Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита

Сочинение

И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Первоначальный замысел романа включал много острейших проблем, среди которых — тема любви и нравственного долга, бесчеловечности зла, истинного творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Носителями любви в романе выступают Мастер и его возлюбленная Маргарита. Чувство этих героев не было идеальным в обывательском понимании. До встречи с Мастером Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком – на первый взгляд казалось, что она никогда ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье этой героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!»

Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно Маргарита и Мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга.

Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной, музой, другом. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером».

Маргарита говорила, что в романе, созданном Мастером, «вся ее жизнь». И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.

Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.

Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир» и попытался предъявить свое творение обществу и людям. Его роману о Понтии Пилате и казненном Иешуе не суждено было появиться на полках магазинов и в руках читателей. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТЕ, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, лишили всяких возможностей опубликовать свой роман. Настоящий талант не смог конкурировать со штампами, установленными советским правительством. В Москве тогда было только одно заведение, где люди оставались самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечится от навязчивых догм Берлиоза, где он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.

2 стр., 702 слов

Сила любви (Мастер и Маргарита)

... к сочинению “Сила любви в “Мастер и Маргарита””, а ... написанием романа о Понтии Пилате. Маргарита живёт с мужем ... существование человека без любви. Тот из персонажей, кто в ... любовь побеждает всё, несмотря на то, что герои вступают в связь с нечистой силой. Даже Воланд преклоняется перед ... как за ребёнком, бросается “в бой”, когда кто-то обижает ранимого гения. Её существование держится на наличии Мастера. ...

Но что же чувствует сам Мастер, оскорбленный и униженный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Конечно же, это была Маргарита. Она, женщина, искренне любящая и во всем поддерживающая своего возлюбленного, считала его истинным гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики «растерзали» его творение в пух и прах.

Не выдержав агрессии и неприятия со стороны общества, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его творениию. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты.

Он дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны.

Только истинно любящая женщина согласится пойти на такие безумства, через которые прошла Маргарита: быть королевой на балу у самого Сатаны, позволять целовать свое колено тысячам грешников, купаться в крови… И Воланд исполняет свое обещание – возвращает измученной женщине самое ценное в ее жизни – Мастера и его роман, а также делает все необходимое, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастер больше не числится среди больных клиники, его подвал, присвоенный неким Магарычем, снова принадлежит ему. Но самое главное – Сатана вернул роман, целый и невредимый, во всех пяти экземплярах, ведь «рукописи не горят».

Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.

Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу. Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все-таки осталась за всепобеждающей силой любви и творчества.

15 стр., 7147 слов

Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера)

... искали: анализ 7 главы мастер и маргарита анализ главы 7 мастер и маршарита Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/ «Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Писатель создал ... через отрицание отрицательного, изображая отклонения жизни от своего «плана», непринужденно, весело и вместе с тем педагогически, М. Булгаков ...