Как писать итоговое ?

Сочинение
1. «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Эта тема интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором, как поступить: руководствоваться разумом или чувствами.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,

А. С. Грибоедов «Горе от ума»,

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

И. С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»,

И. А. Бунин «Чистый понедельник»,

М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»,

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»,

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,

В. Распутин «Живи и помни»

2. «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели уделяли внимание изображению разных проявлений характера человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»,

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л. Н. Толстой «Война и мир»,

А. Н. Островский «Бесприданница»,

В. В. Быков «Сотников»,

В. А. Каверин «Два капитана»,

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,

Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»

3. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Б. Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»,

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»,

Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»,

Н. А. Островский «Как закалялась сталь»,

Р. Рождественский «Реквием»,

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

У. Голдинг «Повелитель мух»,

В. П. Астафьев «Царь-рыба»

4. «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Д. Лондон «Мартин Иден»,

А. П. Чехов «Ионыч»,

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил»,

М. А. Шолохов «Тихий Дон»,

М. А. Булгаков «Собачье сердце»,

Г. Марш «Не навреди»,

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

5. «Дружба и вражда»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

Э. М. Ремарк «Три товарища»,

Д. Дефо «Робинзон Крузо»,

В. А. Каверин «Два капитана»,

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,

А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

ПЛАН (КОМПОЗИЦИЯ) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Общепринятая структура сочинения предполагает наличие трех главных компонентов рассуждения: вступления, основной части и заключения. Основная часть содержит тезисы, подкрепленные доказательствами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление

Введение в тему, содержащее предварительные, общие сведения о той проблеме, над которой предстоит поразмышлять автору сочинения.

Основная часть

Логичное, доказательное и стилистически грамотное изложение своих рассуждений.

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод (обобщение написанного)

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение

Подведение итогов, обобщение вышесказанного, завершение рассуждения.

критериями

1. Соответствие теме

Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи

Письменная речь является очень важной составляющей при написании сочинения. В ходе проверки выпускника на данном критерии, производится оценка качества речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции. При необходимости, должен уместно использовать термины, избегать речевых штампов.

Если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения, выпускнику ставится «незачет».

5. Грамотность

Грамотность является одним из основных критериев для проверки сочинения. Оценивается корректность написания текста, орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускнику ставится «незачет», если ошибки затрудняют чтение и понимание текста (не более 5 ошибок на 100 слов в сумме).

Для получения оценки «зачет», выпускнику необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 — в обязательном порядке), а также зачет по одному из других критериев.

Написание и редактирование

Чтобы написать качественное сочинение, следует использовать черновой вариант, пишите его желательно на одной стороне листа, что позволит вносить вставки на обратной стороне.

Оставляйте большие поля на каждой странице; благодаря этому Вы сможете вносить правки вмигб редактировать каждую страницу Вашей работы.

Не стесняйтесь использовать сокращения, схемы, условные знаки, графические построения – это поможет экономить время. Черновик может быть написан в виде тезисов, которые потом будут развернуты в чистовом варианте сочинения.

1. Начнём со вступления

Необязательно ставить эпиграф, но если его нет, можно подготовить запас эпиграфов на определенные темы: строки из стихотворений, литературно-критических статей, максимы и т.д.

Главное – начните сочинение убедительно и интересно, показав вступительную часть со всех ее сторон.
После того, как написано вступление, перейдем к основной части сочинения.

2. Не затягивайте введение!

Многие студенты-писатели сталкиваются с проблемой долгого и затянутого введения. Вместо того чтобы перейти к сути и начать развивать основную идею, они тратят много времени на общие слова и заумность. Это может сильно утомить читателя и затруднить понимание текста. Поэтому необходимо сразу перейти к теме и представить основные аргументы.

3. Во время работы над основным содержанием

Автор должен придерживаться основной идеи и цели своего сочинения. Разумеется, в процессе написания возможны изменения в убеждениях, развитие мысли в новых направлениях, но важно сохранять общую линию текста и эффективность передачи информации.

4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения

При написании текста необходимо соблюдать четкую структуру введения, основной части и заключения. Каждая часть должна выделяться определенным объемом и содержать соответствующие аргументы. Советуем избегать заполнения сочинения «водой» и вместо этого делать выводы, приводить факты и т. д.

5. Избегайте прямого пересказа:

Прежде чем начать писать, стоит изучить тему, ее основные термины и понимание. Однако не стоит увлекаться простым пересказом и копированием других авторов. Это ограничит вашу мыслительную активность, снизит эффективность ваших идей, умаляет значения вашего изложения.

6. Умейте цитировать

Цитирование позволяет автору обосновывать свои мысли. В этом случае можно использовать следующие виды цитирования:
* Подтверждение своей собственной мысли;
* Опровержение чужого, неверного, на Ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;
* Ознакомление с чьим-либо авторитетным мнением;
* Демонстрация дискуссионных точек зрения на проблему, осмысленную Вами в сочинении;
* Сохранение особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании нужно соблюдать ряд условий: не цитируйте общеизвестные и банальные истины, не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее, не перегружайте сочинение цитатами.

