I. Организационный момент
Учитель проводит организационный момент, приветствуя учащихся и объясняя цель урока. Вводит понятия «совесть» и «раскаяние».
II. Введение нового материала
Ученикам предлагается прочитать рассказ А.П.Гайдара «Совесть» и определить его тему и основную мысль. Работа проводится с использованием толкового словаря.
III. Обсуждение и анализ произведения
Учащиеся обсуждают прочитанный рассказ, обращая внимание на ключевые моменты и персонажей. Анализируют развитие сюжета и высказывают свои мысли по поводу основной мысли произведения.
IV. Закрепление понятий
Учитель проводит беседу о понятиях «совесть» и «раскаяние». Задает вопросы учащимся, чтобы проверить их понимание и помочь им сформулировать собственные мысли на эти темы.
V. Развитие устной и письменной речи
Учащиеся высказывают свои мысли о совести и раскаянии, используя полученные знания. Развивают умение говорить перед аудиторией и писать осмысленные тексты.
Выводы:
Урок «Совесть» позволяет учащимся подготовиться к написанию сочинения по рассказу А.П.Гайдара. Основная цель урока — формирование понимания понятий «совесть» и «раскаяние», а также развитие устной и письменной речи. Ученики должны научиться подтверждать свои мысли примерами из произведения и анализировать моральные аспекты поведения героев.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию
Ответьте на вопросы «Блиц — опроса»:
- Что называется глаголом?
- Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола.
- Какие глаголы называются инфинитивом? Назовите особенности инфинитива.
- Какие глаголы называются безличными?
- Какими способами могут образовываться глаголы?
Отвечают на вопросы:
— Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.
— Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.
— Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, — ти; чь входит в корень.
— Безличные глаголы — это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.
Мысль семейная в произведении Война и мир Толстого
... человеку, открывшему его роман-эпопею, было с чем сравнить, откуда позаимствовать опыт и сделать правильные умозаключения. ` Мысль семейная в произведении Война и мир Популярные сочинения Моё любимое время ... года - зима. Зимой природа очень тихая и спокойная. ...
- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.
III. Изучение нового материала
Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?
1. Чтение рассказа А.Гайдара «Совесть». Корректирует речь читающего
2. Беседа по произведению:
- Что делала девочка в роще?
- Почему она не пошла в школу?
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? Объясните.
- Почему же она не пошла в школу?
- Кого Нина встретила в роще?
- Почему она помогла мальчику?
- Почему Нина заплакала?
- Сумела ли она стать в конце рассказа лучше?
— Кто ей помог? Или что ей помогло?
Предположительный ответ:
В рассказе пойдет речь о совести человека. Один учащийся читает текст рассказа, остальные следят (текст рассказа): Аркадий Петрович Гайдар «Совесть», Маленький рассказ, Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Совесть и ее роль в жизни человека
Как показывает рассказ «Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела», совесть является важной составляющей нашей жизни. Невзирая на то, что Нина украла завтрак, она не смогла забыть о произошедшем и чувствовала тяжелое бремя на своей совести. Это подтверждает китцероновскую идею, что «самое главное украшение — чистая совесть».
Значение совести в жизни человека также проиллюстрировано высказываниями знаменитых людей, которые были предложены в задании:
- «Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть» — Гёте;
- «Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью» — Лев Толстой;
- «Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести» — Сократ.
Эти высказывания дополняют идею о том, что совесть является непоколебимым судьей наших поступков, а решения, принятые против ее рекомендаций, могут привести к внутренним противоречиям и негативным последствиям.
«Не для школы — для жизни учимся» воспитателя ГБОУ г. Москвы ...
... «Кем ты хочешь стать в будущем?». Но для осуществления мечты всегда нужно учиться - это известно даже совсем маленьким детям. Получить ... курсов. Вообще знания и опыт человек приобретает всю жизнь, ведь мир не стоит на месте. С возрастом вы можете ... устремлениями, и жить достойной жизнью в обществе. Образование дает нам определенный путь, чтобы следовать, вести нашу жизнь по принципам гуманизма ...
В заданиях к уроку ученики могут сформулировать понятие «совесть» и обсудить ее роль в жизни человека. Также им предлагается прочитать высказывания знаменитых людей и выбрать наиболее подходящее для героини рассказа. Это поможет ученикам лучше понять значение совести и ее роль в повседневной жизни.
Совесть – это некий контролер, который руководит человеком и оценивает его поступки. Раскаяние – это осознание своих ошибок и готовность к исправлению ситуации. Нина чувствует раскаяние, как указывает ее плач. В ходе урока учащиеся работали с понятиями совести и раскаяния, находили их определения в словарях Ожегова и Даля, а также обсуждали высказывания знаменитостей и формулировали свои предположения о смысле этих высказываний. В результате урока учащиеся смогли более глубоко понять понятия совести и раскаяния, а также развить навыки самостоятельного поиска информации в словарях. В домашнем задании учащиеся должны написать рассказ о совестливом человеке и найти пословицы или поговорки о совести, используя одну из них в своем рассказе.
- Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.
Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!, Автор: Будолеева Анастасия Анатольевна
Автор: