«Преступление и наказание» — один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства человека.
Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов — отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе — за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в «черепашьей скорлупе» своей каморки — крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.
Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам
Д. И. Писарева, «неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности».
На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», «Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются… ко всему-то подлец человек привыкает!». В отличие от Родиона, Соня готова свою участь «падшей» принять как «божий промысел», искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.
ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. “Преступление ...
... внутри него. Преступление создает полосу отчуждения между Раскольниковым и остальными людьми. Кровь старухи остается на нем не ... этот шаг”. Раскольников не сумел вынести осознания никчемности чужой жизни. Для него ... цели. Нельзя так бесцеремонно обманывать себя. Тем более, что настоящий властелин, для ... преступление. Но лихорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на ...
Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление — преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.
Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.
Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь», хотя и ощущает его рост в своей душе. Он хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: «Ты тоже преступила, ты загубила
Жизнь свою», — говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу по наказанию. «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете», — восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает Родиона на путь покаяния — она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы. Таким образом, путь обновления героя — это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.
Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, об обитателях ее столицы, погибших и погибающих, и о самом Петербурге.
Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского
... сочинениями 5-11 класс Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. ... мне были, Соня, когда я убил… мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить ...
В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так замучивший Раскольникова?
Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, которая наживалась на несчастьях бедных людей. Вскоре «мечту» эту он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.
С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра, Авдотья Романовна, приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это…».
Следующим шагом к преступлению была встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.
Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям, дело тут даже не в деньгах.
Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести, однако после совершения преступления Раскольников ощущал совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.
Полгода назад, когда он бросил учиться в университете, Раскольников написал некую статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.
Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ...
... преступление Раскольникова? Герой сам сказал Соне, что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит не в нарушении закона, а в преступлении через нравственность, через мораль. Раскольников ...
Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление; и убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому все вышеперечисленные события, подтолкнувшие его к убийству старухи, были только поводом, попыткой оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а только личные убеждения заставили его совершить преступление.
С другой стороны, я думаю, что это преступление было предначертано Раскольникову, он должен был совершить его для того, чтобы через страдания «и только через них, прийти к счастью», осознанию истины. Ведь в романе «Преступление и наказание» Достоевский отразил свою убежденность в том, что высшая добродетель состоит в смирении и покорности, и удел человечества — это нескончаемые мучения и терзания, а «страдание-то и есть жизнь».