Тема «маленького человека» в пьесе Островского «Бесприданница»

Сочинение

Произведение: Бесприданница

Это сочинение списано 19 624 раз.

Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из‑за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!», т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться – непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий…»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив – лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Выводы

Исследование показывает, что финальная сцена в фильме имеет глубокий символический смысл. Карандышев, несмотря на свое признание в любви, осознает, что его страсть уже не может изменить ситуацию. Он понимает, что не может обладать Ларисой и вместо этого принимает решение убить ее.

Однако, убийство не является местью за оскорбления или представления о добродетели. Это акт присвоения и последняя попытка Карандышева восторжествовать над своими соперниками. Он хочет погордиться и повеличаться, но в этом он выглядит смешным и жалким.

19 стр., 9441 слов

Судьба ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. Трагическая судьба ...

... счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть все — ум, ... в качестве потенциальных женихов. В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города. Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в ... в обществе унижений и бесчеловечности. Сочинение на тему в чем причина гибели ларисы огудаловой Есть в ...

Таким образом, финальная сцена фильма является иллюстрацией того, как страсть может привести к разрушительным последствиям. Карандышев, неспособный принять свою поражение и потерю возможности обладать Ларисой, решает убить ее, демонстрируя свою власть и контроль.

Посмотрите эти сочинения

  • Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома.

    Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]

  • Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
  • «Гроза» в оценке русской критики Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
  • Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).

    7 стр., 3046 слов

    Письмо катерине из пьесы гроза. : Письмо Катерине в пьесе Гроза, ...

    ... Катерины в драме Островского "Гроза"Автор: А. Н. Островский Произведение: Гроза Это сочинение списано 36 405 разКатерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза", жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения - конфликт ... слаба. Письмо Катерины Петровны ... Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной. Катерина ...

    К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]

  • Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза» Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями.

    Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]

  • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой.

    Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]

  • Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода.

    20 стр., 9674 слов

    Жизнь и творчество А.Островского

    ... порок По пьесе Бесприданница По сказке Снегурочка Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция) Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе Гроза) Проблема любви в пьесе Гроза Островского Протест Катерины против темного царства Рассуждение по пьесе Островского Гроза Рецензия о пьесе Гроза Роль ...

    Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]

  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин.

    Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]

  • Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

    11 стр., 5447 слов

    Трагедия чистой души — Катерина и Лариса «Гроза» и «Бесприданница»

    ... бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных и корыстных помыслов. Мы обратимся к героиням А.Н. Островского Катерине и Ларисе, постараемся понять: в чем трагедия этих героинь, так верно и преданно любивших своих ... Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она – человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса ...

    Катерина — натура поэтическая. В […]

  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблице Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху).

    Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]

  • Тема любви и смерти в творчестве Бунина («Легкое дыхание») Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]

ТЕМА УРОКА: Трагедия “маленького человека”. Образ Карандышева. , ТЕМА УРОКА: Трагедия “маленького человека”. Образ Карандышева., Цели и задачи

этого урока: помочь понять учащимся, увидеть, разглядеть трагедию “маленького человека” Карандышева, провести аналогии с другими героями русской литературы, которые пополнили армию “маленьких людей”. Помочь учащимся, по словам Достоевского, “найти в человеке человека”.

Излюбленным жанром Островского была комедия

Александр Николаевич Островский, выдающийся русский драматург XIX века, славился своими комедиями. В них он мастерски сочетал драматические ситуации и героев с комическими эпизодами и характерами. Несмотря на то, что Островский писал в жанре комедии, его произведения всегда имели драматический оттенок.

В центре пьесы «Бесприданница» находится трагическая судьба главной героини. Однако даже в этой драматической истории присутствуют комические персонажи, такие как Робинзон. Он добавляет в пьесу юмор и легкость, несмотря на всю трагичность событий. Но не только Робинзон является смешным персонажем, также смешон и Карандышев. В нем можно заметить черты, знакомые нам из произведений других великих русских писателей, таких как Пушкин, Гоголь и Достоевский. Островский расширил галерею персонажей, которые получили литературоведческую характеристику «маленький человек».

