Воспитание — это сложный и спорный процесс, который вызывает много вопросов и различных точек зрения. Как правильно воспитывать ребенка — с любовью и нежностью или с помощью строгости? Следует ли защищать ребенка от трудностей или, наоборот, учить его преодолевать препятствия? Все эти вопросы затрагивает рассказ Ф. Кривина «Пробковое воспитание».
Автор ставит перед нами проблему воспитания молодого поколения, используя метафору пробок. В семье, о которой рассказывается, родители названы Сверлами, а их сын — Штопором. Это символизирует легкость и беззаботность, которыми ребенок окружен в своей семье.
Родители предоставляют Штопору пробки, которые символизируют легкие и незатратные занятия. Они считают, что ребенку нужно в первую очередь отдохнуть и развлечься. Однако, такое воспитание приводит к тому, что ребенок не стремится заниматься серьезной работой и не слушает родителей, когда речь идет о трудностях.
Автор иронично отмечает, что Штопор начинает искать свои собственные «пробки» и обращает внимание на бутылки. Здесь автор подразумевает, что ребенок начинает интересоваться пустыми и ничем не приносящими пользы вещами, вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным.
Имена героев также имеют символическое значение. Кривин называет родителей Сверлами, что означает, что они должны быть руководителями и направлять своего ребенка на правильный путь. Однако, вместо этого, они становятся простыми пробками, которые не позволяют Штопору стать настоящим лидером и достичь успеха в жизни.
В финале рассказа автор выражает свое недоумение относительно того, как их сын отбился от их влияния. Это иронично, потому что результат вполне очевиден, и виноваты в этом именно родители. Автор подчеркивает, что неразумно защищать детей от трудностей, так как это может привести к нежелательным последствиям.
Хотя автор не высказывает своей позиции прямо, его отношение к вопросу воспитания явственно. Он считает, что ребенка нужно научить справляться с трудностями, а не ограждать его от них. Это одна из главных задач воспитания.
В итоге, рассказ Ф. Кривина «Пробковое воспитание» вызывает много вопросов и заставляет задуматься о роли родителей в воспитании детей. Он показывает, что неразумно защищать детей от трудностей, так как это может привести к нежелательным последствиям. Воспитание должно быть направлено на формирование у ребенка умения справляться с проблемами и достигать поставленных целей.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
... работы определила и поставила следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников. ... всю жизнь». (2; с.100) Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как ...
Я полностью согласна с такой позицией автора. Детство – это не только лучшая и самая светлая пора. Детство – это этап подготовки к будущей жизни. Иименно родители в первую очередь должны к ней подготовить маленького ребенка. От того, какродители понимают воспитание своих детей, зависит, каким выйдет их ребенок во взрослую жизнь и значит, как сложится его судьба. Родители всегда хотят счастья своим детям, но часто не понимают, что ограждение от трудностей ведет ребенка в будущем не к счастливой жизни, а к беспомощности, растерянности. А беспомощный, не имеющий преодолевать трудности человек не сможет быть счастливым. Конечно, воспитывать маленького человека надо с любовью и нежностью, но при этом стараться научить его не останавливаться перед трудностями, быть сильным, мужественным и умелым.
Для подтверждения этой мысли приведу пример из классической русской литературы.
В произведении И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не способен в своей жизни предпринять никакие самостоятельные действия, он напоминает большого беспомощного ребенка. Почему же так случилось?У Ильи Обломова были любящие, заботливые родители. Главная их цель была оградить ребенка от любой работы, ведь у них была возможность переложить все дела на слуг. День Илюшеньки Обломова начинался с долгого лежания в постели, пока ни приходили слуги и ни натягивали на него чулки.И это воспитание сказалось на всей его жизни. Обломов не в состоянии что-либо предпринять даже для собственного счастья, для соединения с любимой девушкой. Лежание на диване – единственно возможное для него состояние. Так человек незаурядный, от природы наделенный умом, добрым сердцем, оказывается непригодным к жизни. Русский критик Добролюбов в статье о романе Гончарова «Что такое обломовщина» говорит о герое: «Началось с неумения надевать чулки – кончилось неумением жить».
Итак, сделаю вывод: воспитание в любви, заботе не должно превращать жизнь ребенка в инкубатор, необходимо терпеливо, но настойчиво прививать ему любовь к труду, не ограждать его от трудностей, а научить справляться с ними.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65325
Влияние воспитания на формирование личности и общества
Воспитание играет важную роль в формировании личности и общества. С самого рождения человеку необходимо получать истинное воспитание, которое поможет ему развиться как личность и стать ответственным гражданином.
Воспитание не сводится только к обучению этикету и вежливости. Это процесс самосовершенствования, который помогает человеку развивать в себе такие качества, как уважение, толерантность и культура взаимоотношений с обществом. Истинное воспитание направлено на формирование честности, умения проявлять сострадание и заботу о других.
Воспитанный человек и гражданин обладает такими качествами, как доброта, эмпатия и справедливость. Он умеет общаться с другими, уважать их мнение и принимать ответственность за свои поступки. Такой человек способен вносить позитивные изменения в общество и способствовать его развитию.
Воспитание имеет огромное значение не только для личности, но и для общества в целом. Воспитанные люди способны создавать гармоничные отношения, решать конфликты мирным путем и сотрудничать в достижении общих целей. Они способны принимать решения, которые будут способствовать благополучию общества и сохранению его ценностей.
Воспитание важно не только на индивидуальном уровне, но и в образовательной системе. Школа и другие образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании личности и воспитании гражданских качеств. Они должны создавать условия для развития у учащихся таких ценностей, как уважение, толерантность и ответственность.
В заключение, воспитание является сложнейшим процессом самосовершенствования, который помогает человеку стать личностью и гражданином. Истинное воспитание формирует в человеке такие качества, как доброта, эмпатия и ответственность. Оно имеет огромное значение для общества, так как способствует формированию гармоничных отношений и развитию общества в целом.
Воспитание в семье
Если говорить о том, кто конкретно занимается воспитанием человека и гражданина, то и здесь не будет единого ответа. Это объясняется тем, что в процессе воспитания участвует множество социальных институтов. Нас воспитывают учебные заведения, поэтому и в садах, и в школах, и в высших учебных заведениях мы продолжаем получать не только образование, но и воспитание. Кроме того, воспитанием человек занимается и самостоятельно, когда он начинает разбираться, что плохо, а что хорошо. Самовоспитание происходит на подсознательном уровне. Но, в моем сочинении хочу отметить, что именно воспитание в семье является наиболее важным. Именно в семье человек получает первые азы воспитанности. Наши родители закладывают первый камень в сознание своего ребенка: правила, культуру, умения, навыки. Они учат правильному поведению, вежливости, и в целом, правилам жизни в обществе. Причем у всех родителей свои методы, но не все эти методы приносят желаемые плоды.
Воспитание словом
Часто можно услышать о том, как родители берут в руки ремень. Но, ремень — не метод для воспитания. Воспитание должно происходить через общение, через слова и объяснения. А еще лучше, родители должны подавать пример, и это будет наилучший метод воспитания. Уже с рождения дети начинают копировать поведение взрослых, их поступки, манеры, а значит, именно родители являются лучшими воспитателями. Если родители воспитанные, то и для ребенка воспитанность будет правилом жизни. Невоспитанные родители даже с ремнем не смогут привить ребенку правильное поведение, поэтому важно каждому заниматься своим воспитанием, самосовершенствованием, чтобы потом на личном примере можно было воспитывать и своих детей.
Вывод
В завершение своего сочинения на тему воспитания хочется сказать, что именно воспитанный человек всегда будет в цене. Он всегда будет востребован и сможет достичь поставленных целей. Уметь быть воспитанным — это нелегкая задача, но она достижима. А главное, ваши старания обязательно будут оценены окружающими, ведь воспитание — это всегда красота. Не просто красота, а всеобщая красота, где красиво и тело, и речь, и ум, и сознание, и душа.
Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений
Учебный план курса
№ газеты | Название лекции |
17 | Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум. |
18 | Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. |
19 | Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 1. |
20 | Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты. |
21 | Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты. |
22 | Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 2. |
23 | Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания. |
24 | Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. |
Итоговая работа. |
ЛЕКЦИЯ № 8. Написание сочинения , Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий?
Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ
по русскому языку
Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
- в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
- г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к написанию сочинения.
Ключевые вопросы урока:
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?
Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, категории (виды) проблем.
Философские проблемы
В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?
Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи).
Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.
что делать, когда очень одиноко?
Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Введение
Проблема воспитания молодого поколения является актуальной и сложной задачей для современного общества. В процессе воспитания ребенка возникает множество проблем, которые могут быть связаны с различными аспектами его развития и социализации.
В данной работе будет проанализировано два текста, в которых затрагиваются различные проблемы воспитания. Первый текст рассказывает о семье Сверла, где сын, названный Штопором, не проявляет интереса к тому, чем занимаются его родители, и предпочитает заниматься делом, которое ему близко — сверлильным мастерством на пробках. Второй текст рассказывает о девочке Зое, которая в детском доме отстаивает свою веру и отказывается снимать себе крест, что вызывает недоумение и сопротивление со стороны взрослых.
Анализ первого текста
Первый текст рассказывает о проблеме выбора профессии и интересов ребенка. В семье Сверла родители являются металлистами и хотели бы, чтобы их сын Штопор также занимался металлообработкой. Однако, Штопор проявляет интерес к сверлильному мастерству и предпочитает заниматься сверлением пробок. Это вызывает недоумение и удивление у родителей, которые не понимают, как их сын отбился от семейного дела. В данном случае, проблема воспитания заключается в том, как найти баланс между желаниями родителей и интересами ребенка, а также как помочь ребенку развиваться в выбранной им сфере деятельности.
Анализ второго текста
Во втором тексте рассказывается о девочке Зое, которая отстаивает свою веру и отказывается снимать себе крест. Это вызывает сопротивление и недоумение со стороны взрослых, которые пытаются изменить ее решение. Проблема воспитания, затронутая в данном тексте, связана с тем, как сохранить и уважать индивидуальность и веру ребенка, не навязывая ему свои взгляды и убеждения. Также возникает вопрос о том, как помочь ребенку преодолеть трудности и сохранить свою силу и уверенность в себе.
Заключение
В работе были проанализированы два текста, в которых затрагиваются различные аспекты проблемы воспитания молодого поколения. Первый текст подчеркивает важность нахождения баланса между желаниями родителей и интересами ребенка, а также поддержки и развития его выбранных интересов. Второй текст акцентирует внимание на сохранении и уважении индивидуальности и веры ребенка, а также на помощи ему в преодолении трудностей. Воспитание молодого поколения является сложной и многогранным процессом, требующим внимания и понимания со стороны взрослых.
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
- Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять).
До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Анализ проблем, выделенных в фрагменте из книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
В приведенном фрагменте из книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» поднимаются несколько важных проблем, характерных для тоталитарного государства.
1. Проблема бесчеловечного отношения к ребенку и человеку вообще в тоталитарном государстве
Один из главных аспектов, поднимаемых в книге, — это бесчеловечное отношение к людям в тоталитарном государстве. В фрагменте автор указывает на то, что в такой системе обесценивается жизнь человека. Примером этого служит героиня Зоя Лещева, которая остается в тюрьме, в то время как ее близкие уже освобождены. Это свидетельствует о несправедливости и произволе власти, которая не учитывает человеческие права и достоинство.
2. Проблема свободы вероисповедания
Другой важной темой, поднимаемой в фрагменте, является проблема свободы вероисповедания. Героиня и ее семья страдают за свою веру в Бога и подвергаются преследованиям. Вопрос, который автор ставит, — имеет ли государство право преследовать человека за его религиозные убеждения. Это вызывает размышления о свободе совести и религиозной толерантности в тоталитарном государстве.
3. Проблема духовной стойкости
Третья проблема, выделенная в фрагменте, — это проблема духовной стойкости. История Зои Лещевой является примером человеческого мужества и верности своим идеалам. Она остается верна своим убеждениям даже в условиях нечеловеческого отношения и лишений. Это поднимает вопрос о том, что помогает человеку сохранить свое человеческое достоинство и стойкость в таких тяжелых условиях.
В целом, фрагмент из книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына поднимает важные проблемы тоталитарного государства, связанные с отношением к человеку, свободой вероисповедания и духовной стойкостью.
