Одно из самых известных произведений Блока — поэма «Двенадцать» — посвящено поэтическому осмыслению революционных событий. Вероятно, мало какая поэма имела столь разные трактовки в зависимости от политического режима в стране. При Советском Союзе поэма «Двенадцать» рассматривалась как гимн революции.
Название поэмы отзывается в нас библейской символикой: двенадцать апостолов Христа — и двенадцать большевиков-патрульных, носителей новой идеологии. Но в самих этих новых апостолах нет ничего евангельского, кроме их числа:
…Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Вот они — блоковские апостолы революции. Если он наделяет их такой ролью, то они должны быть ярчайшими выразителями новых революционных идей, как евангельские апостолы, стоявшие у истоков христианства. На них должно равняться тем, кто пойдет за ними следом. И что же? Блок изображает развязных, неопрятных, грубых беззаконников, которых, кажется, только выпустили из тюрьмы, сунули в руки винтовки и дали свободу действий:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба
Гуляет нынче голытьба!
Грабеж, хулиганство, сквернословие… и убийство простой девушки Катьки — так, забавы ради, под предлогом ревности. И когда апостола-убийцу начинает терзать совесть, товарищи, заметив, что «Петруха нос повесил», укоряют его: «Что ты, Петька, баба, что ль?» — и продолжают:
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!
- Не такое нынче время,
- Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя
- Нам, товарищ дорогой!
Вот так. Главное — держи осанку и ступай вперед, выискивая в метели незримого «неугомонного» врага, который, якобы, «не дремлет». А убийство невинного человека — это пустяки, дело житейское. Лес рубят — щепки летят.
Поэма «Анна Снегина». Революция в поэме. Человеческие судьбы
... задушевные и народные стихи. Поэма «Анна Снегина» показывает жизнь людей в революционные годы. Анна Снегина, помещица в селе, в дни революции теряет свой дом. Она уезжает в эмиграцию, не в силах смириться с ... вы». Таков ответ героя «Анны Снегиной» крестьянам и, в еще большей степени, ответ самому себе. Вот так многосторонне отразилась основная идея в поэме Есенина: с одной сто-роны—доказательства ...
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Этих двенадцать апостолов не преследует восторженная толпа учеников: город замер, на улице почти никого. А они все высматривают своего таинственного врага, готовые стрелять в самый его призрак. Вот их новая вера: стрелять, а потом думать — но недолго, потому что некогда думать: надо опять стрелять.
А. А. Блок употребил библейский образ двенадцати апостолов Христа, чтобы подчеркнуть с помощью противопоставления, игры на контрастах грубость нравов, бездуховность носителей новой «веры». В этом и заключается смысл выбранного им названия поэмы.