2 стр., 844 слов

Рассуждение «Для интеллигентного человека дурно говорить должно ...

... общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам ... локация обитания определяется по рождению, то есть кто-то, условно говоря, рождается сразу на вершине нашей метафорической горы, а кто-то – у подножия. По моему мнению, ...

Карандышев является бедным человеком и находится на низкой ступени социальной лестницы. Он постоянно подвергается унижениям и насмешкам со стороны людей, которые считают себя выше его, таких как Паратов и Вожеватов. Даже могущественный Кнуров относится к нему с презрением и говорит Ларисе, что для него «невозможного мало». Карандышев не может ответить на оскорбления и становится объектом злых насмешек.

Тем не менее, Карандышев, как и другие персонажи Островского, не является однозначной фигурой. У него есть свои особенности и противоречия. В нем можно увидеть и отталкивающие черты, и вызывающие жалость и сочувствие. Это делает его персонажем более глубоким и интересным.

Карандышев — часть пореформенной русской жизни, которая проявилась к 70-ым годам XIX века. Это время, насыщенное денежным ажиотажем, борьбой за выживание и эгоизмом. Под влиянием этой атмосферы, Карандышев развил гипертрофированное чувство зависти, болезненное самолюбие и непомерные амбиции. Женитьба на Ларисе для него стала возможностью самоутвердиться и рассчитаться с теми, кто презирал его.

Став женихом Ларисы, Карандышев считает, что имеет право диктовать ей правила поведения и распоряжаться ее жизнью. Он не понимает ее и не обращает на нее внимания, так как занят только собой и своими амбициями.

Однако, после отъезда Ларисы, Карандышев переживает моральное потрясение и начинает задумываться о своей настоящей сущности. В его монологе он говорит о бесчеловечности окружающего мира и протестует против унижения и обезличивания человека. Его слова становятся подготовкой к заключительному эпизоду пьесы, где он говорит Ларисе о отчуждении человека в мире, где все на продажу.

Карандышев осознает, что окружающие его люди не видят в нем человека, а смотрят на него, как на вещь. Он осознает, что в этом мире человек сам располагает своей судьбой, и это расстраивает его. Эти слова Карандышева обращают внимание на проблему отчуждения и лишения человеческого достоинства.

МАТЕРИАЛЫ К 4-му УРОКУ.

Тема урока: Трагическая судьба Ларисы в мире «чистогана».

Цели и задачи урока

  • Помочь учащимся понять, как гибнет прекрасная поэтическая натура в этом жестоком мире «чистогана».
  • Изучить антропонимику.

Запись в тетради.

Харита Игнатьевна Огудалова

Харита — любезная, прелестная (греч.).

Харитами «величали цыганок из хора, а…

Игнатами называли обычно в Москве каждого цыгана»…

Огудалова — от огудать — «обольстить, обмануть, надуть, провести…» (В.И.Даль).

Лариса Дмитриевна Огудалова

Лариса-чайка (греч.).

Прозрев, Карандышев уже по-иному относится к Ларисе, он говорит ей те слова, которых она ждала и которых ни от кого не могла услышать: “Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас… Скажите же, чем мне заслужить любовь вашу?” Поздно сказаны эти слова, сердце ее разбито, судьба сломана. И выстрел Карандышева для нее – это избавление от жизни безобразной, постылой. И она говорит Карандышеву слова, которых прежде ни за что бы не сказала: “Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!..”

1 стр., 391 слов

Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц

... божьему, а потому ему все еще свойственно что-то в действительности высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради других, ... лишь свою собственную жизнь и, быть может, жизнь своих близких людей. В жизни очень множество соблазном и приятностей, чтобы рисковать всем этим ради кого-то другого. Впрочем, человек устроен по подобию ...

Безумный поступок Карандышева – выражение настоящей любви, той любви, от которой стреляются, из-за которой убивают. Такой любви и искала Лариса, а после объяснения с предавшим ее Паратовым перестала она верить, что такая любовь существует, что она возможна: “…Я искала любви и не нашла…—подводит она страшный для себя итог, — …ее нет на свете… нечего и искать”.

Достоевский считал, что его задача как художника – “найти в человеке человека”. Островский, создавая образ Карандышева, следовал этому принципу, стремясь обнаружить в человеке человека. Островский так написал “Бесприданницу”, что зритель считает не Карандышева, а Паратова и тех, кто с ним заодно, подлинными виновниками гибели Ларисы. Последние слова Ларисы после рокового выстрела: “Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама…”, — более всего относятся к Карандышеву, с него она хочет снять вину.

“Маленький человек” у Островского становится просто человеком.

Лариса Огудалова: жизненный путь и характеристика

Лариса Огудалова — одна из ярких героинь произведений русской литературы. Раскрываясь в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского, Лариса становится символом дворянской элегантности и идеальных человеческих качеств в конце XIX века.

Жизненный путь

Рожденная в дворянской семье, Лариса выросла в обстановке этикета и требований к достоинству. Но с течением времени, ее семья обеднела, а сама Лариса осталась одна, не сумев найти убедительных претендентов на свою руку. Она продолжила жить со своей матерью, испытывая постоянный душевный дискомфорт.

Она участвовала в общественных мероприятиях, присутствовала на важных культурных событиях, играла на пианино и прекрасно пела. Но при этом она страдала от постоянных давлений со стороны окружающих людей.

Она уважала своих предков, была гордой своим происхождением, но при этом сильно переживала от бедного положения своей семьи и от ее отношений к нищим людям.

Характеристика

Лариса любила музыку, играла на пианино и умело выступала как певица. Она была элегантна, умела держать себя в обществе, но при этом была человечна и чутка, уважала достоинство каждого человека.

Противоречивость ее характера и жизни утаена тонкой гранью хрупкой девушки, старающейся сохранить свою внешность и самоуважение даже в самых тяжелых ситуациях. Лариса готова бороться за свои принципы и идеалы, даже если это не очень выгодно ее семье.

Сложная жизненная ситуация и постоянное достоинство Ларисы вызывали у нее явный эмоциональный дискомфорт, но она продолжала стойко переносить сложности.

Вывод

Лариса Огудалова — одна из наиболее харизматичных героинь русской литературы XIX века. Ее характер и жизненный путь стали символом времени и сохранились в памяти многих поколений.

В творчестве А. Н. Островского Лариса ощущается как ценный бриллиант в глубоком психологическом портрете, который завораживает своей красотой и силой.

В исследовательской работе представлен анализ персонажа Ларисы из произведения А. Н. Островского «Гроза». Лариса — молодая женщина, которая испытывает сильное влечение к Паратову, видя в нем представителя другого, поэтического мира, который она считает недоступным для себя. Ее сознание полностью заполняется представлением о другой, более привлекательной жизни, которая выражается в любимых ею стихах, романсах и мечтах.

2 стр., 902 слов

Человек, когда он человек, без любви на свете жить не может

... ни один человек, когда он Человек, без любви на свете жить не может! Ведь потребность в настоящем чувстве, основанном не на капризе, не на мимолетном увлечении красотой, не на прихоти сердца, а на искренности, уважении и преклонении перед любимым, на стремлении жить его жизнью, ...

Однако, Лариса вынуждена смириться с тем, что ее предназначение — быть женой мелкого чиновника Карандышева. Она чувствует себя униженной и несправедливо лишенной возможности жить в мире, который она считает своим идеалом. Она не видит его личных неудач и унижений, а все больше и больше подчеркивает разницу между ним и Паратовым.

В ее душе происходит борьба между желанием принять свою судьбу и стремлением к яркой и красивой жизни. Она ощущает унижение от своей судьбы, но также тянется к иллюзорному миру, который олицетворяет собой Паратов.

