Сочинение на тему Раскольников и Соня Мармеладова, — Сочинения по литературе
Читайте также:
Соня: Война и мир. Действительно ли Соня пустоцвет
Сочинение на тему Раскольников и Соня Мармеладова
Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть…
О любви-страдании, любви-борьбе и любви-спасении поведал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». И не только об этом. Встретились два человека, уже сформировавшихся, со сложившимися характерами и твердыми, непоколебимыми убеждениями. Трудно представить себе более противоположные натуры, чем Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
Он — отчаявшийся, измученный унизительной бедностью, бессилием, невозможностью помочь матери и се стре, подпавший под влияние носящейся в воздухе идеи о праве сильной личности, становится не обычным уголовником, а «идейным» убийцей, которому, как он считает, «все дозволено».
Казалось бы, ничего общего между ними быть не может, Раскольников после совершенного преступления испытывает страшные нравственные мучения не из-за того, что убил, а потому, что оказался «тварью дрожащей». Эти переживания разъединяют его с людьми, даже любимые мать и сестра кажутся ему теперь чужими и враждебными.
В таком состоянии он узнает Сонину историю. И мы, читатели, вместе с ним потрясены самопожертвованием этой тихой, скромной девушки.
Шестнадцатилетняя Соня, почти еще ребенок, зная о любви лишь из книг «содержания романтического», не вынесла вида голодных малышей, пьяного отца и насмешек мачехи; «эдак часу в шестом встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла».
Так будни чно рассказывает Мармеладов Раскольникову о «падении» своей дочери. Новое «ремесло» было Соне отвратительно, она выходила «на промысел», стиснув зубы; с жалкой, вымученной улыбкой эта «великая грешница» вымаливала прощения у всевышнего.
2 стр., 723 словСоня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь
... с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников ... в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое ...
И вот они встретились: «идейный» убийца и «блудница». Раскольникова тянет к Соне как отверженного к отверженной, а она… она пожалела его и полюбила, а полюбив, во что бы то ни стало решилась спасти.
Но ведь Раскольников обрек себя на страдания сам, а Соня страдает совершенно безвинно, и он устремляется к ней «не по любви, а как к Провидению».
После безуспешных попыток подвести под свое преступление гуманную идею и тем оправдать себя он, наконец, набирается мужества и именно ей с предельной искренностью признается: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил… мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею!» Соня всплеснула руками: «Убивать? Убивать- то право имеете?»
Мысль Раскольникова приводит ее в ужас, но в то же время девушка испытывает огромное облегчение: ведь до этого признания она считала себя падшей, а его, Родиона Раскольникова, — человеком из другого мира, неизмеримо выше, лучше ее.
Теперь же, когда Соня узнала о преступлении любимого и поняла, что он такой же отверженный, разделявшие их преграды рухнули.
Но ей еще предстоит его спасти, а он, отстаивая свое право распоряжаться чужими жизнями, заставляет ее страдать все сильнее, втайне надеясь, что она придумает что-нибудь приемлемое для обоих, предложит что угодно, кроме «явки с повинной».
Достоевский
В яростном споре Раскольникова и Сони побеждает все-таки «Сонина правда»: «идейный убийца» понимает, что только «явка с повинной» может избавить его от нравственных мучений, от одиночества. Нравственный закон, по которому живет Соня, по мнению писателя, единственно справедлив.
Раскольников
«Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».
Раскольникова
Ее любовь жертвенна и потому прекрасна, в ней, этой любви, — надежда на возрождение Раскольникова. Я думаю, что, когда Достоевский утверждал, что «красота спасет мир», он имел в виду именно такую нравственную, человеческую красоту, которую проявила Соня, борясь за любимого.
По мысли писателя, в Сонечкиной правде — «заря обновленного будущего». В одной из записных книжек к роману Достоевский писал: «Человек не родится для счастья, Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием», — к такому выводу приходит писатель, и читателю с ним трудно не согласиться.
Внимание!
