Описание иконы Рублева «Троица»

Сочинение

Андрей Рублёв, прославленный русский иконописец 14−15 вв., канонизированный в лике преподобных, написал знаменитую икону «Троица».

Работа выполнена на деревянной доске (142 × 114), техника написания — темпера.

Жанр — иконописная живопись. В работе соблюдены каноны церковного искусства, она наполнена религиозным содержанием. Икона основана на сюжете из Ветхого Завета «Гостеприимство Авраама» (Бытие): Авраам повстречал трёх странников, в которых была некая таинственность. Он принял их у себя дома, и ему был обещан сын Исаак, несмотря на преклонный возраст его жены. Авраам должен был стать родоначальником богоизбранного народа.

Композиция. Икона представляет собой изображение трёх ангелов за столом. Их число символично, связано с триединством Бога (Отец, Сын, Дух Святой).

Прекрасные лики ангелов покойны, между ними идёт неспешная безмолвная беседа. В их позах и одеждах царственное достоинство и простота.

Все изображения на иконе символичны. Головы ангелов окружены нимбами — символами святости. В центре композиции — чаша на столе, которая символизирует страдания Христа. При внимательном взгляде очертания крайних фигур ангелов тоже составляют чашу. Средний и левый ангелы благословляют чашу.

Скипетры, которые они держат в руках, означают власть. За центральной фигурой ангела изображено древо познания, за левым — храмовое здание, означающее Церковь. Над головой ангела справа, в верхнем углу, — гора, похожая на Голгофу, как символ искупления греха первых людей.

В целом икона выстроена по принципу круга, символизирующего вечность, а с нею бесконечность Божественной любви.

Цветовая гамма иконы также наполнена символикой. Краски для иконы изготовлены вручную из минералов, поэтому цвета в иконе так близки к природным краскам: свежая зелень весны (земной мир) и голубизна (лазурь) — знак неба. Сусальная позолота, нанесённая изначально на нимбы и фон, символизировала фаворский свет — свет неземного происхождения. Позолота со временем стёрлась, и нимбы смотрятся белыми, но со следами позолоты. Белый цвет Престола, как и золотой, тоже связан с Божественным светом, но неземной свет передавался белым цветом в земном мире, а в мире горнем — золотым.

33 стр., 16305 слов

Православная икона. Язык иконы, канон и стиль

... мир. Цель дипломной работы заключается в изучении языка, канона и стиля иконы и формировании методических рекомендаций по написанию иконы, с учётом классической техники иконописи. В дипломной работе будут ... сверхъестественную яркость, нося символическое значение Божественного Света). Комниновский период приходится на правление династий Дук, Комнинов и Ангелов (1059 - 1204 гг.). Произведения этого ...

Краски мастер не смешивал, а наносил слоями, одна на другую. Результатом такого приёма стало просвечивание одного слоя сквозь другой, и изображение приобрело объём, стало живым.

Свет в изображении на иконе особый, внутренний. Свет Божественный вне времени, свет вечности, исходящий от Божественного престола, поэтому на столе нет никакой тени.

Идея иконы — выразить учение православной веры о Троице Единой и Нераздельной, передать единосущность и равночестность всех трёх Ипостасей. В единстве Троицы заключён символ любви, единения.

«Троица» Андрея Рублёва причислена к числу величайших художественных шедевров мира. Но в ней содержится и нечто большее. В этой иконе показан Эдем, где царит любовь и где есть место для каждого из нас.

Понравилось сочинение? А вот еще: