Готовые школьные сочинения

Трагическая судьба Есенина Сергея Александровича

В разных вариантах биографии Есенин по-разному интерпретировал много фактов своей жизни, но на вопрос, когда впервые ощутил «пробуждение творческих дум», отвечал одинаково: «До 8 лет». Эти детские попытки не сохранились, и можно предположить, что две лирические миниатюры, которые вспомнил в 1925 г. при подготовке «Собрания стихов: В 4 т.» (Москва — Ленинград, 1926—1927) — «Вот уже вечер. Роса…» и «Там, где грядки капусты…» — написаны еще в дошкольном возрасте. Записывать свои поэзии Есенин начал в учительской школе, которую закончил в 1912 г. с дипломом преподавателя начальных классов. В том же году поэт переехал на проживание в Москву.

Сменив несколько профессий (конторщик в мясном магазине, экспедитор в книжном издательстве «», помощник корректора в типографии И.Д. Сытина), записался вольнослушателем в Народный университет им. А. Шанявского на историко-философское отделение (1913), стал членом Суриковского литературно-музыкального кружка, который объединял и опекал выходцев из села, принимал участие в создании журнала «суриковцев» «Друг народа» («Друг народа»), там же опубликовал стихотворение «Узоры». Публиковался в московском журнале для детей «Свиток» (1914; стихи «Береза», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», «Доброе утро!», «Сиротка») и др. Хотя в некоторых стихах Есенина встречаются «свежие» строки и строфы, и вообще они мало чем отличаются от произведений его коллег по Суриковскому кружку и от попыток поэтов-самоучек. Есенин это понимал, но не впадал в отчаяние, он уверен: у него большое будущее.

Втайне от друзей и близких он создал серию стихов для своей первой книги («Радуница») и страстно мечтал «убежать в Питер». Встреча с Анной Изрядновой, которая стала его гражданской женой, рождение сына Юрия, университетские лекции и университетские знакомства отвлекли от мыслей о бегстве в северную столицу, но ненадолго. В начале 1915 года он сознается товарищу, который собирается навсегда переехать в Петроград, дескать, «пойду к Блоку. Он меня поймет». А. Блок принял Есенина вежливо, визит отметил дважды: в записной книге и на оставленной Есениным записке: «Днем у меня рязанский мальчик со стихами». «Стихи свежие, чистые, голосистые…» (9 марта 1915).

Блок принял некоторое участие в судьбе Есенина: направил рязанского мальчика с положительной рекомендацией к С. Городецкому.

Причину такой сдержанности Блок объяснил в письме от 22 апреля: «Мне даже думать о Вас тяжело, такие мы с вами разные». Зато Городецкий, тоже поэт и немного художник, который увлекался панславизмом и русским крестьянским искусством, принял Есенина восторженно — как давно ожидаемое чудо: объединение панславистских мечтаний с голосом, рожденным селом, представлялось ему «праздником какого-то нового народничества». На новое народничество в столице был спрос. Промышленный бум конца столетия, который вывел Россию в мировые государства, заострил давнюю вражду западников и славянофилов, при этом славянофильским центром стал Петербург. Москва решительно повернулась к Европе.

16 стр., 7713 слов

Русь деревенская в лирике С. Есенина

... ее воздухом» 1 . Есенин, как мало кто в русской поэзии послереволюционных лет, трагически переживал коллизии преображения русской деревни. Он ощущал себя последним поэтом соломенной Руси. Почему же в лирике Есенина отражена большей частью ...

В этих довольно специфических обстоятельствах Есенин, рассмотрев в рязанском селе идеальный прообраз самобытной России — Голубую Русь — был обречен на успех, равно как и М. Клюев, первооткрыватель и хранитель заповедных сокровищ северной старины. Весной «олонецкого певца», как называл себя Клюев, в Петрограде не было. По совету Городецкого, Есенин написал ему, Клюев откликнулся, и с осени того же года «народный златоуст» (роль Клюева) и «народный златоцвет» (амплуа Есенина) на всех народнических вечерах выступали неразлучной парой. В странных их отношениях было много трудного: ревность, взаимные оскорбления, соперничество. И между тем, возможно, именно к Клюеву обращено предсмертное послание Есенина («До свиданья, друг мой, до свиданья…»).

Не без помощи Клюева Есенину удалось избежать отправки в действующую армию: его устроили санитаром в Царскосельский лазарет. Он же помог найти издателя для «Радуницы», и 1 февраля 1916 г. сборник вышел в свет. Есенин очень удачно назвал первую свою книгу. Во-первых, точно обозначил ее эмоциональную доминанту: радуница — радость («А нам радость, а нам смех») и радуница — приветливость (готовность делать добро с радостью, от души).

Во-вторых, сделав уже первый свой «словесный шаг», заявил, что он не только один из представителей новокрестьянской поэзии, а и «суровый мастер» («Я пришел, как суровый мастер…» — «Исповедь хулигана»), причастный к секретам фольклорного сознания и подсознания. «Радуница» и стихи 1916 г. сделали Есенина модным поэтом: о нем говорили, ему льстили, его поучали. А Есенин уже тогда понял: на петербургском Парнасе он чужой, поэтому и держался настороженно, болезненно реагируя на «снисходительность дворянства».

