Основная часть:
Теперь обратимся к тексту рассказа «Приведение в Инженерном замке».
Рассказ опубликован в 1882 году, основан на действительном происшествии, о котором Лескову рассказал знакомый.
Вопросы:
-
Как вы думаете, почему Лесков включил этот рассказ в сборник «Святочные рассказы»?
(вспоминаем с ребятами, что такое святки)
Ответ: Сюжет с элементами мистики.
2. Можно ли воспринимать как некое подобие сказки?
Ответ: Нет.
3. Что указывает в самом начале рассказа на реалистичность повествования?
Ответ: Упоминание конкретных исторических лиц.
4. Чем был знаменит Петр I кроме реформ?
Ответ: Не имел нравственных преград, а в народе его называли антихрист.
5. Что связано с именем Павла?
Ответ: Обстоятельства смерти не известны (а в оде А.С.Пушкина «Вольность» есть намек на страшную смерть Павла). (Ребята приводят цитаты из оды). Две эти фигуры Петр I и Павел появляются не случайно, жизнь одного и другого связана с неразрешимыми нравственными проблемами.
6. Что же происходит в Инженерном замке? Чем забавлялись дети?
-
Как реагировали взрослые на поступки детей?
Ответ: Никак.
-
До каково времени взрослые не обращали внимания на детей?
Ответ: Пока не было напугано «высокое лицо», и тогда один из кадетов получил наказание — высекли розгами.
-
Остановила ли эта история детей? Послужила ли им уроком?
Ответ: Нет! Дети продолжают шалить.
-
Как было имя именина?
Ответ: Священник.
-
Что было напоминанием о совести?
Ответ: Совесть.
-
Что произошло с детьми, когда они услышали о совести?
Ответ: Испугались, задумались.
-
Что считалось кощунством?
Ответ: Кощунство (причём двойное).
Запись выводов по рассказу в тетрадь
Заголовок в тетради | Какие и от кого получили жизненные уроки кадеты? |
---|---|
От священника (о совести и неизбежном возмездии). | |
От несчастной женщины (способность прощать). |
А нам все эти уроки преподаёт Н.С.Лесков.
- Почему на нашем уроке вслед за произведением «Приведение в Инженерном замке» следует рассказ «Томленье духа»?
- Как вы понимаете каждое слово в названии рассказа? (словарь перед вами)
-
На что указывает подзаголовок?
Ответ: Воспоминание того, что оставило глубокий след.
- Какую характеристику даёт Лесков Ивану Яковлевичу? (выделите корень в слове воспитание)
Учебный план: “Уроки совести”
Цель урока:
Помочь детям понять, что быть правдивым и совестливым – это основы духовной жизни.
Ход урока:
- Приветствие учителя.
- Введение в тему. Учитель рассказывает о том, что понимает под совестью и почему она важна.
- Обсуждение краткого содержания рассказа Л.Н.Толстого “Учителя”. Учитель задает вопросы и проверяет знания учеников.
- Анализ образов героев рассказа. Учитель обращает внимание на то, как герои решают свои проблемы, обсуждает их поступки и отношение к правде.
- Объяснение значения клятвы. Учитель рассказывает, что такое клятва и почему она может быть опасна.
- Подбор синонимов к слову “клятва”. Учитель просит учеников подобрать однокоренные слова к слову “клятва”.
- Разбор поступка героя рассказа – Козы. Учитель обсуждает поступки Козы с детьми.
- Обсуждение понятия правды. Учитель просит детей описать, как они понимают понятие правды и приводит примеры из рассказа и цитату из Ф. М. Достоевского.
- Обсуждение причин ухода Козы пешком. Учитель просит рассуждать о причинах ухода Козы, а затем даёт ответ.
- Объяснение значения молитвы и места её в духовной жизни. Учитель рассказывает об особенностях молитвы и о том, как она может помочь в человеческой жизни.
- Общее расставание с героями рассказа. Учитель даёт описание окончания рассказа и задаёт вопросы о том, что почувствовали ученики на этом этапе урока.
- Подведение итогов урока. Учитель обобщает знания, полученные учениками, и рассказывает о цели урока.
Выводы:
Уроки совести – это важное занятие для воспитания детей в правовых, моральных и этических стандартах. Рассказ Л. Н. Толстого “Учителя” поднимает вопросы долга и совести, анализирующие проблемы общества с точки зрения личной ответственности. Чтобы быть праведным, нужно получать духовное образование и постоянно развиваться.
-
Домашнее задание:
- Письменное задание (по выбору учащихся)
а) описать ваше подобное состояние в определенный период жизни
б) если не желаете говорить о себе, опишите подобное состояние любого литературного героя (сочинение-миниатюра)
2. Устное задание:
Почему путь к духовности так важен для человека?
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tomlenie-duha-leskov/
1. Толковый словарь В.Даля
2. Толковый словарь С.И.Ожегова
3. Библейский словарь школьника Н.В.Давыдовой
4. Н.С.Лесков «Избранное». Издательство «Синергия»
5. В.Ю.Троицкий «Словесность в школе»