«Философия и поэтика повести Оноре де Бальзака «Гобсек»»

Сочинение

Философия и поэтика

повести Бальзака «Гобсек»

Если деньги не служат тебе, они

станут господствовать над тобой.

Скупец не владеет своими

богатствами, скорее можно сказать,

что его богатства владеют им.

Ф. Бекон

Великий французский писатель Оноре Бальзак встал у истоков социального романа критического реализма в девятнадцатом веке и дал в своём творчестве блистательные его образы. Он совершил творческий подвиг, запечатлев характеры и нравы своего времени.

Его творчество даёт не только широкую и глубоко правдивую панораму жизни его эпохи, но и несёт нравственные истины, имеющие

общечеловеческое значение.

Подвернув общество углублённому и всестороннему художественному анализу, Бальзак обнаружил, что социальным двигателем в его время является стремление к личной выгоде, выраженное в бешеной погоне за деньгами. Это он хорошо показал в своей новелле «Гобсек».

Деньги – безымянный герой в новелле, могучая сила, подчинившая себе всю общественную и частную жизнь, мораль, семью, любовь – всё становится предметом денежных сделок, всё подчинено закону купли – продажи.

В центре повествования стоит фигура ростовщика Гобсека, в котором воплощена сущность денежного общества. Гобсек – сухонький старикашка, прячущий жёлтые, как у хорька, глаза без ресниц, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитым из серебра»,

— олицетворение скупости. Он живёт в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком – глазком на входной двери, питается хлебом и молоком с кофе, ходит в поношенном платье в то время, как у него в кладовой (в соседних комнатах) гниют груды еды, тлеют дорогие ткани, плесневеют произведения искусства и без надобности валяются кучи золота и серебра, которые он не доверял даже банкам. Его скупость превратилась в какую – то страсть. Ведь даже будучи на смертном одре, он ни на минуту не забывает о своём состоянии, а на последней минуте своей жизни он думает: «Кому же это всё достанется?»

В этом вопросе мы видим, что Гобсек сожалеет о том, что не в силах забрать всё своё богатство с собой. Бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело характер безумия. Гобсек при жизни жесток и бесчеловечен (об этом говорит его фамилия, обозначающая «живоглот»).

8 стр., 3858 слов

Биография и творческая деятельность Оноре де Бальзака

... де». (Настоящее имя Бальзака была Оноре Бальзак и только потом он начал себя называть Оноре де Бальзаком). Мать Бальзака ... Гобсеком – ужас перед жизнью и людьми. «Неужели все сводится к деньгам?» - спрашивает себя Дервиль. Гобсек, ... же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная ... поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное ...

Деньги в рост он даёт под чудовищные проценты. Он сам «человек – вексель». На первый взгляд Гобсек нам кажется каким – то исключением, нравственным уродом, но вскоре становится ясно, что его алчность и бессердечие – типические черты собственнического общества, в котором он живёт и которое выражает.

В Гобсеке «живут» два существа: низшее и возвышенное, скряга и философ. В прошлом он вёл бурную жизнь, полную страстей и приключений, и убедился, что везде идёт борьба между богатыми и бедными и усвоил такую мораль: «лучше уж самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили другие». Из всех земных благ он признавал только одно – золото, потому что оно приводило в движение «машину жизни». Золото, действительно, даёт ему огромное могущество.

Он достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть, управлять министрами, обладать красивейшими женщинами – словом, купить любые наслаждения. Золото даёт ему власть, но не даёт счастья в широком понимании этого слова. Оно убило в нём душу, убило желания и чувства: он не может любить, сожалеть, сочувствовать, сострадать. Он нисколько не расстроился и даже не удивился, когда узнал о смерти своей внучатой племяннице.

«Этот странный человек ни разу не пожелал увидеть ни одной из представительниц четырёх женских поколений, составлявших его родню. Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти.»

Единственное и высшее его наслаждение – это сознание тайной власти над людьми. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовые ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане их векселя. Гобсек – один из тайных властителей Парижа, он «владеет миром, не утомляя себя».

«А разве не власть и наслаждение сущность всего нынешнего общества? – вопрошает он своего приятеля Дервиля, который с удивлением признался: «Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота».

Виновен ли Гобсек в том, что люди разных сословий, нуждаются в его деньгах, приходят к нему за помощью? Виновен ли он в том, что стал властителем их судеб? Возможно, в этом и есть частица его вины, но не более… Каждый человек независимо от положения в обществе может сохранить своё достоинство и честь, но не каждый этого хочет. Рассмотрим это на примере двух Бальзаковских персонажа: Анастази де Ресто и Фани Мальво, которые являются героинями этой новеллы.

Графиня Анастази де Ресто – одна из дочерей папаши Горио. Став жертвой необузданной страсти к светскому денди, игроку и расточителю Максиму де Трайлю, красавица Анастази находится на грани разорения. Ростовщик Гобсек, явившийся к ней утром с просроченным векселем, различает, что из-за изящного беспорядка её роскошной спальни уже проглядывается нищета. Чтобы покрыть долги своего любовника, графиня в отчаянии продаёт Гобсеку фамильные бриллианты.

Анастази, казалось бы, здравомыслящая женщина, имеющая хорошую семью, мужа, любящих детей, «потеряла голову» от любви к Максиму. Она не думает о последствиях своих поступков, забывает о том, что она в первую очередь мать своих детей, которая обязана их оберегать, любить, обеспечить их будущую жизнь. Когда же графиня понимает, что её умирающий муж отвергает её и оставляет её без денег, она совершат ещё более безумные труднообъяснимые поступки: Анастази шпионит за умирающим мужем, переворачивает вверх дном его комнату, не останавливается перед тем, чтобы сдвинуть с постели его труп в поисках завещания, от которого зависит будущее её незаконных детей. Мы видим, как эгоизм губит сильную и страстную натуру и разрушает жизнь и саму личность Анастази де Ресто.

3 стр., 1299 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

... Евгению Онегину. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Этот герой прошел долгий самосознания. Нашел ли он свой смысл жизни? ... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Евгений Онегин": ... Поэтому Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей ...

Графине де Ресто, «женщине, способной проглотить миллионное состояние», противопоставлена скромная швея Фани Мальво, которая ведёт чистую трудовую жизнь, свободную от тщеславия и эгоистических страстей. Этот один из редких у Бальзака образов тружеников показывает, что нравственные его идеалы, как и у других передовых современников, пусть неосознанно, всё же были связаны с народом.

Власть денег над человеком, извращение отношений между людьми раскрыты Бальзаком с точным лаконизмом большого мастерства. Как моралист, Бальзак подвергает общество своего времени суровому осуждению, но он не отворачивается от него, ища своего идеала вне реальной действительности, как это делали романтики, а принимает его таким, каким его видит.

Своеобразная философия главного героя, Гобсека, раскрывает нам тайну денежного общества и даёт нам понять жизнь людей того времени, когда жил и творил Оноре Бальзак .