По роману Лины Костенко «Маруся Чурай»

Сочинение

Она была, как голос Украины (по роману Л. Костенко «Маруся Чурай»)

Творчество Лины Костенко, бескомпромиссной писательницы, волнует каждого, потому что всегда актуальна, современная. Современная даже тогда, когда поэтесса ведет нас тайными тропами прошлого, ведь связывает ее с проблемами сегодняшнего дня. Она заботится о духовном мире соотечественников, которые на пути национального возрождения не должны забывать горьких и героических страниц истории, чтобы не растерянные были те моральные ценности, которые веками создавались народом. В связи с этим необходимо отметить большую роль историко-философского романа в стихах «Маруся Чурай», который литературная критика назвала энциклопедией духовной жизни Украины XVIII века,

Роман охватывает полувековую борьбу украинского народа за свое освобождение и возвращение утраченной государственности. Испокон веков история Украины писалась кровью предков наших, «плугом и мечом, песнями и невольницьким плачем». Героическая судьба нашей земли, трагическая, ибо только в конце XX в. народу возвращается память о прошлом. Лина Костенко говорит, что «о наших битвы на бумаге голо — только в песнях огонь тот живет».

И оживает история в песнях Маруси Чурай, легендарной полтавской певицы, которая своим творчеством вознесла на пьедестал человеческого духа сокровища нации:

… Ее песнями плакала Полтава.

Что нам потребовалось на войне?

Сабли, знамена и те песни.

В бурные годы борьбы украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого за свободу и независимость песни талантливой полтавчанки звали людей на борьбу во имя жизни.

Ей, чье имя пронесен через века песнями и легендами, Лина Костенко отводит центральное место в произведении. Отец певицы Гордей Чурай, соратник гетмана Павлюка, героически погиб в боях с врагами. Он стал героем народной думы, которую услышала Маруся от кобзаря. ее личная «печаль тронула впервые слово», что зажило с тех пор болями страны.

Имея тонкую поэтическую душу, девушка пережила романтическая любовь к Гриця Бобренко и тяжелая измена камнем легла на сердце. По стечению обстоятельств Гриша выпил яд, который Маруся приготовила для себя. Девушку обвиняют в убийстве. Суд вынес приговор — «казнить». Но народу не безразлична судьба писняркы, ее защищают. Иван Искра, сын гетмана Якова Остряницы, страстно произносит:

… Эта девушка не просто так, Маруся.

Это голос наш. Это — песня. Это — душа …

Она была, как голос Украины,

34 стр., 16726 слов

Конституционное право Украины

... гос-ногоустройства, использованияатрибутовисимволовгос-ва . 5. Гражданин как субъект конституционного права Конституционно-правовой статус личности в Украине. Демократический характер новой Конституции вытекает не только ... часов 18 минут утра Конституция Украины квалифицированным большинством голосов (315 депутатов) была принята. Конституция Украины имеет четкую структуру. Она состоит из ...

что клокотал у наших знаменах!

Любя девушку, понимая значение его поэтического слова для исторической судьбы Отечества, Искра просит защиты у Богдана Хмельницкого. Универсал гетмана спасает певицу от смертной казни.

От переживаний умирает мать, одиноким остается Маруся ‘. Чувство вины за смерть самой родной человека едбирае силы. Чтобы хоть немного снять с души бремя адских мук, девушка идет на ‘богомолье в Киев. Вот идет она «сквозь горе напрямик через вдовы села». Видит горе, страдания людей:

  • Откуда вы, люди?
  • С голода, с Волыни.
  • Из села какого?
  • Вымерло село.

Люди в отчаянии закурили свечи, ждут смерти. Страшные картины бедствия, судьба растерзанной родины поражают девушку в самое сердце:

Пол-Украины — сироты казацкие

От Лохвицы до самой Молдовы.

Пол-Украины — то казацкие вдовы …

Ни защиты в жизни, ни помощи.

Разве может умереть память человеческая? Нет. Маруся жадно вбирает в себя беду народной земли, ее талант подарит потомкам прекрасные песни, которые будут напоминать и предостерегающих, научат любить Украину с ее «красотой, высокой и бессмертия».

Жизненная дорога каждого человека имеет свой конец. Маруся заболела чахоткой. Идет весна, а девушка угасает. Казацкий полк поет Марусина песен. Фигура талантливой девушки, одаренной очаровательным голосом, вырастает до символа высокой духовности:

Красивая я была, правда?

Похожая на свою мать.

Смелая я была, правда?

Похожа на своего отца.

Поющая я была, правда?

Похожая на свой народ.

Песни Чураивны живут среди людей, звучат славными и трагическими мелодиями Украины. Роман Лины Костенко пробуждает чувство национального достоинства, призывает не быть равнодушными к истории Отечества, помогает почувствовать значимость нашей нации в этом мире, которая заслуживает признания, счастья, глубокое уважение.

Роль образов в решении основных проблем романа Лины Костенко «Маруся Чурай»

Творчество Лины Костенко — это мужество и зрелость современной украинской поэзии, ее бескомпромиссность, неуступчивость в судьбоносных вопросах, небудничным талант в сочетании с чувством ответственности перед прошлым, современным и будущим. Исторический роман в стихах «Маруся Чурай» увидел свет в 1979 году. М. Слабошпицкий, украинский литературовед, отметил: «Маруся Чурай» Лины Костенко — не просто наша ограблены и поганьблена история, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII в. Это — история, которая осмысливает себя, мыслящая история. Это — партитура вечных мотивов духовного бытия народа ». Но рассматривать произведение только как исторический нельзя. Необходимо подойти и к решению проблемы «человек и время», «человек и мир».

