«Имел он всё,
что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не
купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!» — восклицает поп. Но не
это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к
борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.
Савелий-богатырь — дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя
мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении
новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания
крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна
Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его
счастье — это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,
богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.
«Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути». Выбор — один из труднейших
жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия —
счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя , успех —
главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает
большинство — безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет
странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам
вопросы о «жизни искренней, о цели выспренней». Идущим по этому пути нужно больше
пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны
коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной
тусклостью и смертью.
«Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую»! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,
сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. «Сманила Гришу узкая, извилистая
Какой путь можно назвать дорогой в никуда
... собственного ложного выбора, который ведет его в никуда, вниз человеческого общества. Не менее потрясающим ... назвать нельзя. И вот лежит Родион на небольшом диване и размышляет о страшных вещах. Ему в голову пришла мысль, что людей можно ... не задумается о том, какие страдания ему придется пережить в будущем. И вот убийство ... ему вовремя не сойти с ложного пути? Но Емельян рассказал Петру интересную сказку ...
тропочка». Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь
родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что
народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения
несогласия, борьбы.
В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения
существующего строя. Все помещики и «кругленькие» барины — последыши. Вот-вот пробьёт их час.
Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из
которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство
имеют те, кто, окрылённые «в работе спасённым сердцем свободным» готовы к действенному
протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и
крепостничеству. Всё только начинается….