В литературе второй половины XIX века была распространена мысль о фатальной зависимости судьбы человека от обстоятельств. Появилась формула «среда заела». Судьба человека складывается так или иначе и под влиянием его нравственной позиции. Бывают ситуации, когда человеку нужно сделать выбор: как поступить, по какому пути пойти. Чехов показал, что часто этот выбор (нравственный выбор) предопределяет всю человеческую жизнь.
Например, перед Дмитрием Ионычем Старцевым (рассказ «Ионыч») в молодости раскрывались две перспективы: отдать себя служению людям хотя бы на поприще земского врача или целиком погрузиться в мир Туркиных, стать обывателем, накопителем, распростившись со всеми высокими идеалами. Под сильным влиянием своего окружения Старцев сначала бессознательно, а потом все больше сознавая это, пошел по второму пути. Он не нашел в себе сил противостоять обывательщине и потому превратился в Ионыча, еще более косного обывателя, чем жители города С.
В рассказе «Человек в футляре» мы наблюдаем результат перерождения главного героя — учителя Беликова. Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает такую характеристику Беликову: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очистить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.
Главный герой и его оболочка
Описывая главного героя, автор подчеркивает его стремление окружить себя оболочкой, чтобы уединиться и защититься от внешних влияний. Он носит темные очки, фуфайку и закладывает уши ватой. Для него реальность является источником раздражения и тревоги, поэтому он постоянно превозносит прошлое и то, чего никогда не было. Даже преподавание древних языков для него является способом укрыться от настоящей жизни.
Страх Беликова
Главное опасение героя — это «как бы чего не вышло». Любое отступление от принятых правил вызывает у него уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Беликов управляет не только гимназией, но и всем городом, где его начали бояться. Метафора футляра используется для описания его страха и пронизывает всё повествование.
Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя — путь ...
... времени Выбор оптимальной, интересной программы обучения, Возможность управлять расписанием, Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени Самообразование Сочинение на тему: «Самообразование» Самообразование — ... правильно приступить к самообразованию, чтобы углублять свои знания, чтобы успешно подготовиться к экзамену, к защите диплома и т. д.? Путь, конечно, трудный ...
Брак и тревога
Появление нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки в городе заставляет общество решить выдать их замуж за героя. Беликов соглашается, но мысли о браке вызывают у него истощение, бледность и углубление в собственную оболочку. Он беспокоится из-за «странных мыслей» возможной невесты и ее брата. Хотя он проводит много времени с Варенькой и посещает их дом, он медлит с предложением.
Трагические герои Антона Чехова
Рассказы Антона Чехова славятся своей способностью показать трагичность жизни простых людей. В рассказах «Лошадиная фамилия» и «Крыжовник» автор показывает, как трагедия может начаться из-за малого издевательства или ненависти другого человека.
«Лошадиная фамилия»
Главный герой рассказа, учитель Беликов, становится жертвой издевательств своих коллег и несправедливости системы. Однажды он становится свидетелем игр на велосипедах своих учеников и рассказывает об этом коллеге, который говорит ему, что это «неприлично для воспитателя юношества». Позже, этот же коллега выставляет Беликова на посмешище и тот заболевает, а вскоре умирает.
Герой рассказа становится символом человека, которого превратили в мертвую штуку. Его судьба показывает, какой ценой приходится платить за нарушение всего лишь обычаев и норм общества.
«Крыжовник»
В этом рассказе главный герой — Николай Иваныч Чимша-Гималайский, служащий казенной палаты. Он всю жизнь мечтал о жизни в деревне, чтобы найти свою счастливую усадьбу. Однако, чтобы ее иметь, ему пришлось жениться на некрасивой вдове и держать ее в голоде, пока та не умерла.
Герой рассказа находится в поисках идеала, который не может найти в жизни. Он даже нарушает свою совесть и убивает свою жену, чтобы добиться своей цели. В итоге он остается один и несчастен.
Оба героя страдают от общественных предрассудков и несправедливости системы, которая обрекает их на несчастье и гибель.
Иван Иваныч и его критика брата
Иван Иваныч удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему. Он считает, что уходить из города и прятаться в усадьбе — это эгоизм и лень. Человеку нужно не ограниченное пространство, а весь земной шар и вся природа, чтобы проявить свободный дух.
Иван Иваныч считает, что сытость и праздность развивают самомнение в русском человеке. Он видит это на примере своего брата, который добился исполнения своей мечты. Иван Иваныч считает, что каждый счастливый человек должен помнить о несчастных и не забывать, что жизнь может преподнести ему беду и потери.
Критика самого себя
Иван Иваныч обращает острие критики и против самого себя. Он признает, что у него есть те же недостатки, такие как самодовольство, филистерство и склонность поучать других о том, как жить и управлять народом. Он сокрушается, что уже не молод и не годится для борьбы.
Новые идейные грани рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»
... Крыжовником» и «О любви», сформирован темой футлярной жизни, пронизывающей названные рассказы и объединяющей их, что каждый из героев «трилогии» - Беликов, Николай Иванович ... библейский: «.и восстанет брат на брата». Как показывает Чехов, расхождение героев братьев начинается с ... переживал) один-единственный герой? При публикации в «Русской мысли» рассказ «Крыжовник» сопровождался цифровым обозначением ...
Иван Иваныч выражает протест против современного социально-нравственного состояния общества. Он скорбит душевно, раздражается и не может спать из-за наплыва мыслей. Он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.
Главный герой: Николай Иваныч Чимша-Гималайский
Николай Иваныч Чимша-Гималайский — дворянин, затем чиновник и помещик, герой произведения «Крыжовник». Он был описан его братом, ветеринарным врачом Иваном Иванычем Чимша-Гималайским, который рассказал об этом герое учителю гимназии Буркину и помещику Алехину.
За всю жизнь Николай Иваныч мечтал о приобретении «маленькой усадьбы где-нибудь на берегу реки или озера». Он был добрый и кроткий человек, и идеалом для него была деревенская жизнь, при жизнь становилась непременным атрибутом крыжовник. Он отрицал себе все, копил деньги на имение, недоедал и одевался словно нищий.
Когда умерла его жена, на которой он женился из-за расчета и наличия денег у нее, герой покупает имение, на котором сажает двадцать кустов крыжовника и становится настоящим барином. Он обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие» и начинает проявлять чрезвычайное самомнение.
Если раньше Николай Иваныч боялся иметь свои собственные взгляды даже для себя лично, то теперь он изрекает громкие истины, будто высокопоставленный чиновник: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».