Томление духа лесков

Сочинение

Основная часть:

Теперь обратимся к тексту рассказа «Приведение в Инженерном замке».

Рассказ опубликован в 1882 году, основан на действительном происшествии, о котором Лескову рассказал знакомый.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Лесков включил этот рассказ в сборник «Святочные рассказы»?
    (вспоминаем с ребятами, что такое святки)

Ответ: Сюжет с элементами мистики.

2. Можно ли воспринимать как некое подобие сказки?

Ответ: Нет.

3. Что указывает в самом начале рассказа на реалистичность повествования?

Ответ: Упоминание конкретных исторических лиц.

4. Чем был знаменит Петр I кроме реформ?

Ответ: Не имел нравственных преград, а в народе его называли антихрист.

5. Что связано с именем Павла?

Ответ: Обстоятельства смерти не известны (а в оде А.С.Пушкина «Вольность» есть намек на страшную смерть Павла). (Ребята приводят цитаты из оды). Две эти фигуры Петр I и Павел появляются не случайно, жизнь одного и другого связана с неразрешимыми нравственными проблемами.

6. Что же происходит в Инженерном замке? Чем забавлялись дети?

  1. Как реагировали взрослые на поступки детей?

    Ответ: Никак.

  2. До каково времени взрослые не обращали внимания на детей?

    Ответ: Пока не было напугано «высокое лицо», и тогда один из кадетов получил наказание — высекли розгами.

  3. Остановила ли эта история детей? Послужила ли им уроком?

    Ответ: Нет! Дети продолжают шалить.

  4. Как было имя именина?

    Ответ: Священник.

  5. Что было напоминанием о совести?

    Ответ: Совесть.

  6. Что произошло с детьми, когда они услышали о совести?

    Ответ: Испугались, задумались.

  7. Что считалось кощунством?

    Ответ: Кощунство (причём двойное).

Запись выводов по рассказу в тетрадь

Заголовок в тетради Какие и от кого получили жизненные уроки кадеты?
От священника (о совести и неизбежном возмездии).
От несчастной женщины (способность прощать).

А нам все эти уроки преподаёт Н.С.Лесков.

  1. Почему на нашем уроке вслед за произведением «Приведение в Инженерном замке» следует рассказ «Томленье духа»?
  2. Как вы понимаете каждое слово в названии рассказа? (словарь перед вами)
  3. На что указывает подзаголовок?

    Ответ: Воспоминание того, что оставило глубокий след.

  4. Какую характеристику даёт Лесков Ивану Яковлевичу? (выделите корень в слове воспитание)

Учебный план: “Уроки совести”

Цель урока:

Помочь детям понять, что быть правдивым и совестливым – это основы духовной жизни.

Ход урока:

  • Приветствие учителя.
  • Введение в тему. Учитель рассказывает о том, что понимает под совестью и почему она важна.
  • Обсуждение краткого содержания рассказа Л.Н.Толстого “Учителя”. Учитель задает вопросы и проверяет знания учеников.
  • Анализ образов героев рассказа. Учитель обращает внимание на то, как герои решают свои проблемы, обсуждает их поступки и отношение к правде.
  • Объяснение значения клятвы. Учитель рассказывает, что такое клятва и почему она может быть опасна.
  • Подбор синонимов к слову “клятва”. Учитель просит учеников подобрать однокоренные слова к слову “клятва”.
  • Разбор поступка героя рассказа – Козы. Учитель обсуждает поступки Козы с детьми.
  • Обсуждение понятия правды. Учитель просит детей описать, как они понимают понятие правды и приводит примеры из рассказа и цитату из Ф. М. Достоевского.
  • Обсуждение причин ухода Козы пешком. Учитель просит рассуждать о причинах ухода Козы, а затем даёт ответ.
  • Объяснение значения молитвы и места её в духовной жизни. Учитель рассказывает об особенностях молитвы и о том, как она может помочь в человеческой жизни.
  • Общее расставание с героями рассказа. Учитель даёт описание окончания рассказа и задаёт вопросы о том, что почувствовали ученики на этом этапе урока.
  • Подведение итогов урока. Учитель обобщает знания, полученные учениками, и рассказывает о цели урока.

Выводы:

Уроки совести – это важное занятие для воспитания детей в правовых, моральных и этических стандартах. Рассказ Л. Н. Толстого “Учителя” поднимает вопросы долга и совести, анализирующие проблемы общества с точки зрения личной ответственности. Чтобы быть праведным, нужно получать духовное образование и постоянно развиваться.

  • Домашнее задание:

    1. Письменное задание (по выбору учащихся)

а) описать ваше подобное состояние в определенный период жизни

б) если не желаете говорить о себе, опишите подобное состояние любого литературного героя (сочинение-миниатюра)

2. Устное задание:

Почему путь к духовности так важен для человека?

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tomlenie-duha-leskov/

1. Толковый словарь В.Даля

2. Толковый словарь С.И.Ожегова

3. Библейский словарь школьника Н.В.Давыдовой

4. Н.С.Лесков «Избранное». Издательство «Синергия»

5. В.Ю.Троицкий «Словесность в школе»