Экономические реформы 1860-х годов вызвали нравственные преобразования в обществе. В эпоху «идейного бездорожья» появляются новые философские течения, такие, как нигилизм, революционные теории. Что-то сдвинулось в сознании русского человека. Об изменении нравственных устоев и написал свой роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский. Автор создал роман в духе эпохи, роман о студенте, убившем старуху-процентщицу, о его душевных муках, переживаниях, о пути человека к истине. Сюжет романа не случайно совпал с историей, нашумевшей в обществе, о студенте, убившем человека. Это еще раз подтверждает, что Достоевский прочувствовал настроения, царившие в обществе, и гениально угадал те события, которые были вызваны такими настроениями.
Роман «Преступление и наказание» — это роман, в котором Достоевский ставит вопрос: возможно или невозможно возрождение омертвевшей души человека. Родион Романович Раскольников создал теорию о сверхчеловеках и «тварях дрожащих», пытался доказать самому себе, что он — сверхчеловек, для этого он идет на убийство. Но его теория оказывается несостоятельной, постепенно герой понимает, что истина — в вере, в правде Сонечки Мармеладовой.
Достоевский показывает эволюцию внутреннего мира Раскольникова, раскрывает перед читателями душу героя. Роман глубоко психологичен, автор отражает малейшие изменения состояния героя, помогает читателю глубже проникнуть во внутренний мир Раскольникова через внутренние монологи, портрет героя, описание городского пейзажа, авторские характеристики. Но главным приемом, который использует Достоевский для передачи внутреннего мира Раскольникова, становится описание снов героя. Сны Раскольникова служат средством характеристики персонажа, но они так же имеют и важное композиционное значение. Сны появляются в романе в момент наивысшего духовного напряжения, в кульминационный момент, они отряжают этапы духовных исканий героя.
[sms]
Первый сон снится Раскольникову после «пробы». В герое происходит борьба разума и натуры: разум толкает его на преступление, на подтверждение его теории, а натура не позволяет ему совершить это. Натура Раскольникова проявляет себя во многих поступках героя: он оставляет деньги семье Мармеладовых и, хотя потом жалеет об этом, все равно не возвращается их забрать. Раскольников дает деньги городовому, чтобы тот довез пьяную девочку домой, и только после этого герою приходит кощунственная мысль: «Такой процент, говорят, должен уходить каждый год…» Первый сон Раскольникова позволяет Достоевскому глубже раскрыть натуру героя.
Образ Макара Девушкина в романе Достоевского «Бедные люди»
... своего творчества Достоевского герой интересует «как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к ... героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского[3]. Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский ... что уже в Девушкине, главном герое первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей ...
Герою снится, как он, будучи ребенком, видит пьяных мужиков, которые насмерть забивают старую, тощую лошадь. Толпа, присутствующая при этой сцене, воодушевлена «забавой», и лишь маленький Родя пытается остановить разъяренных мужиков. Раскольников не может не сочувствовать животному, он кричит: «Папочка, папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!» Мальчик не выдерживает, бежит к лошади и целует ее в окровавленную морду, глаза, губы. Ребенок проявляет чуткость к чужой боли, чужим страданиям, он не может мириться с жестокостью, тво- рящейся на его глазах. Сон подчеркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими чертами его характера, как чуткость, сострадательность, неж1 ность.
Подтверждение того, что душа героя именно такова, можно найти и в письме его матери. Мать извиняется в письме за то, что она написала его только сейчас, она сделала это потому, что ее сын бросился бы помогать сестре, защищать ее от Свидригайлова. Сон Раскольникова является и отражением мыслей автора о жестокости мира, о необходимости исправить его, но в то же время это еще и указание герою на то, что насилие недопустимо.
Раскольников просыпается с ощущением ужаса, он представляет себе убийство старухи-процентщицы, думает о том, как размозжит ей череп, и понимает, что это невыполнимо. Раскольников рассудком понимает правильность своей теории, признает, что убийство справедливо, но он не может совершить это. «Я отрекаюсь от проклятой… мечты моей», — думает он, и на душе у героя становится легче. Но даже в момент отречения Раскольников считает, что преступление правильно.