Этого он не прощал никому, даже Блоку. 23 февраля 1917 Есенина отправили в Могилев в распоряжение командира боевого пехотного полка. Через несколько дней произошел переворот, и в марте рядовой Есенин вернулся в Петроград, получив назначение в школу прапорщиков, но по назначению не явился. Несмотря на ироническое отношение к А. Керенскому («калифу на белом коне»), Есенин воспринял Февральский переворот как вещий знак обновления, поверил, что теперь Россия станет Большой Крестьянской республикой, а он, Есенин, ее певцом и пророком. В счастливом предчувствии светлого будущего он изменил и стиль личной жизни: не к лицу первому поэту Новой России быть «бродягой» — 30 июля 1917 он женился (венчался в церкви) из З. Райх, красивой энергичной девушкой из трудовой провинциальной семьи, снял приличное жилье, радовался рождению дочери, которую назвал в честь своей матери Татьяной. С еще большим увлечением Есенин встретил Октябрьскую революцию.

21 стр., 10181 слов

Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина

... нашей работы. Целью нашей работы является выявление особенностей изучения лирики в старших классах на материале поэзии С. А. Есенина. Постановка ... массиве всех лирических произведений. Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и ... сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно, именно поэтому для нее ...

Он и Петроград покинул, переехав в Москву, не по семейным обстоятельствам, а «вместе с советской властью» (весной 1918).

И хотя членом ВКП(б) Есенин так и не стал, но не лукавил, написав в биографии: «В года революции был на стороне Октября, но понимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Важное уточнение: окрыленный большевистским декретом о земле, поэт даже извне изменился. Вот каким видел его в 1918 г. Вяч. Полянский, литературный критик и главный редактор журнала «Новый мир»: «Ему было тесно и неудобно, он был преисполнен песенной силы и творческой неугомонности. С него падали какие-то путы… из него источником била мужицкая стихия, разбойничье молодечество… с безумным взглядом, в беспамятстве увлечения он декламировал свою замечательную «Инонию». «Инония» — центральная часть книги из 10 маленьких поэм (1917—1919).

По установленной традиции, эти поэмы называют «библейскими». Спровоцировал критиков на употребление непривычного слова сам Есенин, явившись в «Инонии» в образе пророка: «Так говорит по Библии Есенин Сергей». Библия, которую «толкует» поэт, не строго православная, а еретическая, мужицкая. Но создавая новые религиозные формы, Есенин использует и канонически-христианские представления, сюжеты, символы. Поэтическая «Библия» Есенина — произведение дерзко-новаторское, но слишком причудливое для «простого, как мычание» времени, где, по словам В. Маяковского , «исчезали все середины», — читательского успеха не имела. Да и критики отнеслись к библейскому циклу более чем сдержанно.

И все же особая точка зрения Полянского не оставалась без поддержки. Иванов тоже считал, что цикл «Инония» как стихи — самое совершенное из созданного Есениным, а как документ — яркое свидетельство искренности его революционного увлечения. Так, Есенин утверждает, что он «со всеми устоями» стоит на «советской платформе» («Автобиография», 1923) и создает вместе с пролетарским поэтом Герасимовым и С. Кличковым «Кантату» — реквием по погибшими героями Октября. Но в просоветские годы (1917—1918) воспринимал все уже не только с «крестьянским уклоном», а и решительно по-своему.

Особенно приводила в негодование Есенина культурная политика новой власти и, прежде всего, классовый подход к явлениям эстетичного порядка. Вот какую еретическую мысль высказал он уже в 1918 г. (в «Ключах Марии ): «То, что возникает перед нашими глазами в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Пусть выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелые, путь его недалекий, он упадет, не только не долетев до материка, а и даже не увидев его, мы знаем, что он не вернется, знаем, что оливковую ветвь принесет только голубь — , крылья которого спаяны верой человека не от классового сознания, а от осознания его храма вечности». Вопреки этому к осени 1919 г., т.е. к выходу в печать поэмы «Кобильи корабли», острых конфликтов с ленинским режимом у Есенина не было.

В этом сборнике символ революции — «конницы бурь» превращается в «хугу», которая несет голод и смерть. Богоподобное солнце замерзает, а сам поэт, бывший пророк Голубой России, теперь отброшен на обочину жизни. Относительная лояльность Есенина на протяжении двух первых пореволюционных лет объясняется, наверное, еще и тем, что после переезда в Москву ему стало не до политики. Разбалованный опекой питерских литераторов, он растерялся в Москве: как оказалось, никто хорошо его не знал, здесь еще нужно было доказывать, что он «известный русский поэт». Вот здесь судьба и познакомила его с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем, литераторами-имажистами. В бытовом плане это было удобно: имажисты рекламировали Есенина, он читал свои стихи в литературном кафе «Стойло Парнаса», впервые в жизни у него появилась нужна аудитория, которая могла сопереживать.

13 стр., 6335 слов

Образ России в творчестве Есенина

... животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), ... видит себя в новой России. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к ...

Нужна шпаргалка?

  • Литературные сочинения!
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tragicheskaya-sudba-esenina/