Валентин Распутин

Сочинение

(род. 1937)

Валентин Распутин 1

Биография писателя

Валентин Распутин – яркий представитель «дере­венской прозы» – одного из ведущих явлений совре­менной литературы. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение при­роды и нравственности под воздействием цивилизации. Противостояние национальных традиций духовности и воинствующего цинизма воплотилось в образной и язы­ковой системе произведений писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 го­ду в с. Усть-Уда Ир­кут­с­кой области. В 1959 году окончил Иркутский университет. Работал кор­рес­пон­дентом в местных газетах Сибири. Корреспондентские впечатления наш­ли отражение в его первых книгах рассказов и очерков.

Известность Распутину принесла повесть «Деньги для Марии», сюжет ко­то­рой (поиски денег для довер­чивой и не искушенной в бухгалтерских делах про­давщицы сельской лавки, обвиненной в растрате) по­зволил писателю пси­хо­логически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нрав­ст­венные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) закрепили за ним славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы.

В начале 80-х годов Распутин создал цикл расска­зов («Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Наташа» и др.).

в которых отошел от дере­вен­ской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике. Ре­зуль­татом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни деревни и нрав­ст­венности людей стала публицистическая повесть «По­жар» (1985).

В последние годы В. Распутин посвятил себя реше­нию актуальных проб­лем современности: экологиче­ских, нравственных, литературно-организа­ци­он­ных. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а так­же главы пуб­ли­цистической книги «Сибирь, Си­бирь…».

Художественный мир писателя

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «го­род­ской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и глав­ные ге­рои (точнее, героини) в большинстве случаев – «ста­ринные ста­рухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

Анализ женских образов в повестях В. Распутина

В повестях В. Распутина, таких как «Последний срок», «Живи и помни» и «Прощание с Матерой», особое внимание уделяется женским персонажам. Они являются носительницами народных ценностей и философского мироощущения. Автор развивает образы русских женщин, которые наследуют и обогащают образы сельской праведницы. Эти женщины испытывают огромную ответственность за события вокруг них, чувствуют вину, несмотря на отсутствие непосредственной вины, и осознают свою связь с человеческим и природным миром.

6 стр., 2841 слов

В.Г. Распутин Живи и помни

... повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»). Последующие повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976) закрепили за писателем ... происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросысловно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа. Это произведение показывает, что люди по ...

Философская проблематика в повестях В. Распутина

Произведения В. Распутина представляют собой глубокое исследование противоречий современного мира. Писатель обращает внимание на отсутствие нравственности и ценностей в современном обществе. Он утверждает, что человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений.

Изучая творчество В. Распутина, мы видим, что он подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности. Он призывает учитывать народные ценности и нравственные принципы, которые, по его мнению, потерялись в современном мире.

Сопоставление современной философской проблематики

Исследование философской проблематики в произведениях В. Распутина актуально и в современном контексте. Проблемы нравственности, человеческих ценностей и места личности в истории остаются одними из ключевых вопросов для общества. Поэтому принципы, выраженные в его произведениях, продолжают оставаться актуальными и влиять на современное общество.

Эстетические принципы в творчестве Распутина

Распутин не только высоко ценит народные ценности, но и отражает их в своих произведениях, придавая материальное воплощение таким понятиям, как Дом, труд, могилы предков и продолжение рода. Эти темы раскрываются писателем в лирико-поэтической манере, придающей произведениям особую глубину и художественную ценность.

Трагическое виденье авторского мировосприятия

В творчестве Распутина с каждой новой повестью усиливается трагическое видение мира. Однако, писатель не теряет веры в духовное здоровье русского народа и передает эту веру через символические образы, такие как солнце, царское дерево или таинственный зверек.

Язык как носитель народной мудрости

Распутин устремляется к использованию живого образного языка, обогащенного диалектными словами. В кульминационных сценах его персонажи говорят афористично, близко к пословицам и поговоркам, что позволяет передать народную мудрость через их речь.

Эволюция стиля в последних произведениях

В своих более поздних рассказах, таких как «Век живи — век люби» и «Что передать вороне?», Распутин использует иррациональные ситуации для подчеркивания таинственности бытия человека и его связи с космическими законами. Он также говорит о стремлении человека выйти за пределы обыденной жизни и его ответственности за духовное и физическое благополучие.

Развитие сюжета в повести «Прощание с Матерой»

Пожар, который произошел в повести, имеет символическое значение. Он помогает главному герою, Ивану Петровичу, преодолеть нравственную усталость и отбросить мысль об отъезде. Автор, оставляя финал повести открытым, дает понять читателю, что жизнь не окончена, что герой вышел из испытания более закаленным и готов побороться дальше.

Русская идея соборности в повести

В произведении «Прощание с Матерой» Распутина наиболее полно воплощается русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной и родом. В повести вновь появляются «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями. Они представляют трудовую жизнь, прожитую с совестью, в дружбе и взаимопомощи.

3 стр., 1023 слов

Нравственная проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с ...

... жизнь? Да и лучше ли будет новая жизнь? Повесть В. Г. Распутина заставляет задуматься над нравственным состоянием общества. Читатель, познакомившийся с ... одухотворённая часть её жизни. Вот почему её прощание с родной избой напоминает обряд ... Ради этих "больших дел" можно забыть и о малах: об уважении к умершим предкам, о страдании старых людей. ... земле, и ему не понять, какие чувства испытывают старики и ...

Эпизоды, которые поэтизируют общую жизнь миром, присутствуют в повести. Один из таких эпизодов — сцена сенокоса. Автор подчеркивает, что для людей главное не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом и с природой.

Герои Распутина работают не только для себя, но и для продолжения семейного рода и всего человеческого племени. Они не работают ради самой работы, а для жизни и семьи. Они ощущают связь с предками и боятся, что цепь времен может порваться.

Значение дома и семьи в «Живи и помни»

В повести «Живи и помни» Фадея Распутина внимание уделяется значению дома и семьи для главных героев, особенно для Дарьи Васильевны и других старух. Для них дом не просто место проживания и вещи, они видят в нем одушевленную предками часть своей жизни. Писатель дважды описывает, как Настасья вначале, а затем Дарья прощаются со своим домом и вещами, что символизирует их готовность отпустить их и принять неизбежность смерти, согласно христианским обрядам соборования.

Важной мыслью, пронизывающей поведение старух и Вогодулы, является идея служения. Писатель через загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, выражает их осознание ответственности перед ушедшими и будущими поколениями. Они считают, что земля дана человеку «на подержание» и ее необходимо беречь и сохранять для детей и потомков.

Внутренние монологи исследования

Анализируя многочисленные внутренние монологи героини Дарьи в произведениях В. Распутина, мы видим, что писатель постоянно подчеркивает необходимость каждому человеку самостоятельно докапываться до истины и жить в соответствии с совестью. Автор и его персонажи, включая стариков и старух, испытывают тревогу из-за тенденции многих людей жить без оглядки, просто плыть по течению жизни. Дарья в сердцах советует своему внуку не тратить душу, не забывать о важности внутренней работы. Она не против использования техники, которая облегчает труд человека, но считает неприемлемым, чтобы человек, обладая огромной силой благодаря технике, бездумно разрушал окружающую среду, нарушая естественное равновесие. Старуха Андрей убеждает, что человек — царь природы, но Дарья отвечает, что если он будет злоупотреблять этой властью, то погибнет. Только в единстве с природой и вселенной человек может преодолеть смерть, сохранить свою индивидуальность и родовую память.

Распутин использует точную метафору, описывая раздумья Дарьи о течении жизни как нитку с узелками рода. Узелки рождаются и умирают, а на другом конце завязываются новые. Старухам важно, какими будут эти новые люди, которые придут на смену. Дарья задается вопросами о смысле жизни, об истине, вступает в споры с внуком Андреем и обращается к умершим в поисках ответов.

14 стр., 6585 слов

По «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого

... характеристика Многомудрый Литрекон рассудил, что главные герои «Повести о настоящем человеке» будут хорошо смотреться в таблице — как на ... к каждому раненому в палате. Несмотря на сильную боль, интересовался жизнью других, поддерживал, находил нужные слова. Все его запомнили, как настоящего человека. ... достижениями. Он делал это не ради спасения родины, а ради самоутверждения. Это и есть фальшивый, ...

Во всех этих спорах, размышлениях и обвинениях проявляется праведная тревога, торжественность и, особенно, любовь. Дарья замечает, что мы все по отдельности добрые люди, но вместе совершаем много зла. Она мучается вопросом, зачем человек живет и ради чего: ради самой жизни, ради детей или ради чего-то еще. Она сомневается в вечности этого движения и задает себе вопрос, что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения. Размышления о продолжении рода и ответственности за него сопряжены с тревогой о сохранении «полной правды» и необходимости сохранения памяти, ответственности и осознания эпохи у потомков. Все эти идеи являются важной темой исследования повести «Живи и помни» и позволяют нам лучше понять глубину мыслей и чувств главных героев.

