Среди героев мировой художественной литературы король Лир является одним из самых известных персонажей. Его образ стал символом поруганного, оскорблённого отцовства. Принято считать, что король Лир, обманутый неблагодарными дочерьми, достоин всяческого сочувствия. Но не виновен ли он сам в своей трагедии? Попробуем в этом разобраться.
На мой взгляд, сюжет трагедии В. Шекспира «Король Лир» несколько напоминает сказочный: у короля три дочери; старшая и средняя жадны, глупы и бессердечны; младшая добродетельна, но до поры до времени ей приходится терпеть несправедливое отношение со стороны близких. Сказочной представляется мне и завязка этого произведения. У многих народов в сказках царь или король специально даёт сыновьям (женихам, снохам и т. п.) задание, назначает им испытание, чтобы проверить их ум, сноровку либо человеческие качества. Король Лир, решив сложить с себя «ярмо забот», выбрал весьма оригинальный способ поделить свои владения между тремя дочерьми:
Скажите, дочери, мне, кто из вас
Нас любит больше, чтобы при разделе
Могли мы нашу щедрость проявить
В прямом согласье с вашею заслугой…
Итак, отцовская щедрость прямо пропорциональна красноречию каждой из дочерей, их умению льстить и лицемерить. Нет ничего проще! Старшая дочь Гонерилья, расписывая свою дочернюю любовь, утверждает, что у неё якобы «язык немеет от такого чувства, и от него захватывает дух». Регана, средняя сестра, вторит ей, заявляя, что не знает иных радостей, кроме любви к отцу. И только Корделии, младшей дочери, претит отцовское условие: она считает, что истинная любовь не нуждается в словах, и отказывается говорить о своих чувствах. Король принимает ее прямодушие за черствость сердца и отрекается от нее, вознаградив Гонерилью и Регану в соответствии с их «заслугами». Корделия же имеет совершенно иное представление о «заслугах», о чём мы узнаём из её слов, обращённых к отцу:
Образ бури, грозы в «Короле Лире
... короле Лире и его дочерях. Тема неблагодарности детей играет большую роль и у Шекспира. Но она служит лишь толчком в развитии сюжета. "Король Лир" – трагедия ... переворота заключается в том, что он начинает думать о других. Буря нещадно хлещет его, но Лир – впервые в жизни! – ... со мною, когда сын восстает на отца. Либо как с королем. Это другой пример. Тут отец идет против родного детища. Наше лучшее ...
Прошу вас, сами объясните всем,
Что не убийство, не пятно порока,
Не нравственная грязь, не подлый шаг
Меня так уронили в вашем мненье,
Но то как раз, что я в себе ценю:
Отсутствие умильности во взоре
И льстивости в устах; что мне в вину
Вменяется не промах, а заслуга…
Но чванливый отец не желает ничего слушать («Ты лучше не являлась бы на свет, чем раздражать меня!..»), и вскоре пожинает плоды своей ошибки: у обеих обласканных дочерей он оказывается «не ко двору». А далее сюжет начинает развиваться уже не по законам сказки: счастливого конца, как мы знаем, в трагедии не бывает. Следствием несправедливости, допущенной королём Лиром, становится торжество зла во всех его обличьях: здесь и убийства, и «пятно порока», и «нравственная грязь» — всё, что считала неприемлемым для себя Корделия, которая, разумеется, тоже гибнет, как и её несчастный отец.
Так кто же он, король Лир: жертва дочерней неблагодарности или виновник всего случившегося? Мне кажется, что в трагедии «Король Лир» нашли отражение характерные черты эпохи, в которую жил и творил великий английский драматург. Шекспира, как мы знаем, не покидало ощущение того, что «век расшатался». Гуманистические идеалы Возрождения приходили в противоречие с иными ценностями, нарождающимися в недрах общества, что было на руку таким людям, как Гонерилья, Регана или побочный графский сын Эдмунд, стремящийся во что бы то ни стало завладеть отцовским титулом и соответствующими правами. Поведением всех этих персонажей движет холодный эгоизм. В своих поступках они руководствуются только личной выгодой.
Рядом с подобными людьми наивным выглядит Лир, напоминающий короля из сказки. Слова для него не утратили первоначальный смысл, он видит в них проявление чувства. Но особенности времени всё-таки не снимают с короля Лира нравственной ответственности, которую он несёт как человек, как отец и как монарх. И какой страшной ценой платит он за своё прозрение!
О чём бы ни писал Шекспир, в каждом своём произведении он утверждал идеалы любви и гуманизма. И трагедия «Король Лир» — не исключение.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004