Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, — прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
- Период от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.
- Период детского возраста от 2 до 12 лет.
- Период отроческого возраста от 12 до 15 лет.
- Период юношеского возраста от 15 до 18 лет.
Воспитание детей в романе «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или о Воспитании» обращается к вопросу о первом периоде жизни ребенка и важности воспитания. Автор считает, что ребенок рождается без определенных навыков и знаний, и их приобретение происходит через процесс воспитания.
Г. Н. Джибладзе Педагогические и психологические идеи романа-трактата ...
... В издание включен ряд писем Ж.-Ж. Руссо. Главный педагогический труд Руссо — роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» публикуется в 1-м томе настоящего издания. В этом ... Ж.-Ж. Руссо занимает педагогическая проблематика. В настоящем издании представлены работы Ж.-Ж. Руссо, посвященные вопросам воспитания. Помимо педагогических произведений в издании представлены работы и фрагменты сочинений Ж.-Ж. Руссо ...
Руссо утверждает, что воспитание необходимо для формирования рассудка и развития человека. Он призывает не полагаться только на чувства, так как без разума человек не сможет определить свои желания и цели.
В романе также подчеркивается важность физического развития детей. Руссо выступает против связывания ребенка после рождения пеленками, призывая давать ему свободу движений. Он также поддерживает закаливание ребенка, считая, что ему не нужны врачи и лекарства. Однако автор предостерегает от чрезмерной регламентации пищи и сна, так как это может привести к привыканию и потере естественных потребностей.
Руссо указывает, что главными воспитателями ребенка являются мать и отец. Он критикует феодальное общество, где воспитанием детей занимаются кормилицы и воспитатели, в то время как родители ведут светский образ жизни.
Таким образом, роман «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жака Руссо подчеркивает важность воспитания детей, развитие их рассудка и физического состояния, а также роль родителей в этом процессе.
Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг – этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями». \
Но тут же Руссо показывает, что если женщина захочет выполнять свои материнские обязанности и будет кормить ребенка сама, то общество будет настроено против нее и ее мужа.
В этой же главе автор пишет о том, что отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.
Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом. Ребенок с рождения имеет воспитателя.
Художественное творчество как средство самовыражения и развития ребенка
... тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Е.А. Флёрина рассматривает как основу развития творчества. Понимая детское творчество как познание жизни, она ...
В этой главе рассказывается о том, что автор берется за воспитание Эмиля – это идеальный ребенок, также как и автор – идеальный наставник. Эмиль – сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы.
Введение
Воспитание детей является одной из главных задач родителей. Однако, вопросы о правильном подходе к воспитанию всегда остаются актуальными. В своей работе я рассмотрю перспективу, предложенную Жан-Жаком Руссо, изложенную в его книге «Эмиль или о Воспитании». Руссо предлагает подход, основанный на свободе, развитии и уважении к ребенку.
Здоровье и физическое развитие
Руссо подчеркивает важность здоровья ребенка и предлагает несколько рекомендаций для достижения полноценного физического развития. По мнению автора, частое мытье с медленным понижением температуры способствует здоровью ребенка. Он также отмечает, что свобода движений играет важную роль в развитии ребенка, поэтому тесное пеленание не рекомендуется. Руссо также подчеркивает важность правильного питания и физического труда, которые способствуют хорошему аппетиту и предотвращают его злоупотребление.
Развитие мышления
В период младенчества Руссо считает важным развивать познавательные процессы у детей. Он рекомендует учить ребенка различать предметы и принимать решения. Автор также предлагает учить ребенка объяснять свои потребности и помогать ему в спокойном состоянии. Руссо предупреждает о необходимости не позволять ребенку становиться тираном, выполняя все его требования, и подчеркивает важность доброго отношения к ребенку.
Второй период жизни — «сон разума»
Руссо называет возраст от 2 до 12 лет «соном разума». В этот период автор считает важным избегать запретов и наказаний, но при этом учить ребенка через естественные последствия. Автор приводит примеры, когда ребенок разбивает окно – ему приходится сидеть в холоде, разбивает стул – сидеть на полу, разбивает ложку – есть руками. Этот период также характеризуется важностью примера, который родители дают своему ребенку.
Заключение
В работе был рассмотрен подход к воспитанию, предложенный Жан-Жаком Руссо в его книге «Эмиль или о Воспитании». Руссо подчеркивает важность здоровья, свободы, развития мышления и уважения к ребенку. Его рекомендации могут быть полезными для родителей, стремящихся воспитать здорового, самостоятельного и рассудительного ребенка.
Ребенок в возрасте, когда только начинает ходить, требует особого внимания к укреплению своего здоровья. Важно учитывать, что в этом периоде ребенок еще не способен рассуждать, поэтому акцент следует делать на физическом развитии, а не на учебных нагрузках.
По мнению Руссо, обучение ребенка до 12 лет нецелесообразно. Вместо того чтобы заставлять его заучивать рассказы и сказки, предлагается позволить ему свободно измерять, взвешивать, считать и сравнивать вещи самостоятельно, когда он почувствует в этом потребность. Руссо предлагает идею, что до 12 лет ребенок не должен знать книг, за исключением одной – «Робинзон Крузо», где герой вынужден добывать всё необходимое для своей жизни на необитаемом острове. Это служит примером простой и практичной жизни, которую ребенок может освоить.
Особенности общения воспитателя с детьми
... Замечу так же, что эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения, его коммуникативной культурой, индивидуальностью педагога, ну и конечно от особенностей детей, их возраста, пола, воспитанности. Выделение ...
Однако, Руссо считает, что до 12 лет ребенок способен усвоить понятие собственности. Примером служит ситуация с Эмилем, который хочет огородить себе участок на участке садовника Гобера. Здесь дети могут извлечь урок о том, как идея собственности связана с трудом и первым завладением через труд.
В этом возрасте важно не принуждать ребенка к занятиям против его воли. Вместо этого, необходимо развивать его чувства: зрение через рисование и измерение объектов, слух через пение и музыку, осязание через определение объектов, которые попадают под руки.
Согласно Руссо, в возрасте от 2 до 12 лет важно дать ребенку возможность познавать мир через опыт, включая ушибы и боль. Страдание становится первым уроком, который ребенок должен освоить, поэтому он растет, познавая мир через физические активности, включающие бег, прыжки и падения.
Руссо подчеркивает, что детям не следует навязывать свои представления о бедах и скорбях, поскольку их детский ум еще не способен адекватно воспринимать подобную информацию. Он призывает учителей быть осторожными в своих наставлениях и не нагружать детей излишней информацией о будущих трудностях, о которых никто не может быть уверен.
Руссо обращает внимание на то, что педагоги не могут быть уверены, что их усилия по предотвращению дурных склонностей детей будут действенными, и не вызовут ли они наоборот проблемы, которых не было изначально. Он призывает к более осторожному и внимательному подходу к воспитанию детей, основанному на понимании и уважении их индивидуальности.