Поэтому после встречи с сестрой старухи Лизаветой на Сенной площади рассудок берет верх над натурой Раскольникова, и герой идет на преступление.
Второй сон снится Раскольникову после убийства и визита в полицию. Ему кажется, что убивают хозяйку, и вскоре с ужасом понимает, что бьет ее квартальный надзиратель Илья Петрович. Все соседи сбегаются смотреть, и Раскольникова охватывает страх, что скоро придут и к нему, ведь эти побои — следствие его вчерашнего деяния. «Страх как лед обложил его душу, задушил его…» Этот сон передает состояние героя после убийства, Раскольников в смятении, его охватил ужас от совершенного им поступка. Достоевский показывает, что на уровне подсознания у героя появляется мысль о признании — ужас может толкнуть героя сделать явку с повинной.
Ужас сковал героя, Раскольников осознает, что он не «старушку убил», а «себя убил», он пытается заставить себя жить. После смерти Мармеладова герой принимает деятельное участие в жизни семьи Катерины Ивановны, тем самым убеждая себя в том, что старуха умерла, а он все же живет. Но и в мыслях Раскольников возвращается на место преступления, и однажды он не выдерживает и идет в ту квартиру, какая-то сила заставляет его вернуться туда.
Раскольникова не покидают мысли о преступлении, поэтому, когда человек на улице подходит к нему и кричит: «Ты убивец!» — герою снится третий сон, в котором он опять попадает в квартиру старушки. Во сне Раскольников идет за этим странным человеком, тот пропадает, герой ищет его и, отодвинув висящий салоп, видит ту самую старушонку. Во сне герою кажется, что ничего не изменилось, все опять по-прежнему. Раскольников снова достает топор и совершает убийство, но на этот раз старуха даже не шелохнулась, она сидит и тихо смеется, ее смех все нарастает и нарастает, превращается в зловещий хохот. Раскольниковым овладевает какое-то остервенение, он злится и бьет старуху, потом бросается вон из комнаты, и на этом сон обрывается.
Раскольников есть истинно русский человек
... «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с ... Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На ... Достоевский же, будучи и сам Раскольников — главный герой историко-философского, ... Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил ...
На мой взгляд, этот сон передает состояние героя, отражает его попытки признаться и одновременно страх перед этим. Раскольников постоянно думает о преступлении, мысли об этом не отпускают его ни на минуту. Старуха во сне смеется, смеется над его бессилием, над его внутренними мучениями. Едкий хохот чиновницы звучит как издевательство над попытками несчастного убийцы все забыть.
Мысли, непрестанно терзающие героя, разговоры с Сонечкой, его собственное осознание того, что он «вошь» и «вошь» убил, приводят Раскольникова в полицейский уча-сток, где он тихо, но внятно и с расстановкой сказал: «Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Раскольникова судят; он попадает на каторгу, но и там он до конца не раскаивается в своих поступках, он все еще верит в свою теорию. Герой убежден, что его муча- ет совесть потому, что он оказался «тварью дрожащей». Герой не раскаивается в своем преступлении, не чувствует облегчающего душу раскаянья.
Преступление, по его мнению, состоит в том, что он совершил явку с повинной, тем самым признав себя «вошью», а не сверхчеловеком. Но с течением времени происходит духовное возрождение Раскольникова, и важную роль в этом сыграл четвертый сон героя. Ему снится, что все люди возомнили себя «власть имеющими», землю охватила язва убийства. И спастись от этой эпидемии могли только избранные несколько человек, но «никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса». После этого сна, этого «бессмысленного бреда» и начинается возрождение Раскольникова. Герой, наконец, освобождается от власти своей теории и начинает жить настоящей жизнью.
Четвертый сон Раскольникова, по сравнению с остальными снами, очень прост для понимания, в нем нет загадочности, таинственности и зловещего, мистического начала первых трех снов, которые снились герою в Петербурге. Возможно, этим Достоевский хотел подчеркнуть уже начавшееся освобождение героя из-под власти его теории. Но в то же время последний сон имеет глубокое символическое значение. Достоевский показывает читателю страшную опасность теории Раскольникова, которая может привести к смещению нравственных норм и понятий, разрушению грани между добром и злом.