Как писать итоговое ?

Сочинение
1. «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Эта тема интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором, как поступить: руководствоваться разумом или чувствами.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,

А. С. Грибоедов «Горе от ума»,

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

И. С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»,

И. А. Бунин «Чистый понедельник»,

М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»,

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»,

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,

В. Распутин «Живи и помни»

2. «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели уделяли внимание изображению разных проявлений характера человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»,

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л. Н. Толстой «Война и мир»,

А. Н. Островский «Бесприданница»,

В. В. Быков «Сотников»,

В. А. Каверин «Два капитана»,

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,

Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»

3. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Б. Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»,

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»,

Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»,

Н. А. Островский «Как закалялась сталь»,

Р. Рождественский «Реквием»,

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

У. Голдинг «Повелитель мух»,

В. П. Астафьев «Царь-рыба»

4. «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Д. Лондон «Мартин Иден»,

А. П. Чехов «Ионыч»,

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил»,

М. А. Шолохов «Тихий Дон»,

М. А. Булгаков «Собачье сердце»,

Г. Марш «Не навреди»,

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

5. «Дружба и вражда»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

Э. М. Ремарк «Три товарища»,

Д. Дефо «Робинзон Крузо»,

В. А. Каверин «Два капитана»,

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,

А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

ПЛАН (КОМПОЗИЦИЯ) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Общепринятая структура сочинения предполагает наличие трех главных компонентов рассуждения: вступления, основной части и заключения. Основная часть содержит тезисы, подкрепленные доказательствами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление

Введение в тему, содержащее предварительные, общие сведения о той проблеме, над которой предстоит поразмышлять автору сочинения.

Основная часть

Логичное, доказательное и стилистически грамотное изложение своих рассуждений.

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод (обобщение написанного)

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение

Подведение итогов, обобщение вышесказанного, завершение рассуждения.

критериями

1. Соответствие теме

Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи

Данный критерий связан с проверкой речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

НАПИСАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ

Рекомендации приводятся по учебному пособию Ташлыкова С. А. « ».

черновым вариантом сочинения

Пишите текст черновика, если это возможно, на одной стороне листа, что позволит Вам делать вставки, используя обратную сторону.

Оставляйте на каждой странице большие поля. Если нужно переделать фразу, внести дополнения, сделать замечания, Вы сможете сделать это на полях Вашей работы.

Оставляйте просвет между строками, это позволит Вам в процессе работы вставлять в текст сочинения отдельные слова, словосочетания или целые предложения.

Используйте сокращения, схемы, условные знаки, графические построения. Экономьте время! Не стремитесь, чтобы черновик представлял полный текст сочинения. Он может быть написан в виде тезисов, которые будут развернуты в чистовом варианте.

1. Начнём с эпиграфа

Если во время работы у Вас под рукой не оказалось нужного эпиграфа, не торопитесь занять место какой-нибудь строкой: наличие эпиграфа в сочинении необязательно.

Следует предусмотреть возможность появления определенных тем и иметь в своём багаже запас эпиграфов: строки из стихотворений, прозаических произведений, литературно-критических статей, афоризмы, максимы и т.п.

2. Не затягивайте введение!

3. Во время работы над основной частью

4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения

5. Избегайте прямого пересказа:

6. Умейте цитировать

  • подтверждения своей собственной мысли;
  • опровержения чужого, неверного, на Ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;
  • ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением;
  • демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую Вами в сочинении;
  • сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

  • не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксальные мысли и суждения;
  • не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранен;
  • не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирование.

Помните! Цитата не повторяет, а доказывает мысль . Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста).

О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше: «Юные авторы не знают, что любое удачное выражение, любая удачная мысль – хороши только в совокупности с другими, подобными им, выражениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: «Будь внимателен: я драгоценность, а все остальное рядом со мной – олово, простое жалкое олово». Всякое слово, всякая мысль должны находиться, так сказать, в подходящем для них обществе».

В сочинении используйте различные приёмы цитирования :

  • полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);
  • частичное — фрагментарное — цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);
  • ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, что исключает необходимость её приведения).

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять

  • перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строчной буквы);
  • в середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;
  • в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При введении цитаты используйте такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет ; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд .

7. Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые Вам хорошо известны и в написании которых Вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых Вы хоть в малой мере сомневаетесь.

Кстати, неправильно употребленное слово, словосочетание и предложение следует зачеркивать, а не брать в скобки: скобки — это пунктуационный знак, используемый для выделения вводных предложений.

Учтите, что во время правки могут измениться падежные окончания, предлоги, окончания единственного и множественного числа… Поэтому после любого изменения в тексте желательно ещё раз прочитать тот фрагмент работы, где были сделаны изменения. Все грамматические недостатки лучше ощущаются на слух и могут быть вовремя исправлены.

Вы готовы переписать сочинение набело? Проверьте черновой вариант еще раз.

8. Сочинение следует проверять не менее трёх раз! Естественно, что глубокая и тщательная проверка возможна только тогда, когда на неё оставлено достаточное количество времени. Хорошо, если на эту работу Вы оставите 30 минут и проведёте ее в три этапа:

1. Проверка стиля.

2. Проверка орфографии.

3. Проверка пунктуации.

Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Помните: если Вы решите оспорить результаты проверки, Вы должны убедительно доказать постановку того или иного знака. Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.

Такая трёхкратная проверка сочинения поможет Вам каждый раз сосредоточить внимание на одном из аспектов: содержательном, орфографическом, пунктуационном, что позволит достичь оптимальных результатов.

Не бойтесь проводить небольшие правки даже во время белового переписывания, но знайте, что проверяющий вправе снизить Вам оценку за исправления в чистовом варианте Вашей работы.

Вы написали сочинение, проверили его, исправили все недочёты…

Сдавайте! Удачи Вам! И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).

Книги для подготовки к итоговому сочинению:

I . Пособия для учащихся

1. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль.

2. Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением.

3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком.

4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение.

5. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак]. — М.: Просвещение, 2015.

6. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра.

II . Книги, посвящённые анализу художественного текста:

1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя.

2. Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр.

3. Вайль П., Генис А. Родная речь.

4. Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи// Избранные работы по русскому языку.

5. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tashlyikov-s-asekretyi-janra-uchebnoe-posobie/

6. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1880-1925-го годов в комментариях.

7. Гаспаров М.Л. О русской поэзии.

8. Гинзбург Л. О литературном герое.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tashlyikov-s-asekretyi-janra-uchebnoe-posobie/

9. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа.

10. Искусство анализа художественного произведения. (Пособие для учителей).

Сост. Т.Г. Браже.

11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста.

12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.

13. Николина Н.А. Филологический анализ текста.

14. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ.

15. Топоров В.Н. Пространство и текст// Текст: семантика и структура.

16. Тюпа В.И. Аналитика художественного.

17. Хализев В.Е. Драма как род литературы: Поэтика. Генезис. Функционирование.

18. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений// Избранные работы по русскому языку.

19. Эйхенбаум Б.М. О поэзии.

Материалы, использованные при подготовке публикации:

1. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2016-2017:

2. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра.