https://www.bestreferat.ru/referat-173048.html
Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей.
А.И. Ревякин, Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о трагической судьбе Катерины и Ларисы;
Развивающие задачи:
развивать навыки целостного анализа художественного произведения;развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Методика урока
: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями, инсценирование
Ход урока
1 этап урока
Слово учителя.
Русская женщина.
Чем живет ее душа? С чем связано ее счастье? С рождением ребенка? Или когда ее душу согревает вера, надежда и любовь? Читая произведения русской литературы, мы узнаем о том, что любовь – это великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею живет и хранится женская душа. Для всех женщин русской литературы любовь не только дар, но дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных и корыстных помыслов.
Мы обратимся к героиням А.Н. Островского Катерине и Ларисе, постараемся понять: в чем трагедия этих героинь, так верно и преданно любивших своих избранников
Дома вы были должны проделать большую исследовательскую работу: составить таблицу, где наглядно будет представлена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Любое сравнение позволяет ярче высветить черты характера героинь.
Ведь исследовательница И. Вишневская считала, что «до чрезвычайности схожи натуры Катерины из «Грозы» и Ларисы из «Бесприданницы»…Схожи и финалы их жизни…»
Самостоятельная работа учащихся на уроке
... роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, ... творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы ... организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность ...
- На доске нет привычной темы урока, а как бы вы определили тему нашего разговора?
- Идя на урок, я ставила определенные задачи? Как вы думаете, какие
- образовательные…
- развивающие…
- воспитательные…
Итак, в путь, удачи Вам в постижении истины.
Докажем или опровергнем эпиграф нашего урока.
«Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей», – писал исследователь творчества писателя А.И. Ревякин
2 этап урока
Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (работа с таблицами, самостоятельно составленными студентами)
Аспекты сравнения образов Катерины и Ларисы.
- Смысл названия пьес.
- Действующие лица.
- Время и место действия пьес.
- Жизнь и окружение героинь в доме.
- Духовный мир Катерины и Ларисы.
- Смерть Катерины и Ларисы.
Смысл названия пьес.
- В названиях пьес Островского всегда содержится глубокий подтекст. Как вы понимаете смысл названия? Возможно, что уже в названии кроется трагическая развязка пьес.
Список действующих лиц.
- В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящие. Подумайте, какие представления может получит зритель , открыв эту афишу? Обратите внимание на: а) порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы);
- б) характер имен и фамилий.
Время и место действия пьес.
- В каком году написаны пьесы? Дайте характеристику общественно-политического положения России: 60-е гг. и 80 – е.
- Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть на той и другой сцене?
(Учитель обращает внимание на название городов, на место действия, на содержание разговоров действующих лиц).
Попробуйте сформулировать принцип жизни горожан Калинова и Брихимова. («Шито – крыто»; «Всякому товару цена есть)
Жизнь и окружение героинь в доме.
ЖИЗНЬ КАТЕРИНЫ
- Обратимся к тексту, найдите ключевые слова, которые передают обстановку в доме Кабанихи.
Обратимся к монологу Катерины о жизни в родительском доме, насколько он важен для понимания трагизма положения Катерины в доме Кабановой? (Стилистический анализ текста. Какие слова наиболее ярко передают душевное состояние Катерины?)
(Трагизм положения в доме в том, что романтическая мечтательность, религиозность, жажда свободы сталкиваются с ложью и несвободой).
ЖИЗНЬ ЛАРИСЫ.
Из реплик Вожеватова, Кнурова выберите ключевые слова, которые дают наглядную картину жизни Ларисы в доме. В чем трагизм жизни Ларисы?
(отношение к ней как вещи, отсутствие поддержки в моральном самоопределении. У Катерины есть религия, страх перед дьяволом, у Ларисы этого нет)
Духовный мир Катерины и Ларисы
. – Опираясь на текст, назовите основные черты характера героинь.
Катерина
(мечтательность, гордость, впечатлительность, решительность, народность характера) – Работа с черновыми рукописями.
В процессе работы над «Грозой» А.Н. Островский все более и более углублял драматизм образа Катерины. Это нашло свое выражение, в частности, в том, что драматург упорно искал верный тон ее речи, точные реплики, раскрывающие внутренний мир героини.
Определите, какие из приведенных реплик Катерины взяты из черновиков А.Н. Островского, а какие – из окончательного текста «Грозы»:
Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”. Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди. Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” – жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” – красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.
Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова – жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).
Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” – вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности – Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна.
Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура.
Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском. Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества.
Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой. В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли.
Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается) всякие…” Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала.
Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”. Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе – и без греха самоубийства.
Ее самоубийство – это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы – птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы – дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех – Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, – кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” – человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого – чайка. Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”.
Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова… А ведь так жить холодно”.
Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие. По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный поступок. Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы. |
|
«Ну, так меня с собой возьми…» | «Ну, бери меня с собой, бери!» |
(Действие 2, явление 4) | |
«Тиша, я боюсь, мое сердце чувствует, что без тебя со мной какая-то беда случится». | «Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!» |
(Действие 2, явление 4) | |
«Успокой ты мою душу, такую милость для меня!» | «Успокой ты меня, сделай милость!» |
( Действие 2, явление 4) |
Что различает первоначальную и последнюю редакции реплик Катерины?
Какие особенности ее характера, положения и драматической судьбы подчеркивают вносимые исправления?
Драматизм души героини раскрывается в любви, а достоин ли Борис таких чувств?
Конфликт нарастает: идти в дом Кабановой нельзя, любимый человек не может принять решение. Куда идти? Некуда…
Лариса
(мечтательность, бесхитростность, доверчивость).
Трагедия души Ларисы….(опираясь на текст, продолжите предложение).
(Любовь к недостойному, излишняя доверчивость, шаткость нравственного стержня).
Смерть героинь
И Катерина, и Лариса погибают…
- Перед вами прозвучат последние монологи Катерины и Ларисы (инсценирование эпизодов))
- Почему Катерина и Лариса уходят из жизни?
- По мотивам произведений Островского созданы фильмы. Посмотрите фрагменты последних сцен пьес. Насколько верно переданы чувства героинь языком кино? Почему режиссеры отказались от сцен, созданных Островским?
УЧИТЕЛЬ.
Перед нами прошли судьбы героинь Островского.
- И Катерина, и Лариса каждая по-своему переживает трагедию души.
- Какую пьесу вы включили бы в репертуар нашего театра?
- Сегодня идет уже 21 век, чем нам близки героини Островского?
( Не смерть, а вера, надежда, любовь должны быть постоянными нашими спутницами. А.И. Герцен писал: «И однако, как низко ни пал этот, что-то говорит нам, что для него есть еще спасение, что оно таится в глубине его души…»)
Домашнее задание
18.04.2010
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/567592/
Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах А.Н.Островского Гроза и Бесприданница
Готовый реферат:
Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах А.Н.Островского Гроза и Бесприданница
[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]
План
Введение……………………………………………………………………………3
1.Краткая история создания драм А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»………………………………………………………………….5
2.Своеобразие судьбы Ларисы иКатерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Среди русских писателей и драматургов почетное место принадлежит А.Н.Островскому. Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) вошел в историюрусской литературы и искусства как основатель русского национального театра,«Колумб Замоскворечья» – этот почетный титул принадлежит драматургу по праву.
В Замоскворечье – старомкупеческом и чиновничьем мещанском районе Москвы родился и прожил большую частьсвоей жизни Островский. Его родители происходили из духовного сословия.
Матьрано умерла, воспитанием мальчика занималась мачеха, которая дала ему прекрасноедомашнее образование.
Отец служил по судебному ведомству, после окончания гимназииОстровский поступил в Московский университет на юридический факультет, но послевторого курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд,а все свободное время отдавал сочинительству.
Актуальность, Цель исследования, Задачи исследования:
1.Изучить историю создания драм А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница».
2. Проанализировать своеобразиесудьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и«Гроза».
Теоретической базой
1.Краткая история создания драм А.Н. Островского «Гроза» и«Бесприданница»
Пьесы «Гроза и «Бесприданница»,о которых у нас пойдет речь, занимают значительное место в драматургииОстровского. «Гроза» (1859) считается вершиной предреформенного периодатворчества драматурга, «Бесприданница- шедевр позднего Островского,
Премьера «Грозы»состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра с Л. П. Никулиной-Косицкойв роли Катерины, месяц спустя пьеса была показана в Александринском театреПетербурга. В дальнейшем Катерину играли такие прославленные русские актрисы,как Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. Пьеса была принятагорячо, вызвав жаркую полемику.
Каждый социальный лагерь трактовал конфликтпьесы по-своему. Пьесу «Бесприданница» А.Н. Островский начал еще в 1874 году,закончил же только в 1878-м.
Такой продолжительный срок работы над вещью,вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесеОстровский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительноизменяющейся действительности русской жизни. Сам А.Н.
Островский считал «Бесприданницу»одним из наиболее удачных своих созданий, признавалось это и окружениемдраматурга: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей былии лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу»лучшим из всех моих произведений»[1].
Премьера «Бесприданницы» состоялась 10 ноября1878 года в Малом театре, Ларису играла Г. Н. Федотова, авторы рецензий, вскорепоявившихся в печати, были почтиединодушны, по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и дажеокончательный провал, постановка пьесы в Александринском театре Петербургамесяц спустя имела едва ли больший успех.
«Драматург утомил всюпублику, вплоть до самых наивных зрителей, ибо публика явно переросла те зрелища,какие предлагает ей Островский», писал популярный беллетрист того времени П.Боборыкин[2].
Егоотзыв о пьесе в целом уничижителен «Избитый сюжет, знакомые (по другим пьесамОстровского) фигуры, все тонет в ненужных разговорах и несносных длиннотах»[3].