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-raskolnikov-i-sonya-marmeladova/
Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
... внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты) Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, ... “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию. 3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII) Описание трактира в преступлении и ...
С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей.
Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении».
Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали.
«Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.
О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет.
Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка.
Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье».
Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне.
«Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова.
Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Шаги Раскольникова к преступлению
... об этом. Второй шаг Раскольникова к преступлению — рассказ о судьбе семьи Мармеладовых. Большое сочувствие у Раскольникова вызывала Соня. Молодая, красивая девушка ... мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом ... А как он Бога просил: "Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты ...
Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми.
Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».
Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.
При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает под лошадь.
В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель.
Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина.
Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания.
Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном.
Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить.
Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.
Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание.
Что общего в судьбе Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова
... учиться в университете, Раскольников написал некую статью "О преступлении", в которой кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на два разряда: на "низших" и на "собственно людей, ... Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный ...
Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность.
Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.
Источник: http://resoch.ru/rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Федор Михайлович Достоевский отразил в романе «Преступление и наказание» свои политические взгляды, сложившиеся после каторги. Писатель разочаровался в радикальных революционных призывах к изменению общества.
Мы видим в романе осуждение бунтарского индивидуализма Раскольникова, нарушившего, по мнению автора, божью заповедь «не убий» и проповедь христианского смирения и святости страдания, выраженную в образе Сони Мармеладовой.
Соня Мармеладова, наряду с Родионом, является главной героиней романа. Она олицетворяет в произведении взгляды Достоевского о стремлении к нравственному совершенствованию каждого человека и всего общества в целом.
Она – дочь от первого брака спившегося мелкого чиновника, жила вместе с отцом, больной чахоткой матерью и со сводными братом и сестрами в крохотной комнатке.
Мачеха постоянно попрекает Соню куском хлеба, называет ее дармоедкой. Поэтому кроткая девушка вынуждена продавать свое тело. Но все тягости не сломили дух Сони.
Достоевский постоянно в характеристики девушки употребляет слово «любящая».Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно в сцене признания Раскольникова) делают образ Сони «идеальным».Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.
Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего его не совершил. Личное счастье нельзя нарушать целью.
Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, а не эгоистического счастья.
В эпилоге романа мы читаем: «Их воскресилалюбовь …».
Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за свои поступки, но и всякое зло, происходящее в мире. Соня чувствует себя виновной в преступлении Раскольникова. Поэтому так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет судьбу с «преступившим».
Тема добра и зла в романе Ф.Д. Достоевского «Преступление и наказание»
... в спасении загубленной души Раскольникова принимает Соня Мармеладова. Эта девушка вынуждена перешагнуть через себя ради своей семьи, пойти на преступление, ... добром и злом, эти понятия не могут подмениваться, как у Раскольникова. У нее есть крепкая, непоколебимая опора -- вера в Бога. В конце романа мы видим, что Раскольников ... Достоевский хотел в каждом человеке увидеть и показать искру Божию. И нам в ...
Достоевский писал: «Соня – надежда, самая несбыточная». Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни.
Тронутый сочувствием Сони, Родион вдруг «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее приказ: на площадь, целовать землю и каяться… ».
В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, настолько резко отличающиеся от морали того общества. Родион поэтому и смог признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что она его любит.
В романе «Преступление и наказание» любовь – это поединок обездоленных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели – поединок двух правд. В финале романа правда Сони победила, привела к крушению его идеи и возродила Раскольникова.
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/293-sochinenie-na-temu-rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Сочинение «Родион Раскольников и Соня Мармеладова»
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску.
Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира.
Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к Христу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа«Преступление и наказание».Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова.
Именно она прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая».
Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным».
Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.
Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа мы читаем: «Их воскресила любовь…
»Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.
Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с «преступившим» его судьбу. Достоевский писал: «Соня — надежда, самая неосуществимая».
