Выпускное по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение. — презентация

Сочинение

Жанры сочинений.

Существует несколько жанров сочинений, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные жанры:

Сочинение-описание – перечень признаков объекта описания. Описание может быть научным и художественным, объективным и субъективным, детальным или образным. Структура описания обычно строится от общего к частному: общее описание предмета -> описание характерных признаков -> описание отношения к предмету. Часто используются прилагательные.

Сочинение-повествование — изложение последовательности событий, в результате которого получается рассказ. Структура повествования: завязка -> кульминация -> развязка. Часто используются глаголы и наречия времени.

Сочинение-рассуждение – логическое изложение собственной аргументированной точки зрения. В основе любого сочинения-рассуждения лежит проблема. Структура рассуждения: проблема -> аргументы-> вывод. Часто используются побудительные и вопросительные предложения, оценочные суждения, вводные слова и фразы.

Нетрадиционные жанры:

Сочинение-реклама – изложение достоинств предмета в понятной, лаконичной и интересной форме. Особенности – важность заголовка, “живой” текст, интересные, запоминающиеся факты, простота восприятия на слух.

Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от первого лица. Повествуется о текущих событиях, при чем повествование здесь соседствует с описанием и рассуждением. Записи всегда датируются.

Сочинение-эссе – произведение небольшого объема, в котором автор передает свои личные впечатления. На первом плане в эссе всегда личность автора.

Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ. , НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ

Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого.

Алгоритм эссе, Специфика жанра эссе:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

4 стр., 1519 слов

Публицистического жанра. Описание архитектурного памятника своей местности

... чем заставил задуматься. 12. Работа над черновиком сочинения . 13. Задание на дом: написать сочинение-описание на тему: “Памятник В.М.Шукшину в Барнауле”. Использованные интернет-ресурсы: ›files/LiteraryMap/Personnels…Барнаул ... плана сочинения. При составлении плана учитываем схему: Барнаул – памятные места – любовь к родному городу. (Слайд 7) 1) Скульптура или архитектурное сооружение в память ...

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Маленькие произведения в жанре эссе называются «скитце» (нем.).

Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье».

СОЧИНЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ

  1. Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности.
  2. Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
  3. Первое слово каждой строки – название стихотворения.

Например:

Зима – белоснежное покрывало, Зима – сладких мандаринок вкус, Зима – свежий морозный запах, Зима — ледяная снежная королева, Зима – скрипучий снег под ногами, Зима – чувство праздничного веселья.

Сочинение — «кинолентовидение», Сочинение-кеннинг

Кеннинги могут быть составными, например «ясень бури мечей» (буря мечей — битва, ясень битвы — воин).

Встречаются также очень сложные многосоставные кеннинги, такие как «липа пламени земли оленей заливов».

Сочинение хайку, Сочинение-даймонд/диаманта

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Зима Серая, мрачная Печалит, морозит, волнует Зима холодная. Лето жаркое. Радует, бодрит, веселит Светлое, ясное Лето

Диаманта – сочинение-миниатюра в форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон, Сочинение-сага или мини-сага, Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение)., Сочинение-метоморфоза, Сочинение-нарратив

Нарратив (англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, — в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего, его размышлений. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиям и, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах. Примером, демонстрирующим отличия нарратива от рассказа, в данном случае может выступить сравнение следующих отрывков: «Вчера я промочил ноги. Сегодня я не пошёл на работу» и «Вчера я промочил ноги, поэтому сегодня заболел и не пошёл на работ у». По содержанию эти высказывания практически идентичны. Однако всего один элемент меняет сущность повествования — попытка связать оба события. Первый вариант высказывания свободен от субъективных представлений и причинно-следственных связей, во втором же они присутствуют и имеют ключевое значение. В первоначальном варианте не было указано, почему герой-повествователь не вышел на службу, возможно, это был выходной день, или же он действительно плохо себя чувствовал, но по другой причине. Однако второй вариант отражает уже субъективное отношение к сообщению определённого нарратора, который путём собственных соображений и обращением к личному опыту провёл анализ информации и установил причинно-следственные связи, озвучив их в собственном пересказе сообщения. Психологический, «человеческий» фактор может полностью изменить смысл повествования, если контекст предоставляет недостаточно информации

2 стр., 898 слов

Сочинение эссе труд души

... Вот так важно и нужно потихъоньку тренировать свою душу. 7 класс Сочинение эссе на тему Труд души размышление для 7 класса Труд души - что же это такое? Считается, что у каждого ... людьми с большой буквы. Труд души Несколько интересных сочинений Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в ...

