Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс
Развитие речи. Сочинение-рассуждение по упражнению 269
Це л ь: развитие умений создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой разновидности языка.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
1) Беседа.
-Назовите типы речи. На какие вопросы они отвечают?
-На какой вопрос будет отвечать наше сочинение? (Почему?)
-По какому плану оно строится? (Тезис, доказательства и вывод).
-Какие средства выражения синтаксической связи вам известны?( окончания, предлоги, союзы, союзные слова, порядок слов в простом предложении, интонация).
«Советы помощника»
2) Кластер.
— Я предлагаю вам подумать над словом вода
— Что такое вода?
— Какие ассоциации возникают у вас?
— Какое толкование слова вода дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
-
Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды.
-
В некоторых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.
-
Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах).
4. множественное число
-
Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.
6 стр., 2683 словРазвитие монологической речи
... своего детства». Методика развития связной монологической речи детей дошкольного возраста при составлении рассказов об игрушках и предметах. Монолог — формирование умения слушать и понимать ... рнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Для обучения монологической речи ...
-
Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать.
напишите сочинение-рассуждение о необходимости бережного отношения человека к природным ресурсам.
-
Повторение теоретических знаний о тексте
(информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
— Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? ( 1-е предлож. Природа дала нам в руки колоссальное богатство. Часть 3-го предлож. Представь себе, что… часть 5-го предлож. вокруг нет ни капли пресной воды. 6-е предл. Стакан воды станет дороже несметных богатств.)
2 абзац – 2-епредл. – нависла угроза – загрязнение. 5-е предл. — Вода умрет, и умрет целый мир подле неё. Конец 6-го предл. — Вода из эликсира жизни превратится в эликсир смерти.
3) Определяем тему текста
— о чем этот текст? (отношения человека и природы).
4. Формулировка проблемы
— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
— Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема –
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
— Какие проблемы ставит перед читателями автор? Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны.
Проблема воздействия природы на человека (по Троепольскому)
... Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим еще больше разволновался. - Ну, мальчик, ищи! Бим пошел! Малым челноком пошел, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти ... В осеннем лесу человек становится чище. Сочинение В своем тексте русский советский писатель Гавриил Николаевич Троепольский поднимает проблему воздействия природы на человека. Раскрывая проблему, автор приводит в ...
— Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?
1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?
2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?
4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?
5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?
6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?
5.Составление комментария проблемы.
— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка.
Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
— Почему эта проблема привлекла внимание автора?
— Кого особенно интересует эта проблема?
? ( Автор рассматривает данную проблему как глобальную , а также приводит пример из жизни)
— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема касается каждого и его лично)
(Искренне переживает и беспокоится по данному вопросу)
— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
6. Формулировка авторской позиции
— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме. Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема? “Синий лапоть”, “Лесной ... наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ...
— Обратимся к тексту.
— Какова же авторская позиция?
(2-й абзац посл. предл.)
— Согласны ли вы с мнением автора?
— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
7. Аргументация собственного мнения.
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка. (Воспользуемся схемой)
-
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
АРГУМЕНТ — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
-
АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
2) Работа с афоризмами.
— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Запись высказываний, которые могут стать аргументами, примерами для сочинения-рассуждения.
«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».
«Человек — служитель и истолкователь природы».
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)
* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.
— — Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
Гармония человека и природы
... позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу. История взаимодействия человека и природы – история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе ...
М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
Храм природы, Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Рефлексия., Домашнее задание:
1.Формулировка проблемы, Проблема –
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
Какая из предложенных формулировок полнее всего соотносится с анализируемым текстом?
1) Можно ли утверждать, что в мире всё взаимосвязано: природа и человек не могут существовать друг без друга, они обладают уязвимостью, хрупкостью, незащищённостью и нуждаются в понимании, защите, бережном отношении?
2) Описание природы в литературе — это не только приём, позволяющий создать определённое эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.
3) Каким должно быть отношение человека к окружающей его среде?
4) Хватит ли сил у природы, чтобы противостоять той жестокости, с которой человек относится к ней?
5) Насколько существенной может быть роль учёных-специалистов в области охраны окружающей среды, в деле защиты природы от антропогенного воздействия?
6) Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
7) Как уберечь мир от экологической катастрофы?
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
... на территорию природы, используя её для своих целей. «мастерская» Но в случае,когда природу называют «храмом» , люди не имеют никакого права пользоваться тем, ... согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения. Мы действуем ... позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким Автор видит в нем «нового» человека: он ...
2. Составление комментария проблемы., Прокомментировать проблему – значит
— показать степень понимания текста;
— понять замысел автора;
— понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст.
3.Формулировка авторской позиции
Позиция автора
4.Аргументация собственного мнения.
-
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
-
АРГУМЕНТ — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
-
АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
5.Афоризмы
«Человек овладевает природой, ещё не научившись владеть собой».
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром».
«Человек — служитель и истолкователь природы».
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побеждённый, а победитель. Много придётся выложить победителю, чтобы побеждённый окончательно не протянул ноги». (В. Песков)
* Репарации — возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.