Чувствуя, что ее судьба не соответствует ее желаниям, Лариса принимает решение сама изменить свою жизнь. Она решается на безрассудный поступок, который оказывается опасным и ведет к гибели. Этот поступок является попыткой достичь мира, который существует только в стихах и романсах.

А. Н. Островский в своем произведении показывает, что эта попытка Ларисы является отказом от реальности и бегством от собственной судьбы. Он выражает свое отношение к таким поступкам, считая их опрометчивыми и несбалансированными.

Таким образом, персонаж Ларисы в произведении «Гроза» является примером человека, который стремится к иллюзорному миру, не принимая реальности своей судьбы. Это приводит к опасным последствиям и гибели.

Исследование настоящей работы направлено на анализ роли Ларисы в произведении «Пикник на обочине». Данная поездка на мужской пикник становится для Ларисы переломным моментом, который позволяет ей осознать свое истинное положение в обществе. Она ощущает себя не как человек, а как вещь, которую оспаривают мужчины. В своем последнем монологе перед смертью Лариса благодарит своего убийцу Карандышева за то, что он дал ей возможность покинуть мир, где ее высокий идеал был растоптан, а она сама чувствовала себя предметом купли-продажи. Она признает, что всю жизнь искала любовь, но так и не нашла ее. Никто не пытался заглянуть в ее душу, не проявлял сочувствия, не говорил теплых и сердечных слов. Лариса утверждает, что любви нет на свете и ее поиск бесполезен.

Поездка за Волгу становится для Ларисы катастрофой, которая меняет ее жизнь навсегда. Она лишается приданого и девичьей чести. Теперь ей остается только торговать своей красотой или покончить с собой, бросившись с обрыва Волги, подобно Катерине из пьесы «Гроза». Однако, Ларисе не хватает нравственных сил, чтобы преодолеть страх перед мучениями и смертью. Ее монолог у решетки набережной показывает, что ее характер отличается от характера Катерины.

Даже в сложном замужестве Катерина не утрачивает романтических стремлений. Она питает смутные мечты о свободе и верит в бессмертие души. Для нее смерть не означает уничтожение личности, а освобождение от невыносимого существования. У Ларисы такого убеждения нет. В ее характере отражается не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. Она испытывает искренние чувства, но не обладает крепкими моральными устоев, не обладает целеустремленностью. Она слаба, колеблется и легко подвержена соблазнам.

В речи и поведении Ларисы присутствует стилистика жестокого романса, которая одновременно обладает поэтичностью и граничит с пошлостью и фальшью. В ее высказываниях сочетаются цитаты из Лермонтова и Баратынского с фразами типа «Сергей Сергеич… это идеал мужчины» и «Вы — мой повелитель». Это отражает сам идеал, который привлекает Ларису — он поэтичен, но одновременно пуст и фальшив. Ее жесты и реплики сочетают в себе мелодраматизм и подлинную проникновенность, глубину переживаемых чувств. В ее голосе и поведении можно уловить сочетание прекрасного и искреннего.

2 стр., 908 слов

Примеры сильного человека из жизни

... том, чтобы не отвечать злом на зло. Также читают: Картинка к сочинению Примеры сильного человека из жизни Популярные сегодня темы Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано ... с теми, с кем не хочется и игнорированием агрессоров. Именно такие «сильные» люди добиваются в жизни того, чего хотят. Ведь у них четко поставлены цели и отработана ...

Роль Ларисы является чрезвычайно выигрышной и привлекательной для актрис. Она привлекала таких талантливых актрис, как М.Ермолова и В.Комиссаржевская.

