Скачать материал

Сочинение

Уроки 31–32 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

28.03.2013 20649 2440


Уроки 31–32 обучающее сочинение-рассуждение по лирике А. С. пушкина

Цели:

Ход уроков

I. Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

  • а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;
  • б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);
  • в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;
  • г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

«Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».

Объем темы:

Содержание, или основной вопрос темы:, Ответ на вопрос темы:, Основной тезис рассуждения:, Главное словосочетание:, Аргументы:

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

2 стр., 555 слов

Пиковая дама рассуждение по повести Пушкина

... благами. ` По повести Пиковая дама Популярные сочинения Познакомиться со сказкой «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери будет интересно как детям, так и взрослым. Детей произведение привлечет фантастическими приключениями ... Она могла убить в человеке все хорошие черты. Главные проблемы, которые затронуло произведение – алчность, обман и игровая зависимость. Повесть учит тому, что если деньги ...

3) воспевал борцов за свободу народа.

«Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений»

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.

II. Практическая часть.

1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).

основной тезис

аргументы

1) Сочетание «…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».

2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».

3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».

Как развертываются аргументы?

I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».

II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.

5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)

Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.

Таким образом, способ (или форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.

III. Письменная работа.

Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.

Домашнее задание:

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.