Отчет о проведенных исследованиях
В ходе проведенного исследования мы обратили внимание на ряд проблем, которые могут стать основой для написания сочинения. Однако, в нашем анализе ставилось преимущественно внимание на мужество и духовную стойкость героини, как центральной теме.
Для более точной формулировки проблемы были предложены два простых способа:
Проблема: [Формулировка]
Эти способы формулировки проблем можно найти в моделях ответов для экспертов, проверяющих сочинения в рамках ЕГЭ.
Нам важно быть внимательными при выявлении проблемы текста, чтобы избежать путаницы и несоответствия содержанию всего сочинения!
Ключевые вопросы исследования:
- Каковы типы комментирования текста?
- Как можно выявить и сформулировать авторскую позицию?
Чтобы ответить на вопрос о значении комментария, обратимся к толковому словарю. Комментарий – это рассуждения и пояснения по поводу чего-либо.
Именно комментарий позволяет оценить, насколько глубоко и полно понята проблема, каким образом пишущий сумел раскрыть ее аспекты, проследил за авторской мыслью.
В процессе нашего исследования мы выделили два типа комментария.
1. Текстуальный
2. При концепционном комментарии намного важнее интерпретировать проблему текста, выявить ее актуальность, прозвучание различных мнений и т.д.
Комментарий должен быть опирается на содержание текста.
Для конкретизации комментария мы можем использовать следующие вопросы:
- Как автор раскрывает проблему на основании представленного материала?
- На чем он фокусируется в тексте?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются?
- Какие эмоции автора отражены в тексте?
- Какое отношение автор выражает к описываемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторскую позицию по проблеме?
Комментарий является логическим переходом от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, необходимо помнить следующее. Пересказывая текст, мы рассказываем то, что делают герои. А комментируя, мы анализируем то, что делает автор.
Приведем пример комментария к одной из проблем, рассмотренных ранее в тексте А.И. Солженицына.
Проблема духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывается на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, т.е. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности – добро, милосердие, справедливость.
Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.
Позиция автора заключается в том, что духовная стойкость человека, особенно ребенка, может быть испытана в условиях насилия и преследований. Автор восхищается мужеством и убежденностью Зои Лещевой, которая, несмотря на трудности, осталась верна своим идеалам и человеческим ценностям.
Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!
Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
В тексте доказывается мысль о том, что.
Основная мысль текста заключается в том, что. …, Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что, Ключевые вопросы урока:, Каковы основные виды аргументов?
(Я согласен / не согласен с автором).
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Индустрия развлечений: проблемы и перспективы
Тезис: В современном мире индустрия развлечений играет огромную роль в жизни людей, однако существует ряд проблем, которые требуют решения для дальнейшего развития этой отрасли.
Аргументация «за»
- Индустрия развлечений — это огромный рынок, создающий рабочие места и приносящий значительную прибыль;
- Развлечения стали важным элементом нашей жизни, позволяющим снять стресс и получить эмоциональный заряд;
- Благодаря развитию технологий индустрия развлечений получает новые возможности в создании уникальных продуктов;
- Индустрия развлечений предоставляет возможность получить информацию и знания в увлекательной форме, что способствует изучению новых предметов;
- Многие развлекательные мероприятия и игры способствуют развитию личности и социальных навыков, таких как коммуникация и лидерство, что является важным для формирования позитивного общества.
Внимание! Типичная ошибка! Аргументы «за»
Необходимо убедиться в истинности источников информации, а также обеспечить доступность и понятность содержания развлечений.
Аргументация «против»
- Чрезмерная зависимость от развлечений может негативно повлиять на психическое и физическое здоровье;
- Некоторые виды развлечений, например, азартные игры, могут привести к разрушительным последствиям, таким как потеря денег, банкротство, разводы и т.д.;
- Различные группы людей могут оказаться отделенными друг от друга из-за личных предпочтений в развлечениях, например, нередко возникает конфликт между поклонниками различных стилей музыки;
- Индустрия развлечений может быть использована для формирования негативных стереотипов, распространения насилия, ненасилия и других негативных ценностей.
Вывод: Индустрия развлечений играет важную роль в нашей жизни, однако необходимо обращать внимание на решение проблем, которые могут возникнуть из-за чрезмерной зависимости, негативных последствий и неправильного поведения в выборе видов развлечений.
