» -рассуждение «Бережное отношение человека к природным ресурсам» 8 класс»

Сочинение

Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по упражнению 269

Це л ь: развитие умений создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой разновидности языка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

1) Беседа.

-Назовите типы речи. На какие вопросы они отвечают?

-На какой вопрос будет отвечать наше сочинение? (Почему?)

-По какому плану оно строится? (Тезис, доказательства и вывод).

-Какие средства выражения синтаксической связи вам известны?( окончания, предлоги, союзы, союзные слова, порядок слов в простом предложении, интонация).

«Советы помощника»

2) Кластер.

— Я предлагаю вам подумать над словом вода

— Что такое вода?

— Какие ассоциации возникают у вас?

— Какое толкование слова вода дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

  1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды.

  2. В некоторых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.

  3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах).

4. множественное число

  1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

    6 стр., 2683 слов

    Развитие монологической речи

    ... развития связной монологической речи детей дошкольного возраста при составлении рассказов об игрушках и предметах. Монолог — формирование умения слушать ... речь — это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Для обучения монологической речи ...

  1. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать.

напишите сочинение-рассуждение о необходимости бережного отношения человека к природным ресурсам.

  1. Повторение теоретических знаний о тексте

(информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).

Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? ( 1-е предлож. Природа дала нам в руки колоссальное богатство. Часть 3-го предлож. Представь себе, что… часть 5-го предлож. вокруг нет ни капли пресной воды. 6-е предл. Стакан воды станет дороже несметных богатств.)

2 абзац – 2-епредл. – нависла угроза – загрязнение. 5-е предл. — Вода умрет, и умрет целый мир подле неё. Конец 6-го предл. — Вода из эликсира жизни превратится в эликсир смерти.

3) Определяем тему текста

— о чем этот текст? (отношения человека и природы).

4. Формулировка проблемы

— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема –

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор? Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны.

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... труду в социальном плане и поставило перед тифлопедагогами проблему разработки социально-психологической реабилитации, что требует изучения и ... дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, свя­занная с дифференциацией и индивидуализацией обучения ... основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия текста посредством ося­зания. Исследование Л.И. Кирилловой выборочного ...

— Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?

1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?

2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.

3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?

4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?

5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?

6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?

5.Составление комментария проблемы.

— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка.

Прокомментировать проблему – значит

  • показать степень понимания текста;
  • понять замысел автора;
  • понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Кого особенно интересует эта проблема?

? ( Автор рассматривает данную проблему как глобальную , а также приводит пример из жизни)

— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема касается каждого и его лично)

(Искренне переживает и беспокоится по данному вопросу)

— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

6. Формулировка авторской позиции

— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

15 стр., 7288 слов

«Проблематика ранних произведений Достоевского. Заключения о ...

... больших» – серьезных, непростых – проблем, его переживания всегда сложны и многогранны. В ранней прозе Достоевского мы видим также изображение ... веры. Сборник работ автора Бубер Мартин Проблема человека От автора Эта книга, в первой своей части проблемно-историческая, а ... Достоевского во многом обусловлен особой природой реализма этого писателя, главный принцип которого – чувство иного, высшего бытия в ...

— Обратимся к тексту.

— Какова же авторская позиция?

(2-й абзац посл. предл.)

— Согласны ли вы с мнением автора?

— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

7. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

  1. Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

  • ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

  • АРГУМЕНТ это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

  • АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли

— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

2) Работа с афоризмами.

— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Запись высказываний, которые могут стать аргументами, примерами для сочинения-рассуждения.

«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».

«Человек — служитель и истолкователь природы».

«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)

* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.

— Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

12 стр., 5944 слов

Гармония человека и природы

... позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу. История взаимодействия человека и природы – история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе ...

М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные

Сотрёшь ли, человек?

Храм природы, Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

Рефлексия., Домашнее задание:

1.Формулировка проблемы, Проблема –

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?

1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?

2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.

3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?

4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?

5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?

6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?

13 стр., 6494 слов

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

... на территорию природы, используя её для своих целей. «мастерская» Но в случае,когда природу называют «храмом» , люди не имеют никакого права пользоваться тем, ... «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким Автор видит в нем «нового» человека: он ... мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, ...

2. Составление комментария проблемы., Прокомментировать проблему – значит

— показать степень понимания текста;

— понять замысел автора;

понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст.

3.Формулировка авторской позиции

Позиция автора

4.Аргументация собственного мнения.

  • ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

  • АРГУМЕНТ это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

  • АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли

5.Афоризмы

«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».

«Человек — служитель и истолкователь природы».

«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)

* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.