Дата :
№ урока : 25
Тема урока : Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание »
Цель урока :формирование умений учащихся работать с выбранной темой : собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу и опорную лексику.
Задачи :
1. Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » ;
2. Развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Оборудование : рабочая тетрадь, текст произведения, презентация
Тип урока : развитие речи
Методы : словесный, практический, частично-поисковый
«Толстые и тонкие вопросы»
I. Мотивация
Сочинение
«Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие вопросы»
1. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать? Лужин.
«Мы одного поля ягоды»
3. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?
4. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт? Свидригайлов.
5. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?
6. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.
«Толстые вопросы»
- Почему Раскольников решил признаться в содеянном?
- В чем суть теории Раскольникова?
- Как мы должны относиться к убийству?
- Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?
- Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?
III. Составление кластера
IV. Работа по теме
«Аукцион тем»
романе Достоевского
сочинений
сочинению
«Корзина идей»
сочинения
* после самостоятельного поиска каждая группа высказывает свои предложения, которые символически собираются в корзину идей.
«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»
... актуальных исследований попробовать дать урокам по творчеству Достоевского нестандартную форму. Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования., Курсовая работа состоит из введения, двух ... форму от главного. Прямо не мог говорить о главных вопросах…о том, чем мучился Достоевский всю жизнь - существованием Божиим». Различные философско-нравственные ...
сочинения
Эпиграфы
сочинения
преступление сходят по ступеням
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
(А. С. Пушкин)
Достоевский, Достоевский
преступления
(Ж. Ренан)
Преступление и наказание
Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)
Преступление доводит
наказание то
Достоевский
* Уч-ся могут самостоятельно поработать с текстом и подобрать цитаты.
Составление плана
сочинению
1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание »
I. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей
романе нищеты и страданий
Достоевского
а) описание домов, комнат- «гробов» ;
- б) будничные кошмары на улицах города;
- в) петербургские распивочные.
2. «Униженные» и «оскорбленные» в романе
а) Соня Мармеладова и ее семья
б) сестра и мать Раскольникова
3. Мир насилия и грабителей в романе
«высасывающая кровь из людей»
б) мир Лужина и Свидригайлова.
4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » .
2. Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
преступление
«недодуманность»
«двух разрядов»
Наказание Раскольникова за преступление
«разомкнутости и разъединённости с человечеством»
б) смерть матери;
- в) всенародное осмеяние и осуждение;
наказание
преступление
а) Раскольников в оценке положительных героев романа : Дуни, Разумихина, Сони;
преступления
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
романе и в наши дни
Проверка дом. задания
- Сейчас я предлагаю прослушать ваши письменные ответы на вопрос «Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу?» . Думаю, это станет очень актуальным в свете выше обозначенной темы сочинения .
* Ребята зачитывают свои работы. Идет обсуждение
сочинениям
- С чем вы не согласны? Приведите свой вариант плана или пункта к нему.
романе и его героях
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Над какими проблемами заставил задуматься нас достоевский. О ...
... Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления. Роман «Преступление и наказание» заставил задуматься ... Внимание, только СЕГОДНЯ! Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » О чём заставляет задуматься роман «Преступление и наказание» О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»? (283 слова) Федор ...
(ассоциация с первым словом)
VI. Домашнее задание : написать сочинение на одну из рассмотренных тем