Сочинение-сиквел (продолжение), Сочинение-приквел (предыстория), Сочинение-мидквел (дополнение), Сочинение-интерквел, Сочинение-триквел, Сочинение-квадривкел, Сочинение-ремейк, римейк

Произведение «Ф.М.» Бориса Акунина представляет собой сочинение-ремейк, в котором замешана игра с классикой, основу которой составляет произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Акунин в данном сочинении проявляет себя как ремейкер, автор – мистификатор.

Сочинение-ремикс, Сочинение-экфра́сис, Сочинение-фанфик

Виды сочинений.

Существует несколько видов сочинений в зависимости от источников материала и от используемого стиля.

Классификация сочинений в зависимости от источника информации:

  • Сочинение, основанное на личном опыте,
  • Сочинение, основанное на литературном тексте,
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/slov-po-literature/

  • Сочинение, основанное на кинофильме / музыкальном произведении и прочее,
  • Сочинение, основанное на картине или цикле картин
  • Сочинение, основанное на различных источниках информации

Классификация, основанная на стиле сочинения:

  • эмоционально-образные сочинения,
  • сочинения в документальном стиле,
  • сочинения в научном стиле

Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)

Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).

Поскольку форма всегда содержательна, то указание на соответствующую содержанию сочинения форму как бы заложено уже в формулировке темы сочинения. Например, тема «Мой любимый герой» предполагает ответ на два вопроса: кто он? и какой он? Первый вопрос требует знания об авторе литературного героя и о том времени, в которое этот литературный герой создавался. Второй вопрос предполагает выход к тем признакам литературного героя, благодаря которым он и оказался вашим любимым героем. Следовательно, наиболее удобным при раскрытии данной темы будет сочинение-описание.

Другое дело – тема «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как средство сатирического изображения действительности». Здесь перед нами мысль, нуждающаяся в доказательствах. Ведь надо не просто назвать сатирические средства, которыми пользуется писатель, но и объяснить, почему Салтыков-Щедрин не принимает те или иные явления современной ему действительности. Жанр сочинения-рассуждения, таким образом, окажется максимально соответствующим данной теме.

Сочинение же на тему «Процесс становления личности в изображении Л.Н. Толстого» (по произведениям «Детство», «Отрочество», «Юность»)» ближе к сочинению-рассказу, поскольку необходимо, говоря об отдельных моментах этого процесса, обратить внимание на те условия, которые для Л.Н. Толстого являются важнейшими в плане формирования нравственной и значит ценной для других людей личности.

Конечно, тема сочинения может быть сформулирована так, что придётся использовать разные жанры. Например, темы «А.С. Грибоедов – поэт и человек», «Корни самодурства и его жертвы» (по драме А.Н. Островского «Гроза») потребуют и описания, и повествования, и рассуждения.

Однако на первом этапе обучения написанию сочинений есть смысл больше поработать над традиционными типами сочинений, добиться свободного владения каждой из трёх жанровых форм, научиться осознанно их выбирать в соответствии с заданной темой.

Жанры литературы , Литературный жанр

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/slov-po-literature/

эпические, лирические, драматические, лиро — эпические.

Эпические жанры
Малые жанры
Название Особенности Примеры
Притча Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить. Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи».
Рассказ Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема. А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник»
Новелла Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка. Л. Н. Андреев «Чемоданов»,
Очерк Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события. Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга»
Средние жанры
Повесть Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом. А. П. Чехов «Палата № 6», А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася»
Большие жанры
Роман Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. А. Гончаров «Обломов»
Роман — эпопея Изображение народной жизни в переломные моменты истории. Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Лирические жанры
Название Особенности Примеры
Ода Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Ели-заветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица», «Бог»
Элегия Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы. В. А. Жуковский «Море», М. Ю. Лермонтов «Элегия»
Сонет Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет. А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме»,
Песня Стихотворение для исполнения под аккомпанемент ( необязательно), имеет куплеты и припев А. С. Пушкин «Вакхическая песня»
Послание Письмо в стихотворном стиле А. С. Пушкин «К Пущину», М. Ю. Лермонтов «Послание»
Эпиграмма Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц. В. Я. Брюсов «Федору Сологубу», «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина»
Драматические жанры
Название Особенности Примеры
Комедия Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности,может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»).

Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор», Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Трагедия Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен. А. С. Пушкин «Борис Годунов»
Драма Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления. А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры»
Лиро — эпические жанры
Поэма Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет. Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Баллада Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги. В. А. Жуковский «Людмила», «Светлана», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Роман в стихах Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский»

Выпускное сочинение по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение. — презентация

Выпускное сочинение по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение

Направление 1 1. «Люблю отчизну я, но странною любовью…» (патриотическая лирика М. Ю. Лермонтова) 2. «А он, мятежный, просит бури…»: образ свободолюбив ого героя в поэзии М.Ю. Лермонтова 3. «Что такое счастье? – Насыщенная гордость». Согласны ли мы с Печориным? 4. Образы защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» 5. Проблематика романа «Герой нашего времени». Какие ответы можно дать сегодня на вопросы, поставленные М.Ю. Лермонтовым?