Роль Космоса и природы

В повестях В. Распутина Космос и природа играют роль полноценных действующих лиц. В «Прощании с Матерой» мы видим, как тихое утро, свет и радость, звезды, река Ангара и ласковый дождь символизируют светлую и благоприятную часть жизни, полную возможностей и развития. Однако эти же элементы, в сочетании с мрачными мыслями стариков и старух, вызванными трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги и несчастия.

Уже на первых страницах «Прощания с Матерой» возникает драматическое противоречие, которое достигает символического выражения. Согласие, покой и мир, которыми дышит Матера (слово, происходящее от слова «мать» и связанное с родиной и землей), противостоят запустению, обезлюдению и истощению. Избы стонут, ветер пронизывает, ворота хлопают. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, многократно повторяя это выражение, вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и Апокалипсисом. Здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Литературный анализ

Писатель рассматривает в своем произведении противопоставление народных нравственных ценностей и современных «обсевков». Внук Дарьи Пинигиной, Андрей, показывается как персонаж, лишенный ответственности перед предками и землей. Он не прощается с родной Матерью и не разделяет ценностей своих родственников.

Возможно, писатель сквозь личность Андрея хотел продемонстрировать утрату связи с природой, с чувством единства с ней, но в то же время, мимолетное внимание к дождю снова сближает персонажей, показывая, что единство с природой еще не умерло.

Антиподы «старинных старух» представлены в лице Никиты Зотова, страдающего от принципа «лишь бы прожить сегодняшний день». Его падение показано через превращение в Петруху и его издевательство над матерью. Отвергнутый деревней, он стремится привлечь внимание и утвердить свое существование в мире через зло.

Эти персонажи демонстрируют разрыв между старыми и новыми ценностями, а также утрату связи с природой и предками, что является ключевой темой произведения.

Исповедь надежды: развитие сюжета и символизм

Роман «Исповедь надежды» В. Г. Распутина представляет жизнь переселенцев, ставших главными героями повести. Новая земля, на которой они оказались, оказывается для них не такой уж радостной и уютной. Власть в их новом месте жительства представляет собой зло, игнорируя жизненные проблемы и интересы обычных людей. Писатель наделяет своих персонажей красноречивыми именами, служащими символическими отражениями их характеров. Например, Воронцов символизирует беззаботность, Жук — цыганскую мотивацию к бескоренным перемещениям.

16 стр., 7709 слов

Природа в повести Прощание с Матерой Распутина

... важно остаться Человеком в любых обстоятельствах! Также читают: Картинка к сочинению Природа в повести Прощание с Матерой Распутина Популярные сегодня темы На картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом ...

Язык стариков и старух отличается метафоричностью и образностью. Они говорят живо и образно. В отличие от них, язык Павла и Андрея, хоть и литературно правилен, но запутан и часто повторяет избитые фразы. Злодеи, как Воронцов, используют рубленые фразы на неразборчивом языке, часто используя императив: «Понимать будем или что будем?», «Кто позволил?», «И никаких!».

В финальной части повести сталкиваются две стороны: жертвы власти на одной стороне и правда на другой. Заблудившиеся Воронцов, Павел и Петруха теряются и беспомощны, остаются сами с собой. Воронцов замолкает и сидит, глядя перед собой, безразличный и безысходный. Их единственное действие — звать мать, как дети, но делает это только Петруха, зовущий матерей безнадежно, а затем засыпает, уже ничто не в силах его разбудить. Вокруг царит полная тишина, только вода и туман. А старухи, в последний раз объединившись, взлетают на небо, принадлежа и живым, и мертвым.

Трагический конец повести освещается предыдущим рассказом о царском листвене — символе неувядаемой жизни. Несмотря на все попытки уничтожить его, живучее дерево продолжает оставаться прочным и крепким, сохраняя Матерь — остров, где разворачиваются все события повести. Распутин подчеркивает, что несмотря на трудности, жизнь найдет возможность приспособиться и принять новую форму, будь то на голом камне, в зыбкой трясине или даже под водой. Человек, связывающий себя с местом через труд, способен адаптироваться в любых условиях, что является еще одним смыслом его существования во Вселенной.