На нашем уроке мы будем обращаться к понятиям, может быть не вполне привычным для нашего суетливого мира, но мы имеем дело с творчеством и мировоззрением православного писателя и должны рассуждать в направлении, которое задает нам писатель. И из знакомства с его произведениями попробуем извлечь полезное для нас.
Рассказы вы прочитали. Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства? ( Дети отвечают .)
Вам встретились слова, которые вы знаете не очень хорошо. Словарь этих слов перед вами.
Основная часть:
Теперь обратимся к тексту рассказа “Приведение в Инженерном замке”
Рассказ опубликован в 1882 году, основан на действительном происшествии, о котором Лескову рассказал знакомый.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему Лесков включил этот рассказ в сборник “Святочные рассказы”? (вспоминаем с ребятами, что такое святки)
Ответ: Сюжет с элементами мистики.
2. Можно ли воспринимать как некое подобие сказки?
Ответ: Нет.
3. Что указывает в самом начале рассказа на реалистичность повествования?
Ответ: Упоминание конкретных исторических лиц.
4. Чем был знаменит Петр I кроме реформ?
Ответ: Не имел нравственных преград, а в народе его называли антихрист.
5. Что связано с именем Павла?
Ответ: Обстоятельства смерти не известны (а в оде А.С.Пушкина “Вольность” есть намек на страшную смерть Павла). (Ребята приводят цитаты из оды). Две эти фигуры Петр I и Павел появляются не случайно жизнь одного и другого связана с неразрешимыми нравственными проблемами.
6. Что же происходит в Инженерном замке? Чем забавлялись дети?
Ответ: Играли в приведение.
7. Как реагировали взрослые на поступки детей?
Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс
... Инженерном замке», анализ рассказа Лескова «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова «Левша», анализ повести Лескова, сочинение «Зверь», анализ рассказа Лескова «Старый гений», анализ рассказа ... когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи. Часовой ... марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания. Автор высмеивает эту систему, ...
Ответ: Никак.
8. До каково времени взрослые не обращали внимания на детей?
Ответ: Пока не было напугано “высокое лицо”, и тогда один из кадетов получил наказание – высекли розгами.
9. Остановила ли эта история детей? Послужила ли им уроком?
Ответ: Нет! Дети продолжают шалить.
10.
именин
11.
Ответ: Священник.
12.
Ответ: Напоминанием о совести.
совесть,
весть
14.
Ответ: Испугались, задумались.
15.
16.
Ответ: Кощунство (причём двойное).
17.
18.
(Дети под руководством учителя записывают в тетрадь выводы по рассказу).
Заголовок в тетради : “Какие и от кого получили жизненные уроки кадеты?”
1. От священника (о совести и неизбежном возмездии).
2. От несчастной женщины (способность прощать).
А нам все эти уроки преподаёт Н.С.Лесков.
19. Как вы считаете, почему на нашем уроке вслед за произведением “Приведение в Инженерном замке” следует рассказ “Томленье духа”?
20. Как вы понимаете каждое слово в названии рассказа? (словарь перед вами)
21. На что указывает подзаголовок?
Ответ: Воспоминание того, что оставило глубокий след.
22. Какую характеристику даёт Лесков Ивану Яковлевичу? (выделите корень в слове воспитание)
23. Когда проявляются “фантазии” Ивана Яковлевича?
24. Что испытали дети после своей клятвы?
25. Чем страшна клятва?
Ответ: Дети не знают, не понимают. Им только предстоит осмыслить и понять. (Попросить учеников подобрать однокоренные слова к слову клятва )
26. Как взрослые относятся к поступку Козы?
Ответ: Сошел с ума, а дети не понимают за что Коза выгнан. Взрослые и дети по-разному оценивают поступок Козы. (Привести пример из текста)
27. Кто ещё из взрослых кроме Козы говорит о правде?
Ответ: Василиса.
28. Как она понимает правду? (привести пример из текста, а также можно вспомнить, что говорил о правде Ф.М.Достоевский)
29. Почему Коза уходит пешком?
Ответ: Пожалел мужика.
30. Когда дети и учитель объединяются духовно?
Ответ: Во время молитвы.
3 стр., 1314 словСочинения по рассказу Лескова «Человек на часах»
... над бездушностью государственных законов и правил. Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь ... словаре дает таким людям, как постников емкое и точное определение: «Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем». Во время чтения рассказа, ...
31. Как расстаются учитель и его ученики? (просмотр фильма, обсуждение)
Ответ: Учитель уходит спокойно. Торжественно, при этом совершенно нищий (зачитать портрет), а дети стояли на коленочках и плакали, хотя у них всё было изобильно и готово.
32. Как вы думаете, где кульминация рассказа?
33. Чем заканчивается рассказ? (Окончание рассказа учитель читает в слух. Обратить внимание, что образ учителя становится символическим)
34. Что Коза помог понять детям?
(ответы записываются в тетрадь):
1. без клятвы будь правдив
2. всегда быть правдивым во всех случаях жизни
3. чистая совесть…покажет Бога, а ложь…удалит от Бога
4. ни для чего не лгите
Окончание урока:
Ребята как вы думаете, что поможет человеку приблизиться к праведному пути?
Ответ: Нужно иметь наставления, необходимы духовные уроки.
Дети в рассказе запомнили духовный подвиг своего учителя.
Слово учителя: Человек всю жизнь ищет свой путь, о чём говорится в конце рассказа. Умер Лесков в 1895 году. Уже век прошел, а мы читаем его произведения. А композитор Свиридов уже в наше время говорит о духовном. (Учитель читает цитату Свиридова, которая написана на доске)
Чтобы узнать понравились ли учащимся прочитанные произведения, желают ли они дальше знакомиться с творчеством Лескова необходимо провести в конце урока экспресс-диагностику, (учитель раздаёт детям листочки с вопросами, напротив вопроса дети ставят “+” или “-”, или пишут “да” или “нет”)
На диагностику ученикам отводится 4-5 минут.
Домашнее задание:
- Письменное задание (по выбору учащихся)
а) описать ваше подобное состояние в определенный период жизни
б) если не желаете говорить о себе, опишите подобное состояние любого литературного героя (сочинение-миниатюра)
2. Устное задание:
Почему путь к духовности так важен для человека?
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tomlenie-duha-leskov/
1. Толковый словарь В.Даля
2. Толковый словарь С.И.Ожегова
3. Библейский словарь школьника Н.В.Давыдовой
4. Н.С.Лесков “Избранное”. Издательство “Синергия”
5. В.Ю.Троицкий “Словесность в школе»