Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

«Имел он всё,

что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не

купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!» — восклицает поп. Но не

это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к

борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.

Савелий-богатырь — дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя

мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении

новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания

крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна

Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его

счастье — это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,

богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.

«Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути». Выбор — один из труднейших

жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия —

счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя , успех —

главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает

большинство — безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет

странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам

вопросы о «жизни искренней, о цели выспренней». Идущим по этому пути нужно больше

пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны

коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной

тусклостью и смертью.

«Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую»! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,

сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. «Сманила Гришу узкая, извилистая

1 стр., 444 слов

Какой путь можно назвать дорогой в никуда

... собственного ложного выбора, который ведет его в никуда, вниз человеческого общества. Не менее потрясающим ... назвать нельзя. И вот лежит Родион на небольшом диване и размышляет о страшных вещах. Ему в голову пришла мысль, что людей можно ... не задумается о том, какие страдания ему придется пережить в будущем. И вот убийство ... ему вовремя не сойти с ложного пути? Но Емельян рассказал Петру интересную сказку ...

тропочка». Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь

родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что

народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения

несогласия, борьбы.

В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения

существующего строя. Все помещики и «кругленькие» барины — последыши. Вот-вот пробьёт их час.

Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из

которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство

имеют те, кто, окрылённые «в работе спасённым сердцем свободным» готовы к действенному

протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и

крепостничеству. Всё только начинается….