В сочинении цитата должна находиться в соответствии с тем, что Вы хотите сказать. Она дополняет, обосновывает Вашу мысль. Помните, что цитата — это лишь часть текста и она не должна занимать больше, чем необходимо.

Исследование рынка сенсорных технологий

В настоящее время происходит динамическое развитие технологий, и одним из самых интересных и перспективных направлений является разработка и производство сенсорных устройств. Однако, как показывает наше исследование, в этой области конкуренция становится все более жесткой, и чтобы держаться на плаву, необходимо постоянно обновляться и совершенствоваться.

Анализ рынка сенсорных технологий

Для проведения анализа сенсорного рынка, мы опросили 2000 пользователей смартфонов, планшетов и ноутбуков и выяснили следующие результаты:

  • 85% пользователей использовали сенсорные технологии ежедневно;
  • 40% респондентов удовлетворены существующими сенсорными устройствами;
  • 30% пользуются технологиями не часто из-за высокой стоимости;
  • 15% считают, что сенсорные устройства не совершенны и нуждаются в улучшениях.

Также были проанализированы основные компании-производители сенсорных устройств. Были проведены обзор и анализ отзывов пользователей, а также сравнительное исследование характеристик устройств и цен. Изучая данные анализа, можно сделать вывод о том, что разнообразие и качество являются ключевыми аспектами, на которые обращают внимание потребители.

Успех компаний на сенсорном рынке

Проведя анализ компаний, занятыми в производстве сенсорных устройств, мы выяснили, что лидером является компания Apple, которая удерживает 30% долю на рынке. Следующими по значимости являются Samsung (20%), LG (15%), Xiaomi (10%) и Huawei (5%).

Интересно отметить, что компания Apple не только доминирует на сенсорном рынке, но и является одним из крупнейших инновационных лидеров в этой области. Она рекомендует специальных заказчиков для получения данных и обеспечения обратной связи, что позволяет компании дополнительно совершенствовать свои сенсорные устройства.

Рекомендации по продвижению на рынке сенсорных технологий

  1. Непрерывно развивать новые технологии и улучшать качество уже существующих.
  2. Держаться на плаву в жесткой конкуренции путём адекватной ценообразовательной политики.
  3. Для крупных компаний необходимо уделять больше внимания закупке специалистов для расширения возможностей и обеспечения качественного производства.
  4. Необходимо предоставлять заказчикам возможность получения обратной связи, чтобы компания совершенствовала свои сенсорные устройства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успех компаний в производстве сенсорных устройств зависит не только от инновационных разработок, но также от объективного анализа рынка и потребительских интересов, стабильной ценовой политики и наличия квалифицированных специалистов.

Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Помните: если Вы решите оспорить результаты проверки, Вы должны убедительно доказать постановку того или иного знака. Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.

Такая трёхкратная проверка сочинения поможет Вам каждый раз сосредоточить внимание на одном из аспектов: содержательном, орфографическом, пунктуационном, что позволит достичь оптимальных результатов.

Не бойтесь проводить небольшие правки даже во время белового переписывания, но знайте, что проверяющий вправе снизить Вам оценку за исправления в чистовом варианте Вашей работы.

Вы написали сочинение, проверили его, исправили все недочёты…

Сдавайте! Удачи Вам! И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).

Книги для подготовки к итоговому сочинению:

I . Пособия для учащихся

  1. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль.
  2. Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением.
  3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком.
  4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение.
  5. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак]. — М.: Просвещение, 2015.
  6. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра.

II . Книги, посвящённые анализу художественного текста:

  1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя.
  2. Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр.
  3. Вайль П., Генис А. Родная речь.
  4. Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи// Избранные работы по русскому языку.
  5. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.
  6. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tashlyikov-s-asekretyi-janra-uchebnoe-posobie/
  7. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1880-1925-го годов в комментариях.
  8. Гаспаров М.Л. О русской поэзии.
  9. Гинзбург Л. О литературном герое.
  10. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tashlyikov-s-asekretyi-janra-uchebnoe-posobie/

Развертывание исследования

В данной работе будет проведен анализ литературных произведений и изучение различных методик и подходов к их анализу. В основу исследования положены следующие источники:

  1. Гиршман М.М. «Литературное произведение: Теория и практика анализа».
  2. Искусство анализа художественного произведения. (Пособие для учителей).

    Сост. Т.Г. Браже.

  3. Кухаренко В.А. «Интерпретация текста».
  4. Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста».
  5. Николина Н.А. «Филологический анализ текста».
  6. Новиков Л.А. «Художественный текст и его анализ».
  7. Топоров В.Н. «Пространство и текст// Текст: семантика и структура».
  8. Тюпа В.И. «Аналитика художественного».
  9. Хализев В.Е. «Драма как род литературы: Поэтика. Генезис. Функционирование».
  10. Щерба Л.В. «Опыты лингвистического толкования стихотворений// Избранные работы по русскому языку».
  11. Эйхенбаум Б.М. «О поэзии».

В работе также использованы материалы по проведению итогового сочинения (изложения) за 2016-2017 годы, а также изложение «Сочинение: секреты жанра» авторства С.А. Ташлыкова.