К нему подходят определения: слабоумный, лишенный рассудка. «Целый день раздавался на улице его вой, сопровождаемый неистовым дурацким щелканьем». Но с ним все ясно. Даже сам губернатор, когда на ревизию приезжал, похвалил: «Берегите его, нам дураки нужны». Итак, в сказке «Дурак» есть и «обыкновенный» дурак и «дурак необыкновенный», который «сидит себе дома, книжку читает, либо к папке с мамкой ласкается»; животных защищал; нищим помогал; «никого и ничего он не боялся, ни к чему не питал отвращения… Случится в городе пожар – он первый идет в огонь; услышит ли, что где-нибудь есть трудный больной – он бежит туда, садится к изголовью больного и прислуживает». Все поступки, подсказанные добротой, любовью к ближнему, справедливостью и предстают перед обывателями «дурацкими»: в нормальной обстановке только ненормальные явления признаются ненормальными и, наоборот, подлинно нормальное, человеческое преследуется как ненормальное: «Повертись! Повертись.

Довертишься, что сам дураком сделаешься!» Дурак «необыкновенный» жалел дурака «обыкновенного. Иванушка, увидев из окна, что Левка «босиком по улице скачет», «выбежит, сапоги снимет, рукава у рубашки выпустит и начнет заодно с дураком куролесить». Заботился о нем: «Дурак защитил Левку, обогрел, накормил и одел». Один, Левка, делал это бессознательно, другой, Иванушка, — из сострадания, из любви к ближнему: «Я, мамочка, не дразню, а играю с ним, потому что ему одному скучно». Герой открывает перед всеми свою душу: «…было в его судьбе нечто непреодолимое, что фаталистически влекло его к самоуничижению и самопожертвованию, и он инстинктивно повиновался этому указанию, не справляясь об ожидаемых последствиях…», «…подлых мыслей у него нет – от этого он и к жизни приспособиться не может».

3 стр., 1243 слов

Почему дурак и мудрец так похожи? Самое дебильное в мире

... глуп. Однако, как говорила матушка Форреста Гампа, «дурак дураку рознь» (или, ближе к оригиналу, «дурак — понятие ... для стороннего наблюдателя, для простофили, мудрец выглядит как дурак. Потому что он настолько прохавал ... «Облака» философу в род гадит ящерица, когда тот стоит с разинутым от удивления ртом. ... дураки вообще оказываются одними из самых интересных персонажей в пьесах. Многие из его глупцов ...

И. С. Тургенев. ДУРАК

ДУРАК

Как вы объясните название этого стихотворе­ния?, Что обеспечило дураку всеобщее призна­ние?, Какие человеческие качества резко критикует автор в этом стихотворении?

Обманули дурака на четыре кулака!

Обзывалки

С этим проблем никогда не было.

«Воображала — хвост поджала», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Жадина-говядина». Хоть антологию составляй.

Большинству этих обзывалок мы учились во дворах среди таких же подростков, как и мы сами. Более того, если посмотреть историю, то большинство всех этих выражений в том или ином качестве использовались и нашими родителями, а и то их родителями.

Считалки

Любая игра, которая особенно предусматривала деление на команды или группы начиналась со считалки. У каждого была своя любимая, а у некоторых (набивших на этих считалках руку) получалось даже посчитать всех так, что лучшие игроки доставались именно считающему.

«Шла машина темным лесом…», «Вышел месяц из тумана…», «Эни, бени, рики-таки…», «На златом крыльце сидели…»…

Ну и, конечно, куда без классического про зайчика и охотника.

Еще один вариант считалки, когда просто нужно было определить, кто первым начинает игру, решался банальным «камень-ножницы-бумага».

Правда, иногда в отдельных случаях в конце говорилось «Цу-е-фа». Что это такое, никто из слушателей объяснить так и не мог. Да и то правда, мы в детстве вопросов таких не задавали — раз говорят «Цу-е-фа», значит, так оно и должно быть.

Другой вариант определения по методу «камень-ножницы-бумага» имел продолжение «карандаш-огонь-вода». Там была своя структура взаимодействия предметов, в которую если вдаваться, можно всю газетную площадь использовать.

Хулиганские стишки

Они читались просто так и тем не менее были одним из основных элементов детского фольклора.

Там были и про обезьяну Чи-Чи-Чи, которая продавала кирпичи, а после с ней случился приступ… м-м-м-м, метеоризма. Были стишки с элементами домашнего насилия: «Жили были дед и баба, ели кашу с молоком. Дед на бабу рассердился, бац по пузу кулаком».

Или — «На столе стоит статУя — у статУи нету…», дальше делалась многозначительная пауза, пока кто-нибудь в рифму не отвечал, чего у этой статУи нет.

Далее следовало продолжение: «Ты не порти мой рассказ — у статУи нету глаз».

Ну а если кого-то удавалось обмануть или запутать, то читался следующий стишок: «Обманули дурака на четыре кулака!»

Садистские стишки

Отдельный стихотворный пласт занимали так называемые садистские стишки. Была целая серия стишков — двустишия и четверостишия про маленького мальчика.

«Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет»;

  • «Мальчик нейтронную бомбу нашел, с бомбой в родимую школу пришел.

Долго смеялось потом районо — школа стоит, а в ней никого».

В других стихотворениях был «зверски замучен сантехник Потапов» или рассказывалось про дедушку, который нашел лимонку и бросил ее в окно, потому что «дедушка старый — ему все равно».

Что еще?

Страшные истории

Идеальное место для рассказа — ночь у костра или в корпусе пионерского лагеря после отбоя. В том же пионерлагере всегда в отряде находился человек, который знал такие истории, и многие с замиранием сердца слушали рассказы про черную руку, желтые обои, синее пятно, мертвую тетеньку, девочку-призрака, черную простыню, красное печенье и, куда ж без него, гроб на колесиках.

7 стр., 3264 слов

Почему нужно слушаться родителей

... подобно благословению имеет великую силу. Если бы все родители учили детей жить честно и справедливо, уважать людей, независимо от их ... Рассмотрим данный вопрос на примере повести А.С. Пушкина «». Главный герой во всем следует примеру отца. Для Петра Гринева жизненным ... чего-то достичь, нужно обманывать других, люди вне семьи не заслуживают уважения». При этом если такой родитель обладает в семье ...

Если и сам по себе гроб представлялся чем-то пугающе неприятным, то на колесиках он внушал прям-таки панический страх. Все эти истории рассказывались специально заунывно-завывающим голосом.

В итоге — при отсутствии интернета — все эти страшилки распространялись от человека к человеку, обрастая подробностями и сюжетными ответвлениями, которых в оригинале никогда не было.

Соколов «Школа для дураков» — краткое изложение

Соколов

  • все произведения

Страница: [ 1 ]

Герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его болезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинство его одноклассников. В отличие от них, он не вешает кошек на пожарной лестнице, не ведет себя глупо и дико, не плюет никому в лицо на больших переменках и не мочится в карман. Герой обладает, по словам учительницы литературы по прозвищу Водокачка, избирательной памятью: он запоминает только то, что поражает его воображение, и поэтому живет так, как хочет сам, а не так, как хотят от него другие. Его представления о реальности и реальность как таковая постоянно смешиваются, переливаются друг в друга.

Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живет на даче вместе с родителями, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, доктор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты.

Самое тяжелое проявление его болезни — раздвоение личности, постоянный диалог с «другим собой». Он чувствует относительность времени, не может разложить жизнь на «вчера», «сегодня», «завтра» — как и вообще не может разлагать жизнь на элементы, уничтожать её, анализируя. Иногда он чувствует свое полное растворение в окружающем, и доктор Заузе объясняет, что это тоже проявление его болезни.

Директор спецшколы Перилло вводит унизительную «тапочную систему»: каждый ученик должен приносить тапочки в мешке, на котором крупными буквами должно быть указано, что он учится в школе для слабоумных. А любимый учитель героя, географ Павел Петрович Норвегов, чаще всего ходит вовсе без обуви — во всяком случае, на даче, где он живет неподалеку от героя. Норвегова сковывает солидная, привычная для нормальных людей одежда. Когда он стоит босиком на платформе электрички, кажется, что он парит над щербатыми досками и плевками разных достоинств.

Герой хочет стать таким же честным, как Норвегов — «Павел, он же Савл». Норвегов называет его молодым другом, учеником и товарищем, рассказывает о Насылающем ветер и смеется над книгой какого-то советского классика, которую дал герою его отец-прокурор. Вместо этой Норвегов дает ему другую книгу, и герой сразу запоминает слова из нее: «И нам то любо — Христа ради, нашего света, пострадать». Норвегов говорит, что во всем: в горьких ли кладезях народной мудрости, в сладких ли речениях и речах, в прахе отверженных и в страхе приближенных, в скитальческих сумах и в иудиных суммах, в войне и мире, в мареве и в мураве, в стыде и страданиях, во тьме и свете, в ненависти и жалости, в жизни и вне её — во всем этом что-то есть, может быть, немного, но есть. Отец-прокурор приходит в бешенство от этой дурацкой галиматьи.

15 стр., 7150 слов

Болезнь и смерть базарова в романе отцы и дети тургенева

... жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?» Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца ... мог бы показать, как Базаров постепенно ... задача гиганта осталась в прошлом ... если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение… Рассуждая чисто по-человечески, Базаров ...

Герой влюблен в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живет в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остается для него загадкой. От Норвегова он знает, что отношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них циничные надписи в школьном туалете.

Директор, подстрекаемый завучем Шейной Трахтенберг-Тинберген, увольняет Норвегова с работы за крамолу.

Страница: [ 1 ]