Монотеистические религии всегда вызывали во мне чувство недовольства, ведь в центре всякой монотеистической религии существует вездесущий, всеведующий и всемогущий Бог, которому нужно просто подчиняться, принимая все тяготы судьбы как испытания. В буддизме Бога нет.
Буддизм не утверждает, что Бога не существует, нет. Просто буддизм обходит этот вопрос стороной. И Будда Шакьямуни, статуи которого можно видеть в разных буддийских странах, на самом деле не называл себя Богом и своих потомков просил ни в коем случае не превращать его в идол (правда, не все потомки к этому прислушались).
А само слово «будда» обозначает «просветленный, пробужденный». И в этом смысле стать буддой может каждый человек.
Буддизм, обходя вопрос о существовании Бога, обращает человека к самому себе и предлагает по-иному взглянуть на окружающий мир.
В основе буддийского мировосприятия лежит представление о карме, согласно которому каждый человек сам является источником своих бед и радостей.
Если он совершает плохое действие (или он охвачен плохими мыслями, поскольку в буддизме мысль = действие), то плохое возвращается к нему втройне. Но и хорошие поступки возвращаются тройным вознаграждением.
Таким образом, если сегодня ты несчастен, ищи причины в своем вчерашнем дне, а если хочешь это исправить, то нужно как минимум начать иначе думать и действовать. Как видим, вся ответственность лежит полностью на человеке, который, в сущности, сам выбирает: быть ему счастливым или нет.
Каждый буддист знает четыре благородные истины: «существует страдание», «у страдания есть причина», «страдание можно всегда прекратить», «есть путь к прекращению страданий». То есть Будда своим учением указывал, как следует мыслить и действовать, чтобы перестать страдать и, возможно, достичь нирваны. Под нирваной понимается достижение состояния Будды, мудрости и просветления.
Меня восхищают буддисты своим спокойствием и внутренним сиянием. Они считают себя гостями в этой жизни и стремятся не привязываться ни чему. Они испытывают сострадание ко всем людям и никому не желают зла. Никогда буддизм не распространялся силой, ни один буддист не призывал к войне, более того, буддисты стремятся не причинять боли никакому живому существу, поэтому большинство из них являются вегетарианцами.
Образы богов в поэмах Гомера
... на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах ...
Когда я была недавно в Элисте и посетила несколько буддийских храмов, меня поразили лица людей, которые имели отношение к храму: работали, жили там, проводили экскурсии. Эти люди были настолько добрыми и открытыми, так прямо и так ласково смотрели на окружающих, что мне сначала было даже неловко… Эта любовь, доброта, «ласковость» ко всем вообще, но не к кому-то в частности лежит в основе буддизма.
Буддизм во многих пунктах кажется «недорелигией», поэтому его вполне можно считать философским мировоззрением. Мне нравится в буддизме несколько основных моментов, которые как раз роднят его с философией:
- человек несет личную ответственность за то, что происходит в его жизни;
- ничего из того, что утверждается буддизмом, не нужно принимать на веру;
- буддизм готов отказаться от некоторых своих положений, если они будут опровергнуты.
Однако не все приемлемо для меня в буддизме. В основном это касается внешней, обрядовой стороны современного буддизма. Так, несмотря на то, что Будда призывал не обожествлять его, не уделять много внимания внешней, обрядовой стороне, не превращать его личный опыт и его высказывания в догмы, мы видим обратное: буддизм оброс мифологией, обрядами, культами.
Буддийский храм своим внутренним убранством совсем отличается от, скажем, православного храма: фотографии людей соседствуют с изображением духов и божеств, какие-то тряпочки разных цветов, свечки, картинки, конфеты, фрукты, монетки. Внутри храма нет того величия и мистического ощущения, которое невольно возникает в православном храме.
Из исходных буддийских идей мне также трудно принять некоторые идеи. Например, идею непривязанности к материальному миру. Довольно трудно отказаться от всего земного и жить по-монашески, трудно не привязываться к людям и ситуациям, не переживать из-за всего и пр.
Таким образом, буддизм кажется мне интересным мировоззрением и привлекает меня главным образом своей философией. Религиозная, мистическая, обрядовая сторона мне во многом чужда и непонятна.