Признание Раскольникова в преступлении
... В действительности раскаяние к нему пришло на каторжных работах после разговора с Соней и обращению к Богу. В сложной жизненной ситуации его душу спасла любовь и человечность. ` Признание Раскольникова в преступлении Популярные сочинения ...
Кротость Сони, ее сочувствие униженным, сострадание к ним — эти качества воспитаны в ней демократической средой. Именно Сонеоткрывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни.
Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом».
В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание — к искуплению вины. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие — вот качества, которые автор воплотил в Соне.
Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегдастраданием».
И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.
Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало,русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, очень важно. Идея «бунта» Родиона, по мысли Достоевского, — аристократическая идея, идея «избранного» — неприемлема для Сони.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova/
Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о «счастье человечества»
сочетаются в душе писателя с недоверием к попыткам силового изменения мира.
Достоевский не принимает революционный путь изменения и перерождения общества. Он считает, что изначально все зло, которое сопровождает человека, заключено в его душе, а потому при любом устройстве общества не избежать зла, и человеческая душа остается той же самой. Выход из сложившейся ситуации и путь нравственного совершенствования человека он видит только в православной вере в Христа. Подобное мировоззрение Достоевского накладывает свой отпечаток и на главных героев – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и наказание». Важность образа Сони Мармеладовой трудно переоценить, она олицетворяет собой нравственную правду Достоевского. Если бы пришлось охарактеризовать образ и сущность Сони одним словом, то это слово было бы «любящая». Образ Сони практически идеален, такой ее делает душевная чуткость к чужой боли и деятельная любовь к ближнему. Посредством этого светлого общества выражается авторская позиция в романе и произносится приговор. Для автора, как и для его героини, все люди одинаково имеют право на жизнь. Никому не дозволено получать счастье путем преступления, через чью-то беду. Цель не оправдывает средства, и преступление не перестает им быть, кто бы и во имя чего бы его не совершил. Нельзя ставить личное счастье превыше всего. По мнению автора, человек должен смиренно терпеть все, что выпало на его долю, и только через страдания он становится выше и достигает подлинного, не эгоистического счастья. В эпилоге
В чем заключается наказание Раскольникова в «Преступлении и наказании» ...
... Все отчетливее осознавая необратимость своего поступка, Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой подводит страшный итог: это не ... Раскольникова как самое тяжелое наказание героя Мучения Раскольникова сразу после совершения преступления Собственно мучения Родиона начинаются в ... их мировоззрение и психологию. Наказание Раскольникова гораздо тяжелее и глубже, чем простая изоляция от общества ...
романа Достоевский сказал: «Их воскресила любовь…» Нравственный человек
всегда чувствует ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло и несправедливость, которые встречаются на его пути. Так и Соня в душе ощущает и свою вину в преступлении Раскольникова, поэтому она принимает так близко к сердцу его поступок и пытается вместе с «преступившим» разделить его судьбу.
Важно, что все лучшие качества Сони, ее кротость, сочувствие и сострадание всем униженным, воспитала в ней сама жизнь. Не будь Соня такой, какая она есть, Раскольников не сумел бы раскрыть ей свою страшную тайну. То, что Соня любит Раскольникова, помогает по-настоящему воскресить его к новой жизни, это событие очень символически описывается в романе.
По просьбе Родиона Соня читает ему евангельскую сцену воскрешения Лазаря из «Нового завета», которую Родион соотносит с собой.
целовать землю и каяться перед всем народом».
Источник: https://online-urok.ru/rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: история отношений героев
романе преступление и наказание история отношений героев 1" width="640" height="auto"> Родион Раскольников и Соня Мармеладова являются главными героями знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Заочное «знакомство» Раскольникова и Сони
Однажды бедный студент Раскольников заходит перекусить в харчевню, где знакомится с пьяным чиновником Мармеладовым. В беседе с Раскольниковым Мармеладов рассказывает о своей дочери Соне и ее непростой судьбе. Таким образом Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой.
Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского ...
