- 18 марта 2018
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»
Составила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №26 «Радость» Богданова Флера Гумаровна. Нефтеюганск 2018 г.
Актуальность
В песенном творчестве немалую роль играет интуиция, но в то же время оно не может протекать без интенсивной мыслительной работы. Так, при создании музыкального произведения автор, по словам А. Н. Сохора, «решает мыслительные задачи, в известной мере аналогичные задачам учёного, творца в любой области. Он тоже ставит определённую эвристическую задачу и ищет пути к её решению, действуя методом отбора, сопоставляя достигнутое с целью, к которой он движется, отыскивая внутренние связи между найденными интуитивно результатами и развивая эти результаты с помощью логических методов».
Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окрасе силе и т.д.): дети вслушиваются в них, сравнивают, выделяют, обобщают их различные свойства. В процессе обследования у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается инициативность и самостоятельность.
В многочисленных работах о песенном творчестве дошкольников показано, что дети старшего дошкольного возраста способны сами выполнять задание на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, сочинять мелодии на заданный текст, попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня).
К сожалению, одной из проблем, с которой сталкиваюсь, является низкая способность детей в создании собственного варианта сочинения мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки. Дети затрудняются использовать в процессе песенного творчества свой музыкально-сенсорный опыт.
Недостаточные возможности традиционного подхода к разрешению данной проблемы побудили к поиску эффективных методов и приемов, свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ-РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать образовательный процесс результативным.
Использование в своей работе различных методов и приемов данной технологии «Моделирование на основе имен признаков», «Да-нет», «Морфологическая таблица», «Круги Луллия» способствуют активизации мыслительных процессов у детей и развитию творческих способностей.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...
... драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей, развитию воображения детей ... Дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и приложений. В данной работе определена проблема: какова роль восприятия музыки ...
Для решения поставленных задач:
- формировать у детей:
- развивать:
разработала игры:
- «Умные нотки» (на основе пособия «Имена признаков») – формирование у детей понятия, что отобранные средства музыкальной выразительности соответствуют характеристикам объекта. Изменение имени признака объекта есть основной инструмент решения творческой задачи;
- «Угадай темп» (линейная «Да-нет») – совершенствование умения детей сужать поле поиска;
- «Круги Луллия» — закрепление названия песен, систематизирование знаний детей о средствах музыкальной выразительности;
- «Наоборот» – расширение словарного запаса, закрепление музыкальных терминов;
и игровые приемы:
- моделирование объекта с помощью значков, схем, картинок;
- «Пришел в гости волшебник…»: волшебники Разделяй-ка и Объединяй-ка – помогают найти связи между долгими и короткими звуками.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Сочинение мелодии на заданный текст с помощью выразительных средств музыки»
Цель: формирование умений детей создавать собственный вариант сочинения мелодии на заданный текст с помощью ТРИЗ технологии.
Задачи:
формировать:
- у детей понятие о соответствии средств музыкальной выразительности характеристике объекта;
- умение составлять алгоритм, используемый при сочинении мелодии по заданному тексту;
- развивать:
- музыкальные способности: чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
- мыслительные действия: моделирование, группировка;
- творческую активность в сочинении мелодии на заданный текст;
- интерес к песенному творчеству;
- музыкальную память.
Предварительная работа:
- освоение модели «объект-имя признака- значение имени признака»:
- Проведение:
- Сочинение простейших мелодий на заданный текст по модели.
Оборудование и материалы: мультимидийный экран, видеосюжеты; морфологическая таблица; картинки — значение имени признака для фланелеграфа; музыкальные инструменты; музыкально-дидактические пособия; маленький мячик; длинная атласная лента сшитыми концами; альбомные листы, фламастеры.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационно-мотивационный.
(Педагог встречает детей, здоровается, обращает внимание на экран).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то спешит.
(Фрагмент из мультфильма «Винни Пух и его друзья»).
Пятачок: Здравствуйте, ребята. Сегодня у ослика Иа день рождение. Винни Пух сочинил ему песенку.
