Гоголь Н.В. «Старосветские помещики», краткий анализ

Сочинение
  • Гоголь
  • Анализ произведения Старосветские помещики

Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

Композиционная структура

Повествование в повести ведется от лица рассказчика, представленного в образе частого гостя дома старосветских помещиков, отличающегося сентиментальностью, красноречием и наблюдательностью, описывающего пасторальные портреты персонажей со светящейся нежностью и добротой.

Главой семейства Товстогубов писатель представляет Афанасия Ивановича, изображенного в образе высокого помещика, одевающегося в один и тот же бараний тулуп, отличающегося постоянной улыбкой на лице, обожающего собственную супругу, относясь к ней с нежностью и лаской, являющегося смешливым и любопытным человеком, интересующимся событиями окружающего мира, поскольку лично не покидает родового гнезда.

В лице его супруги представляется Пульхерия Ивановна, описываемая в образе кругленькой помещицы, имеющей доброе лицо, самостоятельно ведущей собственное хозяйство, являющейся искушенной домохозяйкой, знающей кулинарные хитрости, отличающейся мужественностью и силой духа, которые проявляются в момент предчувствия ею своей скорой кончины, когда она не отчаивается и заботится о будущем Афанасия Ивановича.

Главная тема, Смысловая нагрузка

Жизнь стариков в атмосфере спокойствия, добра, радушия, взаимной заботы противопоставляется писателем шумным петербургским толпам, торговцам и жалобщикам, который заполнили российскую столицу.

В финале повести

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

1 стр., 462 слов

Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Детство, Толстой

... временем он учится отличать подлинные и мнимые ценности жизни. На мой взгляд, этот герой вырастет добрым, честным, отзывчивым и чутким человеком. 1 votes, ... эти чувства. Если вначале повести он мог выказать любовь к каждому человеку искренне и от души, то в ... любимого и ценного человека в его жизни – Маменьки. После этого характер героя в корне изменяется. Становится ясно, что беззаботность и легкость ...

Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.

Основная идея, Главные герои

Глава дома Товстогубов- высокий мужчина, одевается в одну и ту же одежду, состоящую из тулупа. Он постоянно радуется окружающей жизни, главным человеком в своей жизни считает любимую супругу. Афанасий Иванович никогда не покидал свой родной дом, а о жизни за его пределами знает лишь со слов других. Как и его супруга, он обожает принимать у себя гостей.

Пульхерия Ивановна – толстенькая помещица, изображает из себя домовитую хозяйку. Она как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая несметные запасы, которые воруют все кому не лень.

В усадьбе нет жесткой руки руководителя, слуги воруют независимо от чина и положения, начиная от приказчика до обычной девки. Гости , приходящие в дом стариков, могли унести их имущество. Поместье постепенно разорялось , герои выживали лишь за счет ежегодного урожая.

Пропажа кота была растолкована хозяйкой как предвестник ее смерти. Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода. В этом и заключается великая сила любви.

После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой.

Тема любви

Возможно, повесть «Старосветский помещик» не самое значимое в творчестве писателя произведение, но отличает оно своим реализмом. Одно из самых чувствительных и горько смешных творений автора. Как ни в каком другом произведении, Гоголь описал в нем доброту человеческих отношений без какого-либо хамства и пошлости. В этом и заключается особенность повести Н.В.Гоголя «Старосветский помещик».

Анализ повести Старосветские помещики

Несколько интересных сочинений

Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

Настоящее искусство – отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так.

2 стр., 760 слов

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

... также паронимические фигуры. 10. Отзыв о произведении. Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» не оставила меня равнодушной, она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какое существование мы ведем, правильно ... ли поступаем. А еще, конечно, восхищает искренняя привязанность старичков, проведших вместе целую жизнь и не утративших своих чувств. Понравилось сочинение? А вот еще:

Лермонтов один из самых талантливых поэтов, наверно не возможно найти человека, который не читал его произведений. Бородино-одно из самых запоминающихся произведений этого великого поэта

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь

Я считаю, что жить без людей, отрешенно – невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Анализ повести Старосветские помещики Гоголя

Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

Композиционная структура

Повествование в повести ведется от лица рассказчика, представленного в образе частого гостя дома старосветских помещиков, отличающегося сентиментальностью, красноречием и наблюдательностью, описывающего пасторальные портреты персонажей со светящейся нежностью и добротой.

Главой семейства Товстогубов писатель представляет Афанасия Ивановича, изображенного в образе высокого помещика, одевающегося в один и тот же бараний тулуп, отличающегося постоянной улыбкой на лице, обожающего собственную супругу, относясь к ней с нежностью и лаской, являющегося смешливым и любопытным человеком, интересующимся событиями окружающего мира, поскольку лично не покидает родового гнезда.

В лице его супруги представляется Пульхерия Ивановна, описываемая в образе кругленькой помещицы, имеющей доброе лицо, самостоятельно ведущей собственное хозяйство, являющейся искушенной домохозяйкой, знающей кулинарные хитрости, отличающейся мужественностью и силой духа, которые проявляются в момент предчувствия ею своей скорой кончины, когда она не отчаивается и заботится о будущем Афанасия Ивановича.

Главная тема, Смысловая нагрузка

Жизнь стариков в атмосфере спокойствия, добра, радушия, взаимной заботы противопоставляется писателем шумным петербургским толпам, торговцам и жалобщикам, который заполнили российскую столицу.

1 стр., 462 слов

Вопросы по литературе | «Любовь в повести Н.В. Гоголя «Старосветские ...

... жизни, сгорбился, часто плакал и был даже рад, когда почувствовал, что скоро окажется рядом со своей любимой. Помещиков автор называет «старосветскими», ... в жизни людей, карьера, положение в обществе. А чувства? Есть ли место настоящей любви в сердцах наших современников? Гоголь заставляет ... Иванович добр ко всем окружающим, постоянно дарит улыбки. А с какой лаской и нежностью он относится к ...

В финале повести

2 вариант

Литературная работа «Старосветские помещики» стала глумлением писателя над аристократами в совокупности, над всей той эпохой и всеми остальными традициями, которые были вокруг писателя. Писатель находит образ жизни аристократов как пресыщение главных нужд, прекращающихся физиологическими потребностями, и не более. Автор отважно отображает весь подтекст этого всего, а вернее нехватку его на жизненном пути аристократов. Гоголь грустит о здравом народе, который исчезает.

Литературный творец детально показывает 2-х солидного возраста аристократов – это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. «Добрые старички» олицетворяют в самих себе совокупность кретинизма, чревоугодничества и до такой степени неимоверных кухонных пристрастий, которые перещеголяли всякие остальные потребности. Гоголь, как филантроп становится против подобного жизненного уклада, когда всё что совершает личность – это питается и дремлет каждый день. Тем более, автор касается не только народа, как следствие, но и по большому счету общественный порядок, все факторы, которые могут ввергнуть каждого в такой упадок. На самом деле личность проживает жизнь дармоеда и это поедает ее, изменяет, уродует. Писателю представляется неприемлемой не имеющая целей человеческая жизнь, с отсутствием устремлений и эмоций. Со скорбью он усмехается над собственными персонажами, которые позволили себе подобные ужасные изменения.

Надо сказать, что благодушие писателя к главным персонажам истории двусмысленное. Гоголь предстает как обличитель, он преподносит на всеобщее обозрение вульгарность, низменность и извращенность. Но в то же время плечом к плечу с этим угадывается его неравнодушие к этим лицам, соучастии в их трагедии. Не нужно считать, что Гоголь хочет оправдать аристократов либо причислить изъяны к достоинствам. А также не стоит забывать, что Гоголь являлся человеколюбивой личностью. Этим можно пояснить основной смысл сочинения – писатель глядит на личности касательно определенных находящихся рядом обстоятельствах. Писатель показывает, что оба помещика – это, в первую очередь народ, они не звери, они не полоумные с малых лет, правда так можно предположить. Сквозь завесу унылости и ничтожности заметны их неплохие стороны, которые характерны обычным, порядочным лицам. Аристократы достаточно открыты и великодушны.

Работа является не просто обличением помещиков, это рассуждения Гоголя о действительности и мотивах, вовлекающих народ к бездушию и пустоте жизни. В этом описывается поэтическая часть работы – народ с хорошими душами умирает под давлением временных оков и социальных норм.

Автор рекомендует читателю жалеть не о том, что за ничтожная действительность у его главных персонажей, а о том, почему такое произошло. Гоголь раздосадован тем, что видит на родине, в которой мощные народные массы очутились подавленными и угнетенными. Общество душит народ их же изъянами взамен того, чтобы данные изъяны изничтожать или хотя бы защищаться от них. Писатель сожалеет о личности и, добавив к собственному плачу нотки юмора, показывает свою личную гуманность.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Старосветские помещики

3 стр., 1271 слов

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя (образы помещиков)

... людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно. Помещики в поэме Мертвые души Гоголя Несколько интересных сочинений Конечно же, Левша – это собирательный образ русского человека. Но именно ... а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения. Первым чиновника принимает ...

Популярные сегодня темы

Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется

У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве

Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты

Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

«Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.

Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.

2 стр., 783 слов

Как построить гармоничные отношения? Аргументы из повести «Старосветские ...

... гармоничных отношений. Один из таких примеров — Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна из повести Гоголя "Старосветские помещики". В ... людьми. Позади остаются разочарования прошлых отношений, а в новых их ожидает полная гармония. Я полагаю, что гармоничные отношения легче построить, когда у людей ... угасли. Они живут "спокойною и уединённою жизнью, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими ...

Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

«Старосветские помещики». Анализ

В «Старосветских помещиках» Гоголь высмеял ничтожную животную жизнь обитателей помещичьих гнезд, сводившуюся только к физиологическим отправлениям. Гоголь разоблачает нелепую бессмысленность такой жизни, «где ни одно желание не перелетает за частокол двора». Тоской по подлинной, здоровой общественной жизни людей проникнута вся повесть.

Изображая «добрых старичков», никчемных существователей Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, их умственный идиотизм, обжорство, кулинарные интересы, которые возобладали над всеми прочими человеческими потребностями, писатель всем существом подлинного гуманиста протестует против того общественного строя, который калечит, уродует человека. Животный процесс поглотил человека в условиях паразитического образа жизни — вот .

В повести Гоголь до конца отрицает бессмысленную жизнь людей. И теплота, которой, кажется, овеяно повествование о жизни «добрых старичков» — горькая насмешка над ними, которую не заметить нельзя. Анализируя повесть «Старосветские помещики», стоит указать на двойственное отношение Гоголя к своим героям: с одной стороны, беспощадное разоблачение их пошлости и уродливости, с другой стороны, чувствуется участие к ним. В этом, однако, нет противоречия, которое обнаруживали в повести Гоголя некоторые критики, объясняя его стремлением писателя опоэтизировать никчемную жизнь представителей своего класса. Смысл двойственного отношения Гоголя к своим героям кроется в его гуманизме, во взглядах на человека, на его положение в конкретных социально-исторических условиях. И в этом заключена основная идея повести.

2 стр., 645 слов

Доброта и жестокость в жизни героев (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)

... начале повести, когда Карл Иванович будит Николеньку, щекоча его пятки, мальчик сквозь сон думает: «…противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка ... На всю жизнь Николенька запомнил ее глаза, искрящиеся добротой и любовью, и руки, с такой нежностью ласкавшие его. Однако и ... уроков один — нужно нести людям добро и любовь, и тогда они ответят тебе тем же. Повесть Толстого «Детство» помогает ее ...

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — люди как люди, а не скоты и полуидиоты от рождения, какими они кажутся на первый взгляд. Даже сквозь беспросветную атмосферу пошлости, мелочности и скуки их существования можно обнаружить в них хорошие человеческие качества — гостеприимство, бескорыстие, сердечность, преданную любовь. Поэтому «Старосветские помещики» представляются нам не только произведением, резко обличающим паразитизм «небокоптителей», «прорех на человечестве», они являются вместе с тем и глубоким раздумьем писателя над вопросами современной жизни, над причинами этой страшной пустоты человеческого существования.

Именно с этим раздумьем связан лиризм повести. Гоголь с поразительной силой таланта показал, как опошляются, гибнут люди в условиях уродливой жизни современного общества. По словам Белинского, Гоголь «в пошлой и нелепой жизни нашел человеческое чувство». Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — это золотые люди по своим душевным свойствам. И писателю глубоко симпатичны лучшие качества его героев. Эти добрые люди,- читаем мы в повести, — можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось. Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство. Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. «Старосветские помещики» — не только яркое обличительное, сатирическое произведение, но и лирическая повесть о любви.

Вот почему еще Пушкин тонко подметил, что повесть заставляет «смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Н.В.Станкевич в письме к одному из своих друзей писал: «Прочел одну повесть из Гоголева «Миргорода» — это прелесть! (Старомодные помещики», так, кажется, она названа).

Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни». Именно благородное чувство преданной любви, которое пробилось через всепоглощающую пошлость обывательской жизни, заставило Станкевича так высоко оценить эту повесть, назвать ее «прелестью». Такое же впечатление оказала повесть и на Белинского, который, прочитав ее, воскликнул: «О бедное человечество! жалкая жизнь! И однако ж вам все-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые только пили и ели и потом умерли!… ». Не «жалкую жизнь» заставляет пожалеть Гоголь, а человека в его трагическом положении: лучшие человеческие качества оказались зарыты спудом скудного низменного существования. С негодованием и скорбью изображает Гоголь современную ему Россию, в которой скрыта, задавлена могучая сила «бойкого народа», изображает никчемность человеческих характеров, ложь общественных отношений. Величайшая грусть о человеке, «незримые слезы» и разящий смех сатиры — вот чем характеризуется гоголевский гуманизм.

Подходя к анализу «Старосветских помещиков» с этой стороны, Белинский замечательно раскрывает источник авторского лиризма, которым проникнута повесть. Он кроется не в попытке идеализации патриархальной помещичьей жизни, а в глубоком гуманизме писателя, в его раздумье о судьбе человека, прекрасные качества которого не могут развернуться, глохнут в условиях бессмысленного паразитического существования. «Отчего же так привязывают вас к себе эти люди? Оттого, что это были люди, по своей натуре неспособные ни к какому злу, до того добрые, люди, которые до того жили один в другом, что смерть одного была смертию для другого»

5 стр., 2473 слов

Маленький человек в повести Гоголя Шинель

... шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела. Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель «Маленький человек» ... так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, ... крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через ...