Томление духа лесков

Сочинение

На нашем уроке мы будем обращаться к понятиям, может быть не вполне привычным для нашего суетливого мира, но мы имеем дело с творчеством и мировоззрением православного писателя и должны рассуждать в направлении, которое задает нам писатель. И из знакомства с его произведениями попробуем извлечь полезное для нас.

Рассказы вы прочитали. Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства? ( Дети отвечают .)

Вам встретились слова, которые вы знаете не очень хорошо. Словарь этих слов перед вами.

Основная часть:

Теперь обратимся к тексту рассказа “Приведение в Инженерном замке”

Рассказ опубликован в 1882 году, основан на действительном происшествии, о котором Лескову рассказал знакомый.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Лесков включил этот рассказ в сборник “Святочные рассказы”? (вспоминаем с ребятами, что такое святки)

Ответ: Сюжет с элементами мистики.

2. Можно ли воспринимать как некое подобие сказки?

Ответ: Нет.

3. Что указывает в самом начале рассказа на реалистичность повествования?

Ответ: Упоминание конкретных исторических лиц.

4. Чем был знаменит Петр I кроме реформ?

Ответ: Не имел нравственных преград, а в народе его называли антихрист.

5. Что связано с именем Павла?

Ответ: Обстоятельства смерти не известны (а в оде А.С.Пушкина “Вольность” есть намек на страшную смерть Павла). (Ребята приводят цитаты из оды). Две эти фигуры Петр I и Павел появляются не случайно жизнь одного и другого связана с неразрешимыми нравственными проблемами.

6. Что же происходит в Инженерном замке? Чем забавлялись дети?

Ответ: Играли в приведение.

7. Как реагировали взрослые на поступки детей?

10 стр., 4509 слов

Привидение в инженерном замке

... библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно. Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была ... открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго ещё жили, несмотря на ...

Ответ: Никак.

8. До каково времени взрослые не обращали внимания на детей?

Ответ: Пока не было напугано “высокое лицо”, и тогда один из кадетов получил наказание – высекли розгами.

9. Остановила ли эта история детей? Послужила ли им уроком?

Ответ: Нет! Дети продолжают шалить.

10.

именин

11.

Ответ: Священник.

12.

Ответ: Напоминанием о совести.

совесть,

весть

14.

Ответ: Испугались, задумались.

15.

16.

Ответ: Кощунство (причём двойное).

17.

18.

(Дети под руководством учителя записывают в тетрадь выводы по рассказу).

Заголовок в тетради : “Какие и от кого получили жизненные уроки кадеты?”

1. От священника (о совести и неизбежном возмездии).

2. От несчастной женщины (способность прощать).

А нам все эти уроки преподаёт Н.С.Лесков.

19. Как вы считаете, почему на нашем уроке вслед за произведением “Приведение в Инженерном замке” следует рассказ “Томленье духа”?

20. Как вы понимаете каждое слово в названии рассказа? (словарь перед вами)

21. На что указывает подзаголовок?

Ответ: Воспоминание того, что оставило глубокий след.

22. Какую характеристику даёт Лесков Ивану Яковлевичу? (выделите корень в слове воспитание)

23. Когда проявляются “фантазии” Ивана Яковлевича?

24. Что испытали дети после своей клятвы?

25. Чем страшна клятва?

Ответ: Дети не знают, не понимают. Им только предстоит осмыслить и понять. (Попросить учеников подобрать однокоренные слова к слову клятва )

26. Как взрослые относятся к поступку Козы?

Ответ: Сошел с ума, а дети не понимают за что Коза выгнан. Взрослые и дети по-разному оценивают поступок Козы. (Привести пример из текста)

27. Кто ещё из взрослых кроме Козы говорит о правде?

Ответ: Василиса.

28. Как она понимает правду? (привести пример из текста, а также можно вспомнить, что говорил о правде Ф.М.Достоевский)

29. Почему Коза уходит пешком?

Ответ: Пожалел мужика.

30. Когда дети и учитель объединяются духовно?

Ответ: Во время молитвы.

31. Как расстаются учитель и его ученики? (просмотр фильма, обсуждение)

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей ... знания, умения, которые потребуются им в бедующей их работе(«Занимаюсь серьезно компьютером, в будущем пригодится»; «Учу второй язык - хочу стать переводчиком»). Дети удивляют взрослых ...

Ответ: Учитель уходит спокойно. Торжественно, при этом совершенно нищий (зачитать портрет), а дети стояли на коленочках и плакали, хотя у них всё было изобильно и готово.

32. Как вы думаете, где кульминация рассказа?

33. Чем заканчивается рассказ? (Окончание рассказа учитель читает в слух. Обратить внимание, что образ учителя становится символическим)

34. Что Коза помог понять детям?

(ответы записываются в тетрадь):

1. без клятвы будь правдив

2. всегда быть правдивым во всех случаях жизни

3. чистая совесть…покажет Бога, а ложь…удалит от Бога

4. ни для чего не лгите

Окончание урока:

Ребята как вы думаете, что поможет человеку приблизиться к праведному пути?

Ответ: Нужно иметь наставления, необходимы духовные уроки.

Дети в рассказе запомнили духовный подвиг своего учителя.

Слово учителя: Человек всю жизнь ищет свой путь, о чём говорится в конце рассказа. Умер Лесков в 1895 году. Уже век прошел, а мы читаем его произведения. А композитор Свиридов уже в наше время говорит о духовном. (Учитель читает цитату Свиридова, которая написана на доске)

Чтобы узнать понравились ли учащимся прочитанные произведения, желают ли они дальше знакомиться с творчеством Лескова необходимо провести в конце урока экспресс-диагностику, (учитель раздаёт детям листочки с вопросами, напротив вопроса дети ставят “+” или “-”, или пишут “да” или “нет”)

На диагностику ученикам отводится 4-5 минут.

Домашнее задание:

  1. Письменное задание (по выбору учащихся)

а) описать ваше подобное состояние в определенный период жизни

б) если не желаете говорить о себе, опишите подобное состояние любого литературного героя (сочинение-миниатюра)

2. Устное задание:

Почему путь к духовности так важен для человека?

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tomlenie-duha-leskov/

1. Толковый словарь В.Даля

2. Толковый словарь С.И.Ожегова

3. Библейский словарь школьника Н.В.Давыдовой

4. Н.С.Лесков “Избранное”. Издательство “Синергия”

5. В.Ю.Троицкий “Словесность в школе»