(Фрагмент из мультфильма: Винни Пух поет песенку).
Пятачок: Понравилась песенка? Мне тоже хочется спеть веселую песенку ослику, ведь он такой грустный.
(Фрагмент из мультфильма: грустный ослик)
Пятачок: Но я не умею сочинять, как Винни Пух. Помогите мне, ребята!
«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...
... детей младшего школьного возраста; - обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в ... упражнений в методе Тоник Соль – Фа обучения музыке», которая представляла собой систематическую школу хорового пения. В XX веке в Европе ...
2. Проблемно-деятельный.
Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Пятачку сочинить песенку? Что такое песня? Из чего она состоит?
Дети: Из мелодии и слов.
(Ребенок выкладывает картинки на морфологической таблице).
Музыкальный руководитель (выкладывает знак вопроса): А как сочинить песенку?
Дети: У нас есть умные нотки, они помогут нам.
Ребенок (выбирает нотку): Что означает эта нота?
Дети: О ком, о чем поется в песне.
(Ребенок выкладывает нотку на морфологической таблице).
Музыкальный руководитель: Значит нужно подобрать текст к песенке? Тогда садитесь, слушайте:
1. На улице две курицы с петухом дерутся
Две девицы-красавицы смотрят и смеются.
2. Маленький ослик, любим мы тебя.
Маленький ослик, с днем рождения.
Какой текст выберите, первый или второй? Почему?
Дети: Второй текст, потому что он про ослика, у него день рождение.
Музыкальный руководитель: Хорошо, с текстом определились. Кто выложит картинку и выберет нотку?
Ребенок: Что означает эта нота?
Дети: Ритм.
(Ребенок выкладывает ноту).
Музыкальный руководитель: Ребята, прохлопайте ритмический рисунок текса и послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?
Дети: Долгие и короткие звуки.
Музыкальный руководитель: Чтобы записать ритмический рисунок текста, долгие звуки отметьте шлепками, а короткие — хлопками. (Дети выполняют задание). Определите и запишите, сколько долгих и коротких звуков в слове «маленький»; «ослик» и т.д.
(Дети записывают на альбомном листе большими и маленькими кружочками ритмический рисунок первой фразы).
Музыкальный руководитель: Давайте проверим, вторая фраза подойдет к этому ритмическому рисунку? Эти фразы одинаковые или разные?
(Дети проговаривают вторую фразу и отстукивают ритмический рисунок карандашом. Дети сравнивают и делают вывод, что фразы одинаковые).
Музыкальный руководитель: Для чего вы составили ритмический рисунок текста?
Дети: Чтобы определить ритмический рисунок мелодии.
(Ребенок выкладывает карточки с ритмическим рисунком на морфологической таблице и выбирает ноту).
Ребенок: Что означает эта нота?
Дети: Жанр.
(Ребенок выкладывает ноту).
Музыкальный руководитель: В каком жанре будет песня?
Дети: В танцевальном жанре, потому что у ослика день рождение, а на празднике всегда танцуют.
Музыкальный руководитель: Какие танцы вы знаете?
Дети: Вальс, полька.
Музыкальный руководитель: Какой танец выберите? Почему?
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
... работы определила и поставила следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников. ... далеко не каждый музыкальный руководитель. Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на ...
Дети: Полька, потому что это веселый танец.
(Дети самостоятельно выбирают диск, включают магнитофон. Танцевальная импровизация на музыку С.Рахманинова «Полька»).
Музыкальный руководитель: Какие движения вы будете использовать, когда будете исполнять свои песенки?
Дети (выкладывают картинки): Хлопки, притопы, кружение.
Музыкальный руководитель: Кто выберет следующую нотку?
Ребенок: Что означает эта нота?
Дети: Настроение.
(Ребенок выкладывает ноту).
Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет мрачная?
Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песенка будет светлая (выкладывает пиктограмму).
Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет злая?
Ребенок: Добрая (выкладывает пиктограмму).
Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет грустная?