Маруся Чурай — главная героиня романа. В этом образе органично переплелось личное и общенародное. Она — натура творческая, а потому особая, с нежной, чувствительной душой. «Эта девушек не просто так, Маруся. Это — голос наш. Это — песня. Это — душа ». Такую оценку дает писнетворци Иван Искра. Именно ему судьба вывела Марусю в двух величинах: любимой девушки и художника необычного таланта.

13 стр., 6097 слов

Мой любимый украинский писатель лина костенко

... міфологізм, історизм та інтер­текстуальність - виразно характеризує творчий шлях Ліни Костенко. Історичний роман “Маруся Чурай” «Минуло небагато часу від виходу книги, а вона вже стала раритетом, ... неї одразу ж з'явилися відгу­ки у пресі. Так розпочала свій шлях «Маруся Чурай» Ліни Костенко» ,— писав наприкінці 1980 року лі­тературознавець Павло Охріменко. Але, як ми ...

Роман начинается сценой суда, в котором проявляется отношение героев романа к девушке. Для одних она — гордость, душа народа, для других — убийца. Маруся болезненно переживает драму — измену Гриця Бобренко, который сам выпил зелье, которое она приготовила для себя. ей показалось, что «никому нет хуже в мире», как ей. Маруся понимает, что «неровня душ — это хуже, чем имущества» Потому Бобренко — неуверенный во взглядах, усердный перед богатством: «От того кидавсь берега до того, любил изобилие и любил песни.

Его раздвоенность растравляла сердце Маруси. Но лечили песни, которые служили народу. В начале IV главы романа автор пишет: «Здесь, может, речь идет о судьбе страны, — а я о чьем-то там одненька жизни».

А может, история страны и состоит из миллионов человеческих судеб? Счастливых, трагических, талантливых, рядовых. В произведении изображена целая галерея образов: мужественных Леська Черкеса и Ивана Искры, легендарного Богдана Хмельницкого, мудрого деда галерники и многих других. Это они помогли Маруси определить настоящее место ее таланта в жизни.

Путь на богомолье из Полтавы в Киевской лавры стал откровением девушки, осознанием причастности к судьбе народа. Мандры с дьяком показали героини горе растерзанной Украины и в прошлом, и настоящем. Маруся поняла, что ее горе является мизерным по сравнению со всенародной трагедией: «Кому на свете хуже, чем тебе».

Душа девушки словно оживает от прикосновения к страданиям соотечественников. Так Линой Костенко выстроена проблема «художник и народ».

Роман «Маруся Чурай» актуален в наше время. Требуют решения и сейчас проблемы: «верность и измена», «отцы и дети», «художник и общество». А образы произведения, исполненные философских обобщений, помогают найти выход из сложных жизненных лабиринтов.

очинаеться сценой суда, в котором проявляется отношение героев романа к девушке. Для одних она — гордость, душа народа, для других — убийца. Маруся болезненно переживает драму — измену Гриця Бобренко, который сам выпил зелье, которое она приготовила для себя. ей показалось, что «никому нет хуже в мире», как ей. Маруся понимает, что «неровня душ — это хуже, чем имущества» Потому Бобренко — неуверенный во взглядах, усердный перед богатством: «От того кидавсь берега до того, любил изобилие и любил песни.

Его раздвоенность растравляла сердце Маруси. Но лечили песни, которые служили народу. В начале IV главы романа автор пишет: «Здесь, может, речь идет о судьбе страны, — а я о чьем-то там одненька жизни».

А может, история страны и состоит из миллионов человеческих судеб? Счастливых, трагических, талантливых, рядовых. В произведении изображена целая галерея образов: мужественных Леська Черкеса и Ивана Искры, легендарного Богдана Хмельницкого, мудрого деда галерники и многих других. Это они помогли Маруси определить настоящее место ее таланта в жизни.

Путь на богомолье из Полтавы в Киевской лавры стал откровением девушки, осознанием причастности к судьбе народа. Мандры с дьяком показали героини горе растерзанной Украины и в прошлом, и настоящем. Маруся поняла, что ее горе является мизерным по сравнению со всенародной трагедией: «Кому на свете хуже, чем тебе».

3 стр., 1347 слов

Маруся в повести В дурном обществе Короленко характеристика образ

... Также читают: Картинка к сочинению Сочинение Маруся в повести В дурном обществе Популярные сегодня темы Сильвио является ... живёт в нищете и голоде. Уже почти в самом начале рассказа читатель ... В произведении значимым героем является маленькая девочка Маруся, больная туберкулёзом. Она, как и Валек, приёмный ребёнок Тыбурция. Из описания ... днем Марусе становилось все хуже. Но она стойко переносила ...

Душа девушки словно оживает от прикосновения к страданиям соотечественников. Так Линой Костенко выстроена проблема «художник и народ».

Роман «Маруся Чурай» актуален в наше время. Требуют решения и сейчас проблемы: «верность и измена», «отцы и дети», «художник и общество». А образы произведения, исполненные философских обобщений, помогают найти выход из сложных жизненных лабиринтов.