Анализ использования жизненных ситуаций в аргументации
Использование жизненных ситуаций является одним из способов аргументации в тексте. Однако, при таком подходе, есть риск допустить типичные ошибки. Рассмотрим несколько примеров, чтобы проиллюстрировать эти недочеты.
Первый недочет
Одной из типичных ошибок является использование жизненных ситуаций, которые не подтверждают мысль автора исходного текста. Например, в приведенном примере ученик рассуждает о проблеме духовности искусства, но приводит ситуацию, которая имеет мало общего с этой проблемой. Он рассказывает о своем отказе пойти в театр с родителями, хотя сам является ценителем искусства. Эта ситуация лишь характеризует самого ученика, но не подтверждает проблему, которую он обсуждает.
Второй недочет
Другой распространенной ошибкой является придумывание вымышленных или наивных жизненных ситуаций, которые не соответствуют действительности. Например, ученик описывает безграмотного, но духовного знакомого, который не посещает театр или кино, но всегда интересен. Эта ситуация звучит наивно и неубедительно.
Также ученик приводит пример одноклассницы, которая посещает музеи, выставки, театры, но не может объяснить смысл прочитанной книги или просмотренного фильма. Эта ситуация выглядит смешно и не соответствует реальности.
Наконец, ученик описывает пожилую женщину, которая всю жизнь стремилась к добру и испытывает «жажду правды» и «голод по красоте». Хотя это может показаться впечатляющим, но такая ситуация звучит слишком стереотипно и неубедительно.
Вывод
Использование жизненных ситуаций в аргументации может быть эффективным способом подтверждения мыслей исходного текста. Однако, необходимо быть осторожными, чтобы не допустить типичных ошибок. Жизненные ситуации должны быть релевантными и подтверждать мысль автора. Использование вымышленных или наивных ситуаций может ослабить аргументацию и неубедительно звучать.
1.3. Ссылки на авторитет.
«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что. …; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды сказал, что. …; Еще Петр I говорил, что. ; Любой историк скажет вам, что. …; Большинство врачей считают, что. …; Как установлено японскими учеными….
Внимание! Типичная ошибка!
1.3.1. Пословицы, поговорки.
1.3.2. К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях единого экзамена. Школьники либо вообще не находят в своем интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность. Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художественной литературы, встречается много. Приведем некоторые из них.
Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается один из героев произведения Горького «На дне», у которого всегда лежала на столе запыленная, открытая на одной и той же странице книга. Это указывает на бездуховность человека, его нестремление к новому, к постижению искусства.
Также можно привести в пример человека высокой духовности, героя А.С. Пушкина – Евгения Онегина. Он не только читал новую литературу, но и делал пометки. Он стремился к познанию нового, он был томим духовной жаждой и был действительно человеком с душой.
Публицист С.Соловейчик использует в своем тексте строки из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», показывая страдания лирического героя ввиду отсутствия духовности.
И все же в работах сильных учеников можно найти удачные примеры. Так, рассуждения над проблемой духовности иллюстрировались духовными поисками Пьера Безухова и Андрея Болконского; или в сочинении о патриотизме уместно были приведены примеры ложного и подлинного патриотизма из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Разумеется, художественная литература дает богатейший материал для построения аргументации, и порой достаточно подсказать ученикам направление поиска, чтобы связать их литературные знания с жизнью.
2. Логические доказательства.
Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
2.1. Один из вариантов этого вида доводов – рассуждение с дефиницией 2. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления.
Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильными. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать.
Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
Еще один пример рассуждения с дефиницией: Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
Обратите внимание!
2.2. Более сложной формой рассуждения является силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).
В данном исследовании мы рассмотрим различные виды аргументации и их применение в текстах. Основными видами аргументации, которые будут рассмотрены, являются аналогия и чувственные аргументы.
1. Аналогия
Аналогия — это умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Основой аналогии является наличие у двух предметов общих признаков, и на этом основании делается вывод, что эти объекты имеют и другие общие признаки.
Приведем пример аналогии: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.» В данном примере мы используем общий признак «человек» для вывода о смертности Сократа.
2. Чувственные аргументы
Чувственные аргументы направлены на вызов определенных чувств у слушающего или читающего. В данной работе мы рассмотрим два типа чувственных аргументов — аргументы к обещанию и аргументы к угрозе.
Аргументы к обещанию используются для убеждения слушающего в том, что определенное действие приведет к желаемому результату. Например, «Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.» В данном примере мы обещаем, что развитие таланта доброты приведет к положительным результатам.
Аргументы к угрозе, напротив, используются для создания страха или тревоги у слушающего. Например, «Милосердие в наше время умирает.» В данном примере мы используем угрозу утраты милосердия для привлечения внимания слушающего и вызова его эмоционального отклика.
3. Опровергающая аргументация
Опровергающая аргументация применяется в случаях, когда необходимо выразить противоположную точку зрения или опровергнуть предложенное утверждение. Она может быть использована для создания дискуссии и анализа различных аспектов проблемы.
Приведем примеры тезисов, к которым можно применить опровергающую аргументацию:
- Преподавание литературы в школе необходимо.
- Самая большая ценность народа – его язык.
- Милосердие в наше время умирает.
- Человек не должен отказываться от своего прошлого.
- Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
- Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
- Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.
- Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
Опровергающая аргументация может быть использована, например, для обсуждения преимуществ преподавания других предметов вместо литературы, а также для анализа различных точек зрения на значение языка для народа.
4. Рассуждение с дефиницией
Для рассуждения с дефиницией можно использовать такие понятия, как дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар. Например, для определения понятия «дом» можно использовать следующее рассуждение:
Дом — это место, где мы живем и чувствуем себя комфортно. Он предоставляет нам укрытие от погодных условий и защищает от внешних опасностей. Дом также является символом семьи и принадлежности к определенному месту. Таким образом, дом можно определить как жилище, которое обеспечивает нам безопасность, комфорт и принадлежность к определенному месту.
5. Вывод
В данной работе мы рассмотрели различные виды аргументации — аналогию и чувственные аргументы. Аналогия позволяет делать выводы на основе общих признаков у двух объектов. Чувственные аргументы направлены на вызов определенных чувств у слушающего или читающего. Опровергающая аргументация может быть использована для выражения противоположной точки зрения или опровержения предложенного утверждения. Рассуждение с дефиницией позволяет определить понятие, используя аргументацию и примеры.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию.
1. Вежливость позволяет добиваться многого.
2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.
3. Надо уметь писать грамотно.
4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.
5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».
1. Смотреть телевизор – бесполезное занятие.
2. Преподавание литературы в школе следует отменить.
3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.
4. Театр – умирающий вид искусства.
1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федеральной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovet.org.ru.
2 Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.
3 Пафос – воодушевление, подъем, энтузиазм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.
2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения?
3. Каковы основные типы комментирования проблемы?
4. Каковы основные виды аргументов?
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина бытовой техники ideя! Если вам необходимо купить бытовую технику в Кургане – оптимальным решением будет воспользоваться интернет-магазином ideя! – более 25 тысяч наименований в ассортименте магазина по ценам заметно ниже, чем в обычных магазинах города, позволят вам подобрать, не выходя из дома, нужный товар.
Нарушевич А.Г, Стернин И.А, Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б, ИТОГОВАЯ РАБОТА
для слушателей курсов повышения квалификации
Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!
до 28 февраля
Итоговая работа предполагает систематизацию и обобщение знаний, полученных в результате изучения лекционного материала, и применение их на практике при подготовке учебно-методических материалов и проведении урока с использованием новых педагогических технологий.
Для получения зачета необходимо выполнить итоговую работу в полном объеме, а именно: разработать план-конспект урока по одной из предложенных тем; подготовить материалы для работы с учащимися; провести открытый урок. Вам предлагается выбрать один из трех вариантов итоговой работы (в варианте I необходимо разработать одну из шести тем).
К материалам итоговой работы необходимо приложить справку (акт о внедрении новых педагогических технологий), заверенную в вашем образовательном учреждении. Бланк справки высылается слушателям по почте.
2) Лексика. Фразеология.
3) Морфемика. Словообразование.
4) Морфология и культура речи.
5) Синтаксис и культура речи.
6) Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).
Придумайте не менее 10 упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).
Составьте подборку фрагментов ученических сочинений-рассуждений с типичными фактическими, логическими, грамматическими и речевыми ошибками (не менее 10 примеров с указанием типа ошибки).