По роману «Обломов»

Сочинение

Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.

Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.

Проанализировать темы сочинений.

Отобрать материал для сочинения.

Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.

Развивать связную речь учащихся.

Тренировать навык самостоятельной работы.

I Оргмомент.

II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.

1) «Во мне был заперт свет…»

2) Штольц и Обломов.

3) Обломов и обломовщина.

4) Ильинская и Обломов.

5) Трагичен ли образ Обломова?

6) Роман «Обломов» в русской критике.

7) Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».

8) «У тебя были крылья, да ты отвязал их».

9) Обломов и «лишние люди».

2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».

I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:

1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев — Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).

II. Штольц – антипод Обломова:

1) общие черты:

  • а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
  • б) вероиспове´дание (православие);
  • в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;
  • г) служба и быстрая отставка;
  • д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

  • а) портрет;
  • б) родители;
  • в) воспитание;
  • г) отношение к учёбе в пансионате;
  • д) дальнейшее образование;
  • е) образ жизни;
  • ж) ведение хозяйства;
  • з) жизненные стремления;
  • и) взгляды на общество;
  • к) отношение к Ольге;
  • л) взаимоотношения и взаимовлияние;
  • м) самооценка;
  • н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

1) Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;

2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;

3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;

4) Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.

12 стр., 5971 слов

Почему обломов и штольц друзья. "Обломов и Штольц" - по роману ...

... 1 ] В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного ... и относятся главные герои романа: Штольц и Обломов. Их связывает старая дружба, они образованные, мыслящие и чувствующие люди. Но, несмотря на дружбу, Обломов и Штольц – два совершенно разных по характеру и мировосприятию человека, и ...

III. Работа по написанию сочинения.

1. Отбор цитатного материала к сочинению.

2. Работа с черновиком. Проверка, правка.

3. Переписывание сочинения в тетрадь.

IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.

2. Драму «Гроза» прочитать.

3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

Конспект урока литературы в 10 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tragichen-li-obraz-oblomova/

по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Тема: «Обломов» как роман о любви.

Цели урока:

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

Текст (Гончаров И.А. Обломов: роман. В 4-х ч. Т.: 1985г.), эпизоды из экранизации романа «Обломов» Гончарова «Несколько дней из жизни Обломова» Н.С.Михалкова, тетради.

Ход урока:

На доске: Обломов и Ольга. История любви.

Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Гончаров огромное значение придавал чувству любви. Устами Штольца он говорил, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию.

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».

А теперь посмотрим, как показывает эти чувства Н.С.Михалков в своем фильме «Несколько дней из жизни Обломова», где главную роль играет О.Табаков, а в роли Ольги – Е.Соловей.

(Эпизод из фильма – пение Ольгой « Casta diva » из арии «Норма» Винченцо Беллини).

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская).

По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

8 стр., 3578 слов

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. : Сон Обломова ...

... повергла его жалкое состояние нравственного рабства». Глава “Сон Обломова” из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов” начинается мастерским описанием дворянской усадьбы, ... конца жизни. И ни дружба Андрея Штольца, пытающегося расшевелить Обломова, повернуть его к деятель­ной жизни; ни любовь его ... жизни. В конце концов, он её теряет, и мещанское болото засасывает его уже навсегда. Ни Штольц, ...

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282).

Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).

Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).

Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма — отъезд Штольца, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

( Рассказ учителя о мифе «Пигмалион и Галатея»).

Несмотря на это, Ольга любит Обломова. Далее в ее чувстве идет «пробуждение» сознания, которое выражается через природу.

«Лицо ее наполнилось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием…Солнце также иногда выходит из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровью и вдруг обольет светом целый пейзаж».

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Свободен ли обломов в своей любви?

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Быть свободным – это быть таким, каким задумал тебя Бог: «Познайте истину, и истина сделает вас свободным». Он познал ее (с. 243-244, 303).

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

Когда мы пишем письма?

Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

Почему брак Ольги и Штольца был возможен?

Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

14 стр., 6523 слов

Испытание любовью Обломова в романе

... это испытание. Другие темы: ← Образ Обломова↑ ГончаровХарактеристика Обломова → ` Обломов и Ильинская Илья Ильич Обломов проходит испытание любовью. Привыкший к спокойному образу жизни главный герой, влюбившись в Ольгу ... может выдержать испытание любовью и возвращается к прежнему образу жизни, выбрав между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной вторую женщину. В романе «Обломов» И. ...

Домашнее задание: письменное высказывание на вопрос: «Возможно ли другое развитие этих отношений?».

Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Цель урока: выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Задачи:

Образовательная: выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

Приветствие учащихся. Предлагает просмотреть иллюстративный ряд (герои и детали в романе Гончарова «Обломов»).