Роль ремарок в пьесе Островского «Гроза»
“Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.
По мере развития русской драматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал.
Ремарки в “Грозе” описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение.
Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение: “Кабанов бросается бежать”, и не “бежит”.
Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III).
В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.
Можно дополнить вид на Волгу в “Грозе” (“Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид”) пейзажем из “Бесприданницы”, действие которой тоже происходит “на высоком берегу Волги”: “Вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.”. И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Кали-нова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами (“Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка”).
Чувство иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага (“Овраг, покрытый сверху кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка”).
Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.
Мир купечества у гоголя и островского сообщение. Александр Николаевич Островский
... у женихов своей дочери. Отличительные черты купечества Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский ... в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, ...
Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой — можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.
Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии, сцена 1: “Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка”. Но это описание внешнее, без подтекста.
В течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрыва ются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя и Ревизоре”) нет.
Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей характера вообще нет.
Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнест! скорее к обстановке; и Тихон, о котором в списке действующих ли1 сказано просто: “ее (Кабанихи) сын”, действительно, предстае’ перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.
Об одежде ремарки очень общие: “Все лица, кроме Бориса одеты по-русски” (с помощью этого выделения Бориса Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, н< Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защи тила Бориса от всепроникающей обстановки города.
Только один раз автор конкретно говорит об одежде: “Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, поту пив глаза в землю”. Эта ремарка в целом очень значительна и сим волична. Платок Катерины белый, поэтому хорошо виден даж< ночью, т. е. Катерина надеялась, что кто-нибудь ее заметит и удер жит от необдуманного шага, потому что сама она остановиться уж’ не могла. На символичном уровне Катерина спускается вниз, в тем ный овраг, чтобы совершить страшный грех — изменить мужу. Он, как будто спускается в Ад, падает с высоты почти ангельского по лета. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Ка терина в бессилье сложила.
Ремарки в пьесе “Гроза” служат для раскрытия авторской пози ции и авторского мнения, для характеристики героев и описаню природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.