Автор рецензии в газете«Голоса» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героическиехарактеры. В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все нижеи ниже,,,»[4]
Подобные отзывы не могутне вызвать удивления у современного читателя, почему «Бесприданница», одна изсамых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русскиеактрисы, как М, Н. Ермолова, М, Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская М. И,Бабанова, встретила непонимание современников. По-видимому, дело здесь в том,что А.Н.
Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени,видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству. Важени еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когдаЛарису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская.
С момента создания пьесы прошло18 лет, наступила другая эпоха – рубеж веков:ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния влитературе и искусстве. И то, что А.Н.
Островский увидел еще в 1878 году инаписал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность – да, но и надломленность, двойственностьхарактера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет своюЛарису, а не героиню А.Н. Островского.
2. Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского«Бесприданница» и «Гроза»
Наверно, не случайно вцентре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых является вершиной определенногопериода творчества драматурга, – женские судьбы.
«Бесприданницу» отделяютот «Грозы» почти два десятилетия: изменилось время, русская жизнь стала иной,но судьба Ларисы так же трагична, как и Катерины. Более того, если отвлечься отчастностей, то может показаться, что перед нами разыгрывается одна и та жевечная драма. Действительно, исходные ситуации и расстановка сил во многом сходны.
И Катерина, и Лариса – возвышенные,поэтические души, которые «не вписываются в свое окружение. «Какая у нее налице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» так говорит Борис оКатерине[5].
А вот как говорит о Ларисе один из героевпьесы «Бесприданница»: «Ведь в ЛарисеДмитриевне земного, этого житейского нет. Ну, вы понимаете, тривиального…Ведь это эфир», — Кнуров. «Эфир, Мокий Парменыч», — вторит ему Огудалова.
«Онасоздана для блеску!» — «для блеску, Мокий Парменыч…»[6].
Не удивительно, чтоКатерина и Лариса, которым тесно, душно в окружающем их пошлом мире, полюбилитех, кто хоть чем-то выделялся на этом общем сером фоне. И если уж глубоковерующая Катерина не побоялась греха, то, как могла Лариса не броситься безогляднов «любовь, прекрасную страну»? И Катерина, и Лариса — романтики в подлинномсмысле слова. Любовь для них — главное в этой жизни.
А в условиях тогдашнейРоссии – еще и единственный способ реализации своей сильной, незауряднойличности. Не приходится удивляться – в контексте русской литературы – и тому,что и Борис, и «блестящий» Паратов оказываются гораздо ниже и мельче, чемлюбящие их женщины.
Мужчин, как всегда,держат цепи: одного дядя посылает, другой на золотых рудниках женится, так что— не до любви! Катерина робко просит своего возлюбленного: «Возьми меня с собойотсюда!»[7].
Лариса,живущая уже в другую эпоху, пытается бороться за свою любовь, но итог —одинаково трагический. Катерина: «А о жизни и думать не хочется. Опять жить?Нет, нет, не надо!..
Умереть бы теперь… Грех! Молиться не будут? Кто любит,тот будет молиться»[8] в параллель слова Ларисы:«Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить, да и ненужно…[9]
Д. И. Писарев считал,что в статье «Луч света в темном царстве»Добролюбов увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность засветлое явление…[10]. Помнению Писарева Д.И., читая «Грозу» илисмотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна былапоступать в действительности именно так, как она поступает в драме.
Вы увидитеперед собою и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе,смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите.
Всякое живое явлениеотличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать сразных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить кразличным и даже к противоположным заключениям.
Катерина испытала на себемного разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее вбезнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждыйпоступок Катерины с предписаниями положительно го закона и подвести итоги; наэту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому еедействительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем,ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина –светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборниковблагочиния, и поэтому первых выслушали суважением, между тем как последних тот час же осмеяли. Во главе эстетиков стоялДобролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими исправедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся со своимивсегдашними противниками и сошелся по тому, что, подобно им, стал восхищатьсяобщим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойномуанализу.
В каждом из поступковКатерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал этистороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствиеэтого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовалсяэтому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддалсяэтой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно ивнимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самыйпростой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушениепривлекательной иллюзии.
[1] Журавлева А.И. О жизни и творчестве драматурга – М., 1992,С. 122
[2] Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2ч., ч. 2. М., 1990.С. 121
[3] Там же, С. 122.
[4] Там же, С. 124
[5] ОстровскийА.Н. «Бесприданница» – С. 31
[6] Тамже, С. 32
[7] ОстровскийА.Н. «Гроза» – С. 17
[8]Там же, С. 18
[9] ОстровскийА.Н. «Бесприданница» – С. 30
[10] Писарев Д.И. Мотивырусской драмы – М., 1956, С. 231
Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах А.Н.Островского Гроза и Бесприданница
Источник: https://rectorate.ru/2015/02/tragicheskie-sud-by-kateriny-i-larisy/