Как решается проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности задуманного: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. Мы будем относиться к поэме, как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос — проблему счастья народа и отдельной личности.

Центральными героями, связывающими всех действующих лиц и эпизоды, являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Губины — Иван и Митродор, старик Пахом и Пров, отправившихся в путешествие ни больше ни меньше, как узнать:

Кому живется весело.

Вольготно на Руси?

Форма путешествия помогает поэту показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России.

  • Полцарства мы промеряли,— говорят мужики.

Беседуя с попом, помещиком, крестьянами из главы «Счастливые», Ермилой Гириным, наши путешественники не находят по-настоящему счастливого, довольного судьбой, живущего в достатке. Вообще понятие «счастье» довольно многообразно.

Дьячок утверждает:

Что счастие не в пажитях.

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

  • А в чем же?

«В благодушестве!»

Солдат счастлив:

Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!

«Каменотес олончанин» счастлив, что наделен от природы богатырской силой, а раб князя Переметьева «счастлив», что болен «благородною подагрою». Но все это довольно жалкое подобие счастья. Несколько ближе к идеалу стоит Ермил Гирин, но и Он «споткнулся», воспользовавшись своей властью над людьми. И приходят наши путешественники к выводу, что надо поискать счастливую среди женщин.

Рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. Жизнь «счастливой» крестьянки полна потерь, горя, тяжкого труда. Горьки слова признания Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... - мифологическое и религиозно-мифологическое. - религиозное. - философское. - все перечисленные. Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются: - теоретико-познавательный и ценностно-нормативный. - ... бытие. - общественно-историческое бытие. - субъективно-личностное бытие. - единство перечисленных компонентов. Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как: - отрицательное бытие. - ...

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам-странникам истинно счастливого, довольного своейжизнью человека в целом свете? Приуныли наши страннички. Сколько им еще ходить в поисках счастливого? Увидят ли они когда свои семьи?

Встретив Гришу Добросклонова, мужики понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

За время своего путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Именно поэтому они единодушно называют счастливым бедного и безызвестного пока Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.

Заканчивается поэма грозным предупреждением:

Рать подымается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.