Ребенок (бросает мяч педагогу): Моя песня будет веселая (выкладывает пиктограмму).
Музыкальный руководитель (бросает мяч ребенку): Твоя песенка будет в минорном ладу?
Ребенок (бросает мяч педагогу): Нет в мажорном ладу (выкладывает картинку).
Музыкальный руководитель: У вас будут замечательные песенки! Кто выберет нотку?
Ребенок: Что означает эта нота?
Дети: Темп.
(Ребенок выкладывает ноту).
Музыкальный руководитель: Я загадала темп песенки, а вы угадайте. Поиграем в игру «Да – нет». Вы должны задать как можно меньше вопросов.
(слева направо выставлены картинки: ракета – лошадка — собачка – утка – черепаха).
Ребенок: Это справа от лошадки?
Музыкальный руководитель: Да.
Ребенок: Это слева от утки?
Музыкальный руководитель: Да.
Дети: Это собачка.
Музыкальный руководитель: Какой темп я загадала? Почему?
Дети: Не очень быстрый. Потому что мы не сможем спеть свою песенку очень быстро, как летит ракета, быстро, как скачет лошадка. Утка движется медленно, черепаха очень медленно – такой темп не подойдет к нашей песенке.
(Ребенок выкладывает картинку и выбирает нотку).
Ребенок: Назовите эту ноту.
Дети: Высота звука.
(Ребенок выкладывает ноту).
Музыкальный руководитель: Поиграем в игру «Эхо».
(Дети слушают, а затем пропевают звуки на слог «ля» и рукой показывают высоту звука).
Какие звуки вы пропели?
Дети: Высокие, средние, низкие (выкладывают карточки).
Музыкальный руководитель: Какие «помощники умной головы» помогли вам выполнить это задание?
Дети: Наши уши.
Музыкальный руководитель: Юные композиторы, возьмите свои листочки с ритмическим рисунком и приступайте к сочинению мелодии.
(Дети сочиняют мелодию на заданный текст, используя музыкальные инструменты: металлофон, мелодика, ксилофон).
3. Рефлексивно-оценочный.
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите, как вы сочиняли песенку?
(Дети составляют модель и рассказывают, как они сочиняли песенку).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, осталась последняя нотка. Она спрашивает: «Для чего эта песенка и где ее можно спеть?»
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
... детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль. Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян. В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми». 2. Обучение игре на музыкальных инструментах Знакомство детей ...
Ребенок: Я сочинил песенку, чтобы поздравить ослика Иа с днем рождения. Чтобы у него было хорошее настроение.
Дети: Песенку можно исполнить на дне рождения ослика Иа; в группе – друзьям; дома – маме, папе, бабушке, дедушке.
Музыкальный руководитель: Кто споет свою песенку?
Модель сочинения песенки.
(Дети исполняют свои песенки, аккомпанируя себе и друзьям на музыкальных инструментах (металлофон,мелодика, треугольник, барабан, колокольчики); используя танцевальные движения польки; атрибуты (шляпки, шарфики, цветные галстуки); игровой прием «Выступление по телевизору»).
Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на экран): Посмотрите, как радуется ослик Иа и его друзья!
Пятачок: Спасибо вам, ребята за веселые песенки!
Музыкальный руководитель: Ребята, что за странные звуки? (Обращает внимание на экран) Кто это?
Дети: Мажор и Минор.
Музыкальный руководитель: О чем они спорят?
Минор: Ребята, я хочу, чтобы ваши песенки звучали в минорном ладу и были моими любимыми.
Музыкальный руководитель: Ребята, в каком ладу звучали ваши песенки?
Дети: В мажорном.
Музыкальный руководитель: Что произойдет с вашими песенками, если поменять лад? (Выкладываю знак вопроса).
Вы хотите узнать? Но об этом вы узнаете на следующем занятии. До свидания, ребята.
(Дети прощаются, уходят из зала).
В процессе песенного творчества у детей появился интерес к сочинению песен. Дети так увлеклись этим занятием, что оформили «Нотные тетради» для записи своих мелодий.