Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели:
-знать структуру рассуждения как типа речи;
-развивать навыки анализа текста;
-готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.
Ход урока:
I.Оргмомент . Настроенность на урок.
II. Проверка домашнего задания:
а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;
б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 — 1,2 предложения).
III. Сообщение темы урока, целей .
- Работа с упражнением 290:
Учитель:
— Определите основную мысль текста.
( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).
— Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?
Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие доводы: словом можно соединять людей; можно и их разъединять; словом можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.
— Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?
Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая понятия «великое». Большие возможности слова: оно и соединяет людей, и разъединяет их; оно поддержит в любви, доведет людей до вражды и ненависти.
У В. Шефнера есть стихотворение:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать,
И продать, и купить.
Слово можно
В разящий свинец перелить.
Сочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — ...
... Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он ... великие думы» Петра неразрывно связаны с судьбой Русского государства. А слово «вдаль» указывает не только на широкую гладь реки, но и на даль времени. Петр, как великий человек, ... человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» ...
-Какова основная мысль этого стихотворения?
( оно соответствует высказыванию Л.Толстого)
А вот стихотворение Э.Асадова
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
(оно тоже о слове)
— Какой мы вывод можем сделать?
( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)
— Какой тип речи представляет текст?
(текст-рассуждение)
— Вспомните, какие типы речи мы знаем?
(повествование, описание, рассуждение).
— Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:
-тезис – мысль, которую надо обосновать,
-аргументы или доказательства (возможно опровержение),
-вывод, т.е. что из этого следует)
- Работа с упражнением.291.
(подобрать доводы к тезисам упражнения)
а) «Речь красна слушанием»
- Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.
- По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.
б) « Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения».
Д.С.Лихачев
1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная ...
... арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; 2) широкое использование стилистических фигур. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста. В точки зрения лингвистики текст – это группа ... предложений между собой. Роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: последовательный ...
2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:
1. Бывают разные слова:
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут.
Э. Севрус
Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист, академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.
IV. Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291
Дополнительный материал:
Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом. Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.
Структура сочинения-рассуждения о языке:
1.Вступление:
Я полностью согласен с высказыванием Д.С.Лихачева: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения». Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.
2.Основная часть:
(первый аргумент) Текст, предложенный нам, представляет диалог, из которого мы получаем представление о героях. Так, (кто?) в предложении №… очень мудрый. Ему принадлежат фразы «…», «…». И мы можем сделать вывод:
(второй аргумент).
Другой персонаж (кто?) из предложения №… очень (какой?).
Но он хочет (чего?).
Об этом говорит его реплика из их диалога: «…»
Вывод: Таким образом, мы доказали, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».
V. Черновик сочинения-рассуждения по тексту.
VI. Дома закончить.