... Соне Мармеладовой Почему Раскольников признается Соне в преступлении? Раскольников впервые слышит о Соне Мармеладовой от ее отца, чиновника Мармеладова. Сидя в распивочной, пьяный Мармеладов рассказывает Раскольникову ... некоторые детали преступления. В конце концов Соня догадывается, что убийцей является именно Раскольников. Раскольников объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей ...
(часть 1 глава II).
Личное знакомство Раскольникова и СониНа восьмой день действия романа, уже после преступления, Раскольников впервые лично видит Соню.
Как это происходит? В этот день Раскольников видит на улице раздавленного лошадьми пьяного Мармеладова. Молодой человек помогает отнести умирающего домой. Узнав о случившемся, в комнату Мармеладовых прибегает испуганная Соня. В этот момент Раскольников впервые лично видит ее. Через несколько мгновений Мармеладов умирает на руках у дочери.
В эту встречу Раскольников и Соня не беседуют лично. Молодой человек уходит, оставив Мармеладовым деньги на похороны. (часть 2 глава VII)
Соня приходит поблагодарить Раскольникова
(часть 3 глава IV)
Раскольников приходит к Соне
(часть 4 глава IV)
Соня и Раскольников на поминках Мармеладова
На следующий день Раскольников приходит на поминки чиновника Мармеладова. Среди собравшихся на поминальном обеде присутствует и Соня. Во время обеда в комнату Мармеладовых входит господин Лужин и обвиняет Соню в воровстве.
(часть 5 глава III)
Раскольников признается Соне в преступлении
В тот же день, после поминок, Раскольников снова приходит к Соне. В эту встречу отношения Раскольникова и Сони переходят на новый уровень доверия и глубины. Раскольников рассказывает Соне о своем преступлении. В это время их беседу за стеной подслушивает Свидригайлов признание Раскольникова.
(часть 5 глава IV).
Подготовка к похоронам
После смерти Катерины Ивановны Соня и Раскольников несколько раз встречаются по поводу организации похорон. Однако молодые люди в эти дни едва разговаривают друг с другом. Об этих встречах автор говорит очень мало.
Раскольников у Сони и явка с повинной
Соня незаметно следует за ним, но Раскольников догадывается, что она где-то рядом. Придя в контору, Раскольников сначала трусит и уходит, так и не признавшись в преступлении.
(часть 6 глава VIII).
Раскольников и Соня на каторге («Эпилог»)
После суда над Раскольниковым Соня следует за ним в Сибирь. Там, на каторге, Раскольников ведет себя холодно и довольно безразлично к Соне, но девушка продолжает поддерживать его. В конце концов Раскольников осознает, насколько она дорога ему.
Такова история отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Смотрите:, Все материалы о Соне Мармеладовой, Все материалы о Раскольникове, Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/raskolnikov-i-sonja-marmeladova-otnoshenija-dostoevskij.html
Сочинение Раскольников и Соня Мармеладова
В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ”Преступление и Наказание” и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ”идейное” убийство.
Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать свое тело. Их души еще не стали черствыми, они обнажены для боли – своей и чужой.
Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним, а она – не согласилась. ”Тихая, слабенькая” Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни.
Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от”теории”, воссоединиться с людьми и жизнью.
Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от ее отца во время встречи с ним в одном из трактиров.
Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у нее умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у нее самой было три маленьких ребенка. ”Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”.
Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню.
После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашел работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадежном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ”принуждена была взять желтый билет”.
За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей.
Главная мысль его статьи в том, что ”люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.
Отнеся себя к ”высшему разряду”, Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность.
Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ”переступил” через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.
После убийства Раскольников идет к Соне, считая ее человеком, который поймет его, ведь она совершила не менее тяжелый грех, чем он.
Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Ее Жизнь строится по законам самопожертвования.
Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на позор и унижение. Она смиряется и страдает.
– И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?” Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твердо стоит на своем: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело.
Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живет только верой в Бога.
Именно ”в отходе от Бога” видит Соня причину преступления Раскольникова: ”От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога дает силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ”Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она”.
Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но все равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней.
Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ”Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”.
После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.
Первая причина оказалась банальной: ”ну да, чтоб ограбить”. Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ”хотел помочь матери”. Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней.
Сначала он говорит, что ”хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ”Это все ведь вздор, почти одна болтовня! ” Следующая причина: ”…я и решил, завладев старухиными деньгами.
Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ”Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?” Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ”Тварь ли я дрожащая или право имею…”. Раскольников ”захотел осмелиться и… убил”.
Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ”Человека-то я убил, а принцип – нет.
” Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями.
После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства.
Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоевывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют ее ”матушка ты наша… нежная, болезная.
” А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ”высшему разряду”, презирая их: ” Ты барин!” – говорили они ему.
Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.
Во время болезни Раскольников видит сон о ”моровой язве”, который раскрыл сущность его идеи.
В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ”люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.
” После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни.
Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ”Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…”, теперь Раскольников понял, что только ”бесконечной любовью искупит он все страдания”, все изменилось, все должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ”Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…”
Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-raskolnikov-i-sonya-marmeladova/
Соня мармеладова — олицетворение добра (по роману ф. м. достоевского «преступление и наказание»)
10 класс
Сочинения по русской литературе, СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества.
Соня — своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Это — мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная
Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних.
Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.
Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну.
В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак».
«Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.
Противопоставляя индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду.
Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление» приводит его к «наказанию», которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества.
В христианском смирении Сони Раскольников видит путь к спасению и искуплению этой вины.
Соню в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она «тоже преступила черту», и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал.
«Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!» — воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина.
Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому именно ей рассказывает Раскольников о своем преступлении.
И Соня, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова — Соня увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали!» — говорит она в ответ на его признание.
Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще. Раскольников хотел найти в Соне союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию.
Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова, и ее суд глубоко отличается от суда Порфирия Петровича.
Это — суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью — тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей.
С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.
В условиях, которые, казалось бы, совершенно исключают добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова.
Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: «Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою».
Между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и добровольным, естественным самопожертвованием во имя сострадательной любви к ближним есть качественное различие.
«Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» — «А с ними-то что будет?» — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению…
Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер и направлена на спасение погибающих, да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних.
В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть».
В народной религиозности Достоевский находит плодотворное зерно для своей идеи христианского социализма.
Соня Мармеладова вылечила не раскаявшегося после убийства Раскольникова от его навязчивой идеи, повернула его к христианству. Она обладала необычайно цельным внутренним миром, верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой.
Ее вера не была пассивной, что Соня доказывала своими поступками — согласилась пойти по «желтому билету», чтобы помочь семье, а не закончила жизнь самоубийством. Вера Сони помогла пережить ей все превратности жизни, унижения и обиды. Полюбив Соню, Раскольников пытается принять ее взгляды.
Рисуя замечательный портрет Сони, Достоевский говорит, на чьей он стороне, говорит о действенной силе добра, о той силе, которую дает человеческой душе пропущенная через сердце вера в Бога.
Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/462.html
Раскольников и Соня Мармеладова. О самопожертвовании и воскрешении в романе «Преступление и наказание»
Говоря о связи, взаимодействии и любви Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, исследователи часто строят свои рассуждения на извечной формуле «воскрешения», которая играет важнейшую роль в романе, что подчеркивается даже чтением именно эпизода о воскресении Лазаря из Евангелия.
Раскольников проходит страшный путь смерти и воскрешения своей души и, как считается, именно Соня Мармеладова становится для него тем спасительным источником света, который и выводит героя из тьмы. Это подвигает многих читателей и исследователей интерпретировать отношения данных героев как отношения «убийцы» и его «спасительницы».
Но в действительности, смысл, который Достоевский заложил в «Преступление и наказание» на примере взаимодействия и любви этой пары, гораздо глубже.