Направление 2 Вопросы, заданные человечеству войной 1. Война как нравственное испытание 2. Подвиг на войне: в чем его высокий нравственный смысл? 3. «Дубина народной войны»: когда она поднимается для смертельного удара по врагу?

Направление 3 Человек и природа в отечественной и мировой литературе 1. «Природа не храм, а мастерская…». Так ли это? 2. Картины природы в изображении русских поэтов 3. Понимать и беречь природу – что это значит?

Направление 4 Спор поколений: вместе и врозь 1. Дети и взрослые: что они значат друг для друга? 2. «Дочки-матери»: как строить отношения? 3. Старшее и младшее поколения: взаимные оценки.

Направление 5 Чем люди живы? 1. Жизненные обстоятельства и нравственный выбор. 2. «Мечтать, надо мечтать детям орлиного племени…»? 3. В чем ценность семьи для каждого человека?

Итоговое сочинение: выбор жанра Жанр – определяющий текстообразующий фактор.Жанр – определяющий текстообразующий фактор. Жанр – это форма организации словесно- речевого материала, которая задается сходством текстов в 3-х аспектах:Жанр – это форма организации словесно- речевого материала, которая задается сходством текстов в 3-х аспектах: — тематическом; — структурно-композиционном; — лингвостилистическом.

Жанровая типология школьного сочинения Отзыв Отзыв Рецензия Рецензия Литературно-критическая статья Литературно-критическая статья Публицистическая статья Публицистическая статья Литературоведческая статья Литературоведческая статья Эссе Эссе Сказка Сказка Дневник Дневник Очерк Очерк Синквейн Синквейн

Жанровая типология школьного сочинения Разновидности литературоведческой статьи 1. Анализ эпизода литературного произведения 2. Характеристика литературного героя 3. Сопоставительная характеристика персонажей 4. Анализ и интерпретация стихотворного текста 5. Анализ и интерпретация прозаической миниатюры

Жанры итогового сочинения Литературоведческая статья Литературоведческая статья Эссе Эссе Публицистическая статья Публицистическая статья

Анкета жанра Параметры характеристики: коммуникативная цель; функция; содержание; языковые особенности; ведущие стилевые черты. Описание параметров:

  • Литературоведческая статья Литературоведческая статья – научно-популярный жанр; реализуется в форме, адаптированной к школьной практике. В основе текста – модель научного рассмотрения какой-либо литературоведческой проблемы. Рассмотрение проблемы может быть комплексным или осуществлено в одном из аспектов:
  • тематика и идейный смысл произведения;
  • особенности его поэтики;
  • специфика авторской постановки и интерпретации (авторской позиции и пафоса).

Литературоведческая статья: анкета жанра ЦЕЛЬ: представить научный взгляд на выбранный аспект исследования литературного произведения. ФУНКЦИЯ: информативно-аналитическая. СОДЕРЖАНИЕ: аспектный анализ и его результат – научный вывод по итогам анализа рассмотрения проблемы. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: в основе – научный стиль в сочетании с публицистическим. ВЕДУЩИЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: аналитичность, логичность, объективность, аргументированность, конкретность и обобщенность.

Эссе Эссе (франц.) – опыт, набросок. Жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто субъективную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра – М. Монтень.

Эссе: анкета жанра ЦЕЛЬ: выразить свои впечатления и мысли по определенному поводу. ФУНКЦИЯ: сообщения и воздействия (включая эстетическое воздействие).

СОДЕРЖАНИЕ: передача впечатлений и ассоциативных раздумий автора по определенному поводу. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: в основе – публицистический стиль с элементами научного и разговорного. ВЕДУЩИЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: субъективность, ассоциативность, образность, эмоциональность, разговорность, афористичность.

Публицистическая статья Публицистическая статья – сочинение относительно небольшого объема, посвященное актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества, в котором автор открыто заявляет свою позицию. Служит способом передачи социально значимой информации и – одновременно – полемически заостренной индивидуально-авторской позиции.

Публицистическая статья: анкета жанра ЦЕЛЬ: поднять социально значимую проблему и представить авторский взгляд на нее. ФУНКЦИЯ: сообщения и воздействия. СОДЕРЖАНИЕ: описание социальной проблемы, ее авторская оценка, характеристика возможных путей ее решения. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: в основе – публицистический стиль с элементами художественного и/или разговорного. ВЕДУЩИЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: публицистичность (открытость и наступательность авторской позиции), аналитичность, аргументированность, экспрессивность.