Ход урока I. Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний
Замри и услыш..шь в с. реневой мгле: огромное утро идёт по земле (А. Чечулин).
2) мне пок.. залось (в)друг в ночном тумане: метель слетела с мачты корабля (Г. Некрасов).
3) Ты послушай: ночь над нами что(то) шепч.. т (в)слух (А. Передреев).
4) Я не созд.. н для покоя: слишком хрупкий он, покой (С. Каратов).
5) Снега стали голубые: это (по)весе(н, нн)ему яркое небо отр.. жается в их зеркале (Д. Зуев).
6) Наташа не узн..вала звёзд: созвездия запутались в ветвях деревьев и пот..ряли зн..
комые оч..ртания (К. Паустовский).
7) На площ.. ди, около низенькой чугунной реш..
тки, стоят столбы. К столбам пр..
креплены красные таблички: тут ост..навл..
ваются автобусы (В. Солоухин).
III.
Постановка целей и задач урока
IV. Изучение нового материала 1. наблюдение над языковым материалом (запись на доске) А) Запишите пословицы. Определите отношения между частями Сложных бессоюзных предложений. Какими предложениями (сложносочинёнными или сложноподчинёнными) и с каким Значением можно заменить данные предложения? Смелые побеждают — трусливые погибают.
Делу время — потехе час. Назвался груздём — полезай в кузов. любишь кататься — люби и саночки возить.
Волков бояться — в лес не ходить. Б) Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзных сложных пред Ложениях со значением сопоставления, противопоставления, Времени, условия. По полям, по дорогам идёшь — расступается, кланяясь, рожь (А.
Твардовский).
Вы раздвинете куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (И. Тургенев).
Ветер ударил по солнцу — солнце стало багровым (С. Островой).
Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М.
Пришвин).
2. ознакомление с теоретическим материалом учебника V. Обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся 1. наблюдение над языковым материалом Найдите в данных примерах бессоюзные сложные предложения. Определите, какие смысловые отношения связывают простые конструкции в составе сложных. В каком отрывке бессоюзные сложные предложения являются «лишними»? Обоснуйте свой ответ. 1) Ехал странный пассажир, вёз в кошёлке рыбий жир. Чуть трамвай притормозит — пассажир вперёд скользит. Чуть трамвай прибавит ход — пассажир назад ползёт. Все, кто ехал с пассажиром, вышли, смазанные жиром. (К. Звойский) 2) Скрипнет ветка или сук — Приоткроет глаз барсук. Чутким ухом поведёт, Усмехнётся и уснёт. (Т. Белозеров) 3) У рыбы вечно полон рот: Я спать ложусь — Она жуёт. Я кашу ем — И рыба ест. Иду гулять — а рыба ест. Как только ей не надоест? (Ю. Кушак) 4) Потом мы видели быка. Зовут быка Егором. Вздохнёт Егор — его бока Вздымаются, как горы! (В. Лифшиц) 2. практическая работа А) Перепишите, опуская выделенные слова и заменяя, где это нуж Но, знаки препинания. 1) Наша армия сильна, потому что опорой ей вся страна. 2) Когда дождь окончился, туристы двинулись дальше. 3) любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
Тема. Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. ...
... предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.) 2. Объяснение учителя с опорой на таблицу. Сложные предложения с разными видами связи Виды связи Примеры Сочинение и подчинение Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные ...
4) За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. 5) Он гость, а я хозяин. 6) Если назвался груздём, то полезай в кузов. 7) Я выглянул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. 8) Семь раз примерь, а один раз отрежь. Б) Спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку Двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Шмель пишет письма. (Не)вер..шь попробуй (как)нибудь весной посл.. дить за шмелём. Как(то) странно ведёт себя сегодня шмель то в одном месте к.. снётся коры дерева то в другом. Потом летит к к следующ..му дереву и (то)же к..сается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву (не)прямо он делает большой круг. И в конце концов возвр..щается к первому дереву. Долго люди (не)могли понять что(же) такое происходит со шмелями. Но вот несколько лет назад учёные наконец открыли секрет этих насекомых оказ.. вается шмели «пишут письма» шме-лихам. (По Ю. Дмитриеву)
Объясните правописание выделенного слова и приведите свои примеры на то же правило.
Какие орфографические правила вы применяли, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы? Постарайтесь их сгруппировать. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «микрофон»
Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначаются тире?
Какими союзами можно «проверить» эти смысловые отношения?
С какой интонацией произносится бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире? VII.
Домашнее задание
Творческое задание. Напишите небольшое -рассуждение, в качестве тезиса (мысли, которая нуждается в доказательстве) используя одну из пословиц, записанных в тетради.