Почему это так? Разве Соня не спасает Родиона? Разве не сила любви в итоге (уже в эпилоге романа) заставляет героя вновь почувствовать себя живым, воскреснуть духовно и даже обрести некую надежду на будущее, которое прежде виделось ему совершенно темным, страшным и безрадостным? Все это так — любовь к Соне спасает Родиона, является той самой силой, способной воскресить умершую душу героя, прошедшую через осознание своей сути сквозь призму теории «об обыкновенных и необыкновенных людях».
И, несмотря на то, что исходя из характера, поведения этой героини и ее образа в романе в целом, многие читатели склонны обелять Соню, выставляя ее лишь невинной жертвой обстоятельств, суть преступления этой героини безапелляционно ставит ее рядом с Раскольниковым за ту черту, где они оба – переступившие через мораль и заповеди преступник и блудница, «странно сошедшиеся» за чтением Евангелия. И они оба нуждаются в спасении, оба находятся на грани смерти. Эпилог романа показывает нам, что воскресает отнюдь не только Раскольников, воскресает и Соня, также спасающаяся только силой его любви. Вот что пишет об этом исследователь Борис Тихомиров в своей книге «Лазарь! Гряди вон».
Чувства этих героев друг к другу, безусловно, можно называть любовью, но Достоевский не был бы великим гением, если бы по своему обыкновению он не внес в эту любовь некоторые черты, периодически наводящие читателей на размышления относительно истинных чувств героев. Так ближе к финалу романа, накануне своей явки с повинной, Раскольников, думая о Соне, испытывает неоднозначные чувства к этой героине.
Да и на каторге Родион поначалу будет холоден с Соней, их отношения не войдут в плоскость, в которой один кается, а другой его прощает и утешает. Соня не будет лезть к Родиону с христианскими истинами и Евангелием, а он не будет вопрошать о спасении.
Совсем иные мысли станут гнездиться в голове этого героя. Не будет в нем ни капли раскаяния в совершенных убийствах и никаких мук совести, кроме лишь страдания из-за того, что он своим глупым признанием загубил собственную жизнь.
И все вплоть до момента того самого духовного воскрешения.
Обратим наш взор и на то, какой была любовь со стороны Сони. Говоря об этой героине, заметим странности в ее поведении и психике, на которые писатель неоднократно делает акцент (в том числе, и в сцене с Евангелием).
Соня доходит в своем чтении до исступления, до изнеможения, восторг ее в финале не знает предела, она поглощена чтением полностью, живет им, дышит им, ее зацикленность на религии действительно переходит здоровые рамки и превращается для девушки в форму защитной реакции (и форму, близкую к помешательству).
Не зря Родион несколько раз говорит о том, что Соня помешанная, что они оба безумны.
В том же романе Дуня Раскольникова также одержима идеей самопожертвования ради спасения заблудшего грешника или страждущего.
Причем, распространяется эта одержимость не только на Родиона (когда Дуня решает выйти за Лужина ради спасения брата), но и на Свидригайлова, о чем герой сам говорит, когда дает меткую характеристику Дуне.
Мы видим, что любовь Сони (как и Дуни) во многом опирается именно на концепцию самопожертвования и распространяется это не только на мужчин, но и вообще на всех окружающих этих женщин людей.
Только в финале романа оба героя воскресают в истинном порыве любви, отрешившись: Раскольников — от своего заблуждения в том, что он «необыкновенный», а Соня — от навязывания Родиону христианских истин.
Мы понимаем, что Соня не является спасительницей для Раскольникова, а спасают они друг друга вместе, именно как блудница и убийца, странно сошедшиеся на дороге жизни у самого ее рокового порога, взявшиеся за руки в последней попытке обретения любви, спасения своих душ и жизней.
Именно поэтому глубоко ложно воспринимать Соню как мученически положительную героиню, чей спасительный потенциал способен был вытащить Раскольникова из пучины отчаяния и заблуждений. Их обоих спасает любовь, любовь в ее высшем смысле.
Источник: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28953-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-o-samopozhertvovanii-i-voskreshenii-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie