Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы» 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель») и Евгением («Медный всадник»), гоголевским Башмачкиным («Шинель»), «маленькие люди» Достоевского тоже «унижены и оскорблены». Но их главное сходство — социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращается к теме «униженных и оскорбленных». Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «униженных и оскорбленных», который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К «униженным и оскорбленным» относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова — одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают «бунт» против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников «осмелился» взбунтоваться — именно это было главным мотивом его преступления. «Я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться хотел. Соня, вот вся причина!»
Соня Мармеладова — абсолютно противоположный вариант развития характера «униженного и оскорбленного» человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, — путь смирения перед Богом. Соня — блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ»
... подлинного благородства. ИСТОЧНИК . СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО "УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ" Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было ... характер будет более реалистически разработан Достоевским в «Преступлении и наказании» (Лужин, Свидригайлов), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов). В романе «Униженные и оскорбленные» ...
Соня — такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о «бесчестном и позорном ее положении». Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и «тем… развитием, которое она получила», могла «оставаться в таком положении и не сошла с ума», как «этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами». Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень— это вера («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы «маленьких людей» — судьба Мармеладовых, людей, которым «некуда пойти», зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов — опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, —пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «униженных и оскорбленных» (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны).
Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они «бунтуют», но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, «кабачные разговоры с различными незнакомцами». Он рассказывал Раскольникову, что пропил «даже чулки своей жены», которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему «в наслаждение». Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны «бунт» превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу «добиваться справедливости», откуда ее также с позором выгоняют).
Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. «На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!» — говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского
... ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею!» Соня всплеснула руками: «Убивать? Убивать- то право имеете?» Мысль Раскольникова ... Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 ... Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. ...
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных», «маленьких людей». Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как .Следствие, не умеющие сострадать другим. И только «красота спасет мир», красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.