Перед гибелью Лариса обнаруживает свои настоящие нравственные свойства. Она умирает под “громкий хор цыган”, умирает, примирясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя. Но объективно эта смерть — тяжелое обвинение всему тому порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом бессовестной торговли.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовить доклады о сценической истории пьесы “Бесприданница”.

klassreferat.ru

Драма «Бесприданница» была написана А.Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось «темное царство» — быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по «Грозе» дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов и «небогатый чиновник» Юлий Капитоныч Карандышев. Если Паратов, умеющий жить «с шиком» и только тратить деньги, не сумел приспособиться к новой жизни и вынужден поправить свои дела традиционным способом — женившись на богатой невесте, то Карандышев служит и живет на скромное жалованье. У него есть «именьишко» где-то в глуши, куда он собирается после свадьбы увезти Ларису Дмитриевну. По ее словам, в будущем он собирается баллотироваться в мировые судьи где-то там же, «в захолустье». Словом, живет он более чем скромно, и его материальное положение — одно из оснований считать его «маленьким человеком». Его существование скудно и убого, о его попытках отделывать квартиру для молодой жены с насмешкой рассказывает Вожеватов. «Грошовый ковер» в кабинете, выписанная из деревни лошадь — «кляча разношерстная», дребезжащий экипаж — все это говорит о недостатках его материального положения. Еще сильнее эти недостатки проявляются во время обеда, который дает Карандышев именитым гостям: дешевые вина, на которые купец согласился наклеить «ярлыки, какие прикажете», дрянные сигары, скудное угощение, которым недовольны все приглашенные. Но тетенька Евфросинья Потаповна, ведущая хозяйство, ужасается и этому неслыханному расточительству: «…дороже платить не из чего, жалованьем живем». Однако не материальное или социальное положение небогатого чиновника становится главным для определения героя как «маленького человека». Главное здесь — это отношение к нему в обществе. Юлий Капитоныч всегда был робок, застенчив, «года три» вертелся он в доме Огудаловых, где на него не обращали особого внимания и приглашали только тогда, когда не было в виду «никого из богатых женихов». «Ну что такое Карандышев!» — пренебрежительно восклицает Кнуров, осуждая его как «всякий сброд», которого немало бывает в доме Огудаловых. Кнуров просто недоумевает, когда Юлий Капитоныч приглашает его на обед. «Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь… он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед, например…» — говорит Кнуров Харите Игнатьевне. И действительно, если Лариса согласилась на это замужество, то только потому, что после публичного скандала в доме, разговоров и сплетен в городе она всей душой стремится к уединенной жизни в деревне, к тихому семейному счастью и душевному покою. Однако Крандышев не оценил ее стремлений, для него важнее его тщеславие, мелочное себялюбие. Лариса хочет «бежать от людей» — он выводит ее на бульвар, она хочет свадьбу поскромнее, потише — он стремится к пышности и громкой огласке. Он не щадит ее чувств, попрекая ее «цыганским табором», бестактно расспрашивая ее о Паратове. Ему важно общественное мнение: «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». Зачем? Для успокоения его самолюбия, «повеличаться», как говорит Огудалова. «Прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю». Апофеозом этого тщеславия является обед, где Карандышев чувствует себя хозяином положения: «Подайте шампанского! … Исполняйте, что вам приказывают!» Произнося тост за здоровье своей невесты, он хвалит прежде всего себя: какого достойного человека Лариса предпочла всем остальным. Он не замечает, что гости смеются над ним, что они его нарочно напоили, что Лариса сгорает от стыда за него. Он смешон, униженный «маленький человек» в своем стремлении возвыситься. Но и для него наступает прозрение. Узнав, что Лариса уехала с гостями за Волгу на пикник, он искренне и глубоко страдает: «Я знаю сам, что я смешной человек… Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» В этой сцене он предстает трагическим персонажем, достойным сострадания. Он искренне хочет отомстить за оскорбление Ларисы, но не способен понять ее внутренней трагедии. Признаваясь ей в любви, он чувствует себя собственником, и то, что Лариса оттолкнула его, для него еще один удар по самолюбию. Стреляя в девушку, он не осознает своей мелочности, слепой ревности и ярости. «Злоба лютая и жажда мести» убила в нем искренние чувства и привела к трагическому финалу, но «и самого кроткого человека можно довести до бешенства», и самовлюбленный, напыщенный Карандышев достоин не только осуждения, но и сожаления.