Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение

Дата :

урока : 25

Тема урока : Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание »

Цель урока :формирование умений учащихся работать с выбранной темой : собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу и опорную лексику.

Задачи :

1. Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » ;

2. Развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование : рабочая тетрадь, текст произведения, презентация

Тип урока : развитие речи

Методы : словесный, практический, частично-поисковый

«Толстые и тонкие вопросы»

I. Мотивация

Сочинение

«Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкие вопросы»

1. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать? Лужин.

«Мы одного поля ягоды»

3. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

4. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт? Свидригайлов.

5. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

6. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.

«Толстые вопросы»

  • Почему Раскольников решил признаться в содеянном?
  • В чем суть теории Раскольникова?
  • Как мы должны относиться к убийству?
  • Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?
  • Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?

III. Составление кластера

IV. Работа по теме

«Аукцион тем»

романе Достоевского

сочинений

сочинению

«Корзина идей»

сочинения

* после самостоятельного поиска каждая группа высказывает свои предложения, которые символически собираются в корзину идей.

14 стр., 6725 слов

«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»

... актуальных исследований попробовать дать урокам по творчеству Достоевского нестандартную форму. Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования., Курсовая работа состоит из введения, двух ... форму от главного. Прямо не мог говорить о главных вопросах…о том, чем мучился Достоевский всю жизнь - существованием Божиим». Различные философско-нравственные ...

сочинения

Эпиграфы

сочинения

преступление сходят по ступеням

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

(А. С. Пушкин)

Достоевский, Достоевский

преступления

(Ж. Ренан)

Преступление и наказание

Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)

Преступление доводит

наказание то

Достоевский

* Уч-ся могут самостоятельно поработать с текстом и подобрать цитаты.

Составление плана

сочинению

1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание »

I. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей

романе нищеты и страданий

Достоевского

а) описание домов, комнат- «гробов» ;

  • б) будничные кошмары на улицах города;
  • в) петербургские распивочные.

2. «Униженные» и «оскорбленные» в романе

а) Соня Мармеладова и ее семья

б) сестра и мать Раскольникова

3. Мир насилия и грабителей в романе

«высасывающая кровь из людей»

б) мир Лужина и Свидригайлова.

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф . М. Достоевского «Преступление и наказание » .

2. Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

преступление

«недодуманность»

«двух разрядов»

Наказание Раскольникова за преступление

«разомкнутости и разъединённости с человечеством»

б) смерть матери;

  • в) всенародное осмеяние и осуждение;

наказание

преступление

а) Раскольников в оценке положительных героев романа : Дуни, Разумихина, Сони;

преступления

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

романе и в наши дни

Проверка дом. задания

  • Сейчас я предлагаю прослушать ваши письменные ответы на вопрос «Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу?» . Думаю, это станет очень актуальным в свете выше обозначенной темы сочинения .

* Ребята зачитывают свои работы. Идет обсуждение

сочинениям

  • С чем вы не согласны? Приведите свой вариант плана или пункта к нему.

романе и его героях

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

18 стр., 8615 слов

Над какими проблемами заставил задуматься нас достоевский. О ...

... Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления. Роман «Преступление и наказание» заставил задуматься ... Внимание, только СЕГОДНЯ! Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » О чём заставляет задуматься роман «Преступление и наказание» О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»? (283 слова) Федор ...

(ассоциация с первым словом)

VI. Домашнее задание : написать сочинение на одну из рассмотренных тем