Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс
Развитие речи. Сочинение-рассуждение по упражнению 269
Це л ь: развитие умений создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой разновидности языка.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
1) Беседа.
-Назовите типы речи. На какие вопросы они отвечают?
-На какой вопрос будет отвечать наше сочинение? (Почему?)
-По какому плану оно строится? (Тезис, доказательства и вывод).
-Какие средства выражения синтаксической связи вам известны?( окончания, предлоги, союзы, союзные слова, порядок слов в простом предложении, интонация).
«Советы помощника»
2) Кластер.
— Я предлагаю вам подумать над словом вода
— Что такое вода?
— Какие ассоциации возникают у вас?
— Какое толкование слова вода дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
-
Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды.
-
В некоторых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.
-
Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах).
4. множественное число
-
Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.
6 стр., 2683 словРазвитие монологической речи
... развития связной монологической речи детей дошкольного возраста при составлении рассказов об игрушках и предметах. Монолог — формирование умения слушать ... речь — это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Для обучения монологической речи ...
-
Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать.
напишите сочинение-рассуждение о необходимости бережного отношения человека к природным ресурсам.
-
Повторение теоретических знаний о тексте
(информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? ( 1-е предлож. Природа дала нам в руки колоссальное богатство. Часть 3-го предлож. Представь себе, что… часть 5-го предлож. вокруг нет ни капли пресной воды. 6-е предл. Стакан воды станет дороже несметных богатств.)
2 абзац – 2-епредл. – нависла угроза – загрязнение. 5-е предл. — Вода умрет, и умрет целый мир подле неё. Конец 6-го предл. — Вода из эликсира жизни превратится в эликсир смерти.
3) Определяем тему текста
— о чем этот текст? (отношения человека и природы).
4. Формулировка проблемы
— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема –
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
— Какие проблемы ставит перед читателями автор? Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны.
Конспект по русскому языку «Проблема текста»
... открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи, которые не ... проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Продолжать закреплять умения в работе над текстом. Продолжать развивать свои языковые способности. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, ...
— Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?
1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?
2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?
4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?
5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?
6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?
5.Составление комментария проблемы.
— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка.
Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
— Почему эта проблема привлекла внимание автора?
— Кого особенно интересует эта проблема?
? ( Автор рассматривает данную проблему как глобальную , а также приводит пример из жизни)
— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема касается каждого и его лично)
(Искренне переживает и беспокоится по данному вопросу)
— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
6. Формулировка авторской позиции
— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме. Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема? “Синий лапоть”, “Лесной ... умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она ...
— Обратимся к тексту.
— Какова же авторская позиция?
(2-й абзац посл. предл.)
— Согласны ли вы с мнением автора?
— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
7. Аргументация собственного мнения.
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка. (Воспользуемся схемой)
-
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
АРГУМЕНТ — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
-
АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
2) Работа с афоризмами.
— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Запись высказываний, которые могут стать аргументами, примерами для сочинения-рассуждения.
«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».
«Человек — служитель и истолкователь природы».
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)
* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.
— — Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
Гармония человека и природы
... позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу. История взаимодействия человека и природы – история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе ...
М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
Храм природы, Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Рефлексия., Домашнее задание:
1.Формулировка проблемы, Проблема –
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?
1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?
2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?
4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?
5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?
6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
... на территорию природы, используя её для своих целей. «мастерская» Но в случае,когда природу называют «храмом» , люди не имеют никакого права пользоваться тем, ... «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким Автор видит в нем «нового» человека: он ... мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, ...
2. Составление комментария проблемы., Прокомментировать проблему – значит
— показать степень понимания текста;
— понять замысел автора;
— понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст.
3.Формулировка авторской позиции
Позиция автора
4.Аргументация собственного мнения.
-
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
АРГУМЕНТ — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
-
АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
5.Афоризмы
«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».
«Человек — служитель и истолкователь природы».
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)
* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.