По повести Куприна А.И. «Гранатовый браслет». Часть

Сочинение

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опублико­ванная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных ху­дожественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению Л. ван Бетховена — сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повес­ти. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с обра­зом главной героини — княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансо­вые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь на­стораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, ко­торая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татья­ны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточитель­на, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привле­кательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную кни­жечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиаз­мом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт пе­ределки молитвенника в записную книжку кажется кощунст­венным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт — одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской Рос­сии, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а сле­довательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести не­сколько историй о любви, которые можно обозначить в худо­жественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все пе­ревирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы ге­нерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Так возникает в повести спор о том, что такое настоящая лю­бовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опе­ки и быть хозяйкой в доме. Мужчины — от усталости от холо­стой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказыва­ются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» — во­прошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Ку­прин, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольни­ках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

10 стр., 4979 слов

Жизнь и творчество Анны Ахматовой

... -мечтой. После свадебного путешествия Ахматова с мужем поехали в Слепнево, тверское имение свекрови А. И. Гумилевой. После 1910 года, приехав в Петербург, Анна Андреевна не вернулась к юридическим ... изящной обстановке для разговоров и народных костюмах, основанных на мифологической и фольклорной символике, от поэтики народных песен. Ахматова так писала о своей дальнейшей жизни: «Весну 1911 года я ...

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхну­ло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок — золотой браслет с граната­ми, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шеина в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастером-реалистом в создании психологиче­ского портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет со­бой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене стано­вится повторяющейся).

Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы ог­радить Веру от преследования, Желтков внезапно преображает­ся и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувст­вом, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шеин разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сце­не для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет раз­вернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

3 стр., 1336 слов

Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет Куприна

... собой. Он написал Вере Николаевне последнее письмо, в котором всё также признавался в искренней любви и восторгался ею. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет Популярные сегодня темы ...

Желтков звонит Вере и просит ее о малом — о возможно­сти хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на гла­за. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее ре­путация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равно­душие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащит­ным перед решением Веры. Сила любовного чувства и макси­мальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту без­защитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.


На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!