Интегрированный урок (чтение, русский язык с элементами риторики и психологии)
(сочинение)
Миронова И.Г
Ребята!
Сегодня плохая погода. Давайте поднимем себе настроение. Улыбнитесь друг другу, а теперь порадуйте меня, улыбнитесь нашим гостям. Спасибо вам. Садитесь.
Наш урок будет немного необычным. Вам пригодятся знания по русскому языку, по чтению и риторике., Ребята, вы никогда не задумывались, для чего существует зеркало?
( в машинах у водителя, у докторов – зубной, ухо – горло — нос, глазной, парикмахерские, комната смеха, пускать зайчиков, смотреть на себя, зеркальные витрины)
Послушайте, как Ожигов дает определение зеркалу в своем толковом словаре: «Зеркало – гладкая, отполированная блестящая поверхность, дающая отражение находящихся перед ней предметов».
У нас с вами тоже есть свои слова – рики, в которых мы записываем
Спасибо! А еще зеркало может быть гибкое (и показываю) запишите это слово в свои словарики.
Что может делать? (отражать образ, помогает следить за внешностью, пускать солнечных зайчиков, украшает прихожую или комнату, смешит людей в комнате смеха, светиться в темноте, разбиться расколоться, висеть, помогает при произношении звуков (англ.) и читать ответы в кроссворде).
Молодцы!
Вспомните и назовите произведения, в которых есть зеркало?
-
«Снежная королева» Г.Х.Андерсен (Ю.Зотова прочитает отрывок)
-
«Алиса в зазеркалье» Л. Кэррол
-
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин
-
«Королевство кривых зеркал»
-
«Зеркало и обезьяна» И.А.Крылов
16 стр., 8000 словЗеркало в литературе
... ёлый солнечный зайчик. Он ведь тоже гость из зазеркалья... «Искусство так рождает зеркала, чтоб каждый мог себя в них обрести...» Мотив зеркала - один из самых распространённых в литературе. У ... где всё наоборот. Себя как в зеркале я вижу… Одно из удивительных свойств искусства вообще и литературы в частности - отражать жизнь. Метафора зеркала в отношении искусства возникла давно и вполне ...
-
«Дурной товарищ» Д.Мамин-Сибиряк»
Откройте «Живое слово» на стр. Давайте вспомним, что же происходило в этом рассказе?
(1 человек – краткий пересказ — очень короткий и чтение на стр.203 со слов «ласковость отца…..» до конца 2-3 человека)
А сейчас давайте отдохнем и поиграем в игру «Зеркальный зал». Встаньте. Представьте, что вы – зеркала и должны отражать всех, кто в вас смотрится, очень точно.
-
Иди сюда, Алина, — представь, что ты снежная королева и паришь над городом (летает, машет руками, поворачивает голову) – остальные отражают.
-
Оля, представь, что ты – Алиса и стоишь перед зеркалом (причесываешься, пританцовываешь)
-
Андрей – Представь, что ты Крошка Енот и ты грозишь, строишь рожи, улыбаешься. ( все повторяют) Молодцы! Спасибо!
Прочитайте и попробуйте ответить, откуда эти строчки? (коллективное чтение с доски)
«свет мой, зеркальце, скажи,
да всю правду расскажи…»
-
Какой герой сказки говорил эти слова?
-
А кого она невзлюбила и за что? (молодую царевну, за то, что та была красивее ее)
Давайте сравним этих двух героев.
-
Что у них общего? (красивые, умные)
-
А чем отличаются? Для этого используем таблицу. (на доске)
Плохое Хорошее, Царица царевна, Вспоминая поступки Царицы, выберите слова, которые помогут охарактеризовать их.
(Вверху на доске слова: злость, доброта, высокомерие, забота о других, капризность, самолюбование, гнев, ласковость, обман, честность, открытость, жестокость, обидчивость, трудолюбие, приветливость.)
Физминутка П
-
Какую роль сыграло зеркальце в этой сказке? Что с его помощью хотел показать А.С. Пушкин?
-
Я подведу итог: с его помощью автор показал, что хотя зеркало и отражает красивую внешность, но она бывает обманчивой. Только поступки, слова человека раскрывают, какой он на самом деле.
Прочтите и, догадайтесь, из какого произведения эти слова:
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Слова автора – читаем хором, а роль обезьяны – Яна.
-
Что делает Обезьяна, когда смотрится в зеркало? (прыгает, ужимки, кривляется ).
11 стр., 5418 словРассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат
... Дмитриевич (1824—1870) Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Язык есть самая живая, самая обильная ... —1983) И каждый миг должно рождаться слово, Чтобы назвать рождённое сейчас. СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970) Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. ТАРКОВСКИЙ ...
-
Почему она не узнала себя? (считает себя лучше других, считает своих подруг, а свои недостатки не видит.)
-
Какие слова из этой басни стали пословицей? Как вы ее понимаете? (не осуждай других, а посмотри на себя)
Ребята, все вы побывали в роли журналистов и спросили своих друзей, родителей, учителей, что они о вас думают, что им в вас нравится, а что не очень.
Просмотрите свои интервью и найдите слова, которых нет в таблице. (вытираю, «Царица» и «Царевна»), Итак, начнем с ваших положительных качеств., А теперь – отрицательные.
Посмотрите, как много хорошего и плохого можно сказать о человеке. Пусть ваше зеркало поможет посмотреть на себя со стороны.
Какие же вы на самом деле? Что сами думаете о себе?, Сейчас вы будете писать сочинение: «Глядя на себя в зеркало»
(Открываю запись на доске)
Вы можете использовать все, о чем мы с вами говорили. В качестве эпиграфа можете выбрать эти или эти слова.
Можно начать рассуждение:
-
О пользе зеркала (пригодится словарик, тетрадь по риторике)
-
Можно написать какие вы со слов родителей, друзей, учителей (интервью).
Но обязательно порассуждайте, глядя на себя в зеркало, какие вы на самом деле, что думаете о себе?, Возьмите листочки и пишите!, Одна из работ учащихся:
«Свет мой, зеркальце, скажи,
да всю правду расскажи…»
А.С.Пушкин
Зеркало было известно с давних времен. В сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» царица использовала зеркало только для того, чтобы любоваться собой.
Зеркала используют в своей работе врачи, чтобы исследовать глаза, ухо, горло, нос, зубы, автотранспорте.
Зеркало есть сейчас в каждом доме. Оно нужно, чтобы следить за внешностью., У нас дома стоит большое зеркало. Я очень люблю смотреться в него., На меня смотрит симпатичная девочка с небольшими косичками и хитрыми красивыми глазами. Это я.
Подруги видят меня доброй. Учителям я кажусь аккуратной, умной, скромной, опрятной. Для мамы и папы я трудолюбивая, добрая, умная.
Конечно, я бываю иногда немножко вредной, но это ненадолго.
Мне хочется, чтобы всем было хорошо, чтобы все улыбались, глядя не только в зеркало, но и друг на друга.