« …Здесь духа мощного господства,
Здесь утончённой жизни цвет…»
(сочинение по лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева).
Цели урока
2) развивать навык сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений;
3) развивать логическое и образное мышление учащихся;
4) воспитывать интерес к поэзии, трепетное отношение к красоте природы и чувству любви.
Ход урока:
Эпиграфы: Милый, умный, как день,, Его ум постоянно
И.С. Тургенев.
И пока святым искусством, Радуется свет,, Будет дорог нежным, Вдохновенный Фет.
К.Фофанов.
для Тютчева жить –
значит мыслить.
И.С.Аксаков.
Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу
Слово учителя: (звучит музыка)
Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:
широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи – такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.
Беседа:
1. На уроках литературы мы познакомились с творчеством великих русских поэтов 19 века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый из этих поэтов…..
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ, Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы…
II . Основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый из этих поэтов:
По литературе : Фет – человек и Фет-поэт. Проблематика автобиографизма ...
... в своих стихах. Биографические сведения об А. А. Фете. История рождения, детские годы поэта. Необычная, сложная, во многом весьма драматическая судьба присуща литературной деятельности Фета. Вместе с тем ... Фет быстро созрел Начало поэтической деятельности Фета выпадает на трагический период русской литературы, когда умирает Пушкин, Лермонтов и другие талантливые писатели и поэты. Тютчев ...
1.Тема природы в творчестве А.А.Фета и Ф.И.Тютчева?
2.Тема любви в творчестве А.А.Фета и Ф.И.Тютчева?
3.В каких взаимоотношениях находятся
4.Что значит
5.Почему, анализируя стихотворения поэтов о природе, невозможно не коснуться темы любви?
III . Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов.
А.А.Фет
1. «От жизни той, что бушевала здесь», 1871
1. «Учись у них – у дуба, у берёзы», 1883
2. «Фонтан», 1931-1836
«Не то, что мните вы природа» (1831-1836)
«О чем ты воешь, ветр ночной» (1831-1836)
2. «Заря прощается с землёю», 1858
«Цветы» (1858)
«Сад весь в цвету»( 1884)
3. «О, как убийственно мы любим», 1850-1851
3. «
Выводы:
Выводы:
Ф. И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь…
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя – лишь грезою природы
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной
17 августа 1871
А.А.Фет Учись у них – у дуба, у березы…
Учись
Кругом зима.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”
... Для Фета природа, как и любовь, – это средоточие красоты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих ... перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении “Заря прощается с землею…”. В нем изображена картина заката, которую, ... призывает: “Учись у них – у дуба, у березы…”. Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом ...
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь
Опять
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря
Ф. И. Тютчев Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом
Коснулся высоты заветной
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден
О смертной мысли водомет,, О водомет неистощимый!, Какой закон непостижимый, Тебя стремит, тебя метет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань, незримо-роковая,
Твой луч упорно преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
1836
А. А. Фет Заря прощается с землею, Заря прощается с землею,, Ложится пар на дне долин,
Смотрю
И на огни его вершин., Как незаметно потухают, Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой конец!
И все таинственней , безмерней
Их тень растет, растет как сон;, Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен
Как будто, чуя жизнь двойную, И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
1858
Выводы
Если у Тютчева, по словам Фета, образ – это «один предлог высказать задушевную мысль », то у самого Фета доминируют звуки и чувства, а мысли уходят в глубь поэтического произведения. У Фета главное – чувство восхищения красотой Природы. Он открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется. Природа – прекрасный мир, живой и неповторимый, который дарует человеку счастье, ощущение гармонии между Человеком и Природой (возвращаемся к эпиграфам). Записи в тетради.
Выводы:
Далее следует словарная работа
мгновение, трагизм, интуиция, хаос, импрессионизм, космогония, пантеизм.
Определить, творчество какого поэта характеризует то или иное понятие. Здесь возможна работа с различными словарями, можно использовать материал, который даётся в интернете (приём использования ИКТ на уроке литературы).
Основные мотивы лирики в творчестве А. А. Фета
... Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней - движение, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей и их стихи. Фет писал Льву Николаевичу Толстому: «в художественном ... Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, ... показана в своём своеобразии: За облаком до половины ... чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о ...
Мгновение (Фет), трагизм (Тютчев), интуиция (Фет), хаос (Тютчев), импрессионизм (Фет), космогония (Тютчев), пантеизм (Тютчев и Фет).
пантеизм (дать подробное определение, поразмышлять над формулой: «Всё во мне, и я во всём»).
ВЫВОД: Душа и мир – основные проблемы русской философской мысли. Мир – дар Бога человеку. Путь познания Бога лежит через его творение – Природу. Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов. Если Ф.И.Тютчева считают поэтом философского и трагического склада, то А.А.Фета – интуитивно-импрессионистического и гармонического склада.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета