«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов.
А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне».
Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как о воплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души:
«Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит… И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось».
А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.
Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.
«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
Творчество Рафаэля: «Сикстинская мадонна»
... шедевров мирового искусства. «Если бы ее создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие», -- сказал о "Сикстинской мадонне" ... - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва ... русским». Его возглавил шедевр Рафаэля. Только благодаря решительным действиям советских разведчиков, картины были спасены. " Секстинскую мадонну ...
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля: «Это что-то действительно почти невозможное… Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества.
Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное.
Сочинение: Что позволяет назвать «Сикстинскую мадонну» Рафаэля гениальным произведением?
Сикстинская мадонна — одно из прославленнейших произведений мирового искусства.
Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения.
Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля.
История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.
«Сикстинская мадонна» еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «Редчайшей и единственной в своем роде вещи».
Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью.
Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках.
Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т. д. Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее.
Рафаэль «мадонна конестабиле» описание картины, анализ,
... эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль пишет свою непревзойдённую «Сикстинскую мадонну», давно уже вошедшую в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Смотря на картину, мы видим ...
По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние «Сикстинской мадонне». В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком.
Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т. д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства.
Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею «Сикстинской мадонны» Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника.
Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести.
До сегодняшнего дня множество тайн окутывает историю создания величайшего произведения Рафаэля «Сикстинская Мадонна». К сожалению, до нас не дошло ни одного эскиза и рисунка, ни одного документа, повествующего о времени написания картины, как будто в подтверждение версии о божественном озарении маэстро. Говорят, что когда вносили полотно в тронный зал дрезденской резиденции короля Саксонии Августа III, он отодвинул свой трон, мешавший проходу, и воскликнул: «Дорогу великому Рафаэлю!»
«Сикстинская Мадонна» — непревзойденное творение мировой живописи. Ни неба, ни земли не изображает на полотне Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» лишена привычного пейзажа, все пространство между образами заполнено облаками, в которых угадываются лица ангелов. Богоматерь, в сравнении с прошлыми Мадоннами Рафаэля, уже не парит в воздухе, а будто шагает по облакам навстречу нам, и единственная преграда у неё на пути — это сидящие на краю парапета задумчивые ангелы, подпирающие свои лица пухлыми ручонками. Мария с божественным сыном на руках как будто бы хочет спуститься с мира небесного в наш, земной мир. И, кажется, как будто вот-вот она перешагнет через рамку и босой ногой ступит на холодный пол галереи, но в этот миг она неподвижно замирает. Являясь нашему взору так близко и так явно, она по-прежнему остается недоступной.
Сикстинская Мадонна задумчива и грустна, по-матерински бережно она держит маленького Иисуса. Сдержанно и смиренно смотрит вдаль, её глаза наполнены тревогой, она бессильна перед неотвратимым. Сейчас они ещё вместе, одно целое, но совсем скоро она будет вынуждена отнести своего сына в жизнь и отдать его людям. В глубине души она скорбит по той жертве, которую ей предстоит принести. Хоть и по-детски доверчиво маленький Иисус прижимается к матери, но взгляд его достаточно взрослый, осмысленный и тревожный. Преклонив колени и аккуратно положив рядом свою тиару, Марию встречает папа Сикст IV, собственно, поэтому работа и получила свое название «Сикстинская Мадонна». Его рука, протянутая к людям, символизирует истинный смысл картины – явление Богоматери народу. Возможно, предчувствуя свою короткую жизнь, справа от Мадонны Рафаэль изображает именно Варвару, ту, которой в то время приписывали дар спасения от внезапной и насильственной смерти. Её потупленный взор выражает покорность и благоговение.
Рафаэль Санти ‘Сикстинская мадонна’
... в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Период почти пятилетнего пребывания Рафаэля в мастерской Тимотео Вити позволил молодому художнику более сознательно воспринять художественные традиции ... Флоренции. И прежде всего это сказалось в создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем, многочисленные варианты которого заслужили ему непреходящую и всемирную славу. ...