Программа элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., , 2011 г.
- А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г.
Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи — вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе части С ЕГЭ.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения и его практическая работа
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
Результаты изучения курса
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста ... учащихся через анализ текста. Предмет исследования: анализ текста как средство ...
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
В данном исследовании представлены метапредметные результаты образования, которые являются общими для всех предметов и направлены на формирование универсальных навыков и компетенций у учащихся.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты образования являются основой для развития универсальных компетенций учащихся, которые позволяют им успешно функционировать в современном обществе. Программы обучения должны быть направлены на достижение данных результатов и развитие соответствующих навыков и качеств у учащихся.
В результате изучения предмета «Литература» учащиеся должны достичь ряда предметных и метапредметных результатов. Предметные результаты включают овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература». Также важно овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Метапредметные результаты включают развитие различных умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала. В частности, учащиеся должны овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также искать средства для их осуществления. Важным является формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учащиеся должны уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Также важным аспектом является использование знаково-символических средств представления информации. Учащиеся должны активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Они должны уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
«Развитие речи учащихся на х русского языка»
... - обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» . Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая ...
Овладение навыками смыслового чтения текстов также является важным результатом. Учащиеся должны уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Они должны уметь анализировать тексты, выделять главное, делать выводы и обобщения.
Важным метапредметным результатом является развитие логических действий, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Также важным результатом является развитие коммуникативных навыков. Учащиеся должны быть готовы слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Они должны быть готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Важным результатом является также развитие умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В заключение, учащиеся должны овладеть умениями работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература». Они должны уметь читать осмысленно и понимать прочитанное, монологически высказываться, вести учебный диалог, ставить вопросы и формулировать проблемы, заполнять и производить по памяти устный и письменный текст, действовать по предписанной учителем инструкции и алгоритму.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/ понимать:
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
- Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Содержание обучения:
- Структура и виды сочинений (23 часа)
- Лингвистический анализ текста (12 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
дата план. |
дата факт. |
||||
Структура и виды сочинений: |
||||||||
1 |
Что такое сочинение и каким оно должно быть. |
1 час |
02.09 |
|||||
2-3 |
Основные требования к сочинению. |
2 часа |
09.09 16.09 |
|||||
4 |
Схема — анализ прозаического произведения. |
1 час |
23.09 |
|||||
5 |
Схема — анализ лирического произведения. |
1 час |
30.09 |
|||||
6 |
Тема и основная мысль сочинения: — заглавие, тема и основная мысль сочинения; — способы раскрытия основной мысли; |
1час |
07.10 |
|||||
7 |
Тема и основная мысль сочинения: — эпиграф; — тема и жанр сочинения. |
1час |
14.10 |
|||||
8 |
Собирание и систематизация материала для сочинения: — простой и сложный план; — тезисы и конспекты; |
1 час |
21.10 |
|||||
9 |
Собирание и систематизация материала для сочинения: — цитаты, ссылки, их оформление; — собирание материала по литературным источникам; — аннотация. |
1 час |
28.10 |
|||||
10-11 |
Виды сочинения: отзыв |
2 часа |
04.11 11.11 |
|||||
12-13 |
Виды сочинения: рецензия |
2 часа |
18.11 25.11 |
|||||
14 |
Технология написания сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) заключение, виды; |
2 часа |
02.12 09.12 |
|||||
15-16 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: — индивидуальная характеристика героев; — сравнительная характеристика героев; — групповая характеристика героев; |
2 часа |
16.12 23.12 |
|||||
17-18 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: — общий анализ литературного произведения; — анализ нескольких литературных произведений; |
2 часа |
13.01 20.01 |
|||||
19 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: — анализ эпизода литературного произведения; |
1 час |
27.01 |
|||||
20 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: — образ автора; |
1 час |
03.02 |
|||||
21 |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: — проблемно-обобщающий анализ литературного произведения. |
1 час |
10.02 |
|||||
22-23 |
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
2 часа |
17.02 |
|||||
Лингвистический анализ текста |
||||||||
24 |
|
1 час |
24.02 |
|||||
25 |
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие рассуждение. |
1 час |
02.03 |
|||||
26 |
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие повествование. |
1 час |
09.03 |
|||||
27 |
|
1 час |
16.03 |
|||||
28 |
Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. |
1 час |
30.03 |
|||||
29 |
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы. |
1 час |
06.04 |
|||||
30 |
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. |
1 час |
13.04 |
|||||
31 |
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. |
1 час |
20.04 |
|||||
32 |
Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. |
1 час |
27.04 |
|||||
33 |
|
1 час |
04.05 |
|||||
34-35 |
Комплексный анализ текста |
2 часа |
11.05 18.05 |
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/
Структура школьного сочинения
Школьное сочинение не является произведением литературы в полном смысле этого слова, так как его главная цель заключается в проверке знаний ученика по определенному литературному произведению.
Однако, несмотря на это, школьное сочинение должно соответствовать определенным требованиям и иметь свою структуру.
Основные требования к структуре школьного сочинения:
- Введение – введение должно знакомить читателя с темой сочинения и указывать на то, какие вопросы будут рассмотрены в работе. Введение должно быть кратким и лаконичным, но при этом захватывать внимание читателя.
- Основная часть – в основной части сочинения рассматриваются все аспекты темы, указанные во введении. Возможно, приводятся аргументы и примеры, которые подтверждают точку зрения автора. Основная часть может включать несколько абзацев, главное – каждый из них должен быть посвящен отдельной теме.
- Заключение – в заключении автор должен подводить итоги своих размышлений и сделанных выводов. Заключение должно быть лаконичным и кратким. Нельзя вводить в него новые аргументы или идеи, так как это может привести к несоответствию сочинения заданной теме.
Важно также помнить, что каждый абзац в сочинении должен иметь свою тему и соответствующие ей аргументы и примеры. Не следует врезаться сразу в тему, необходимо раскрыть ее постепенно и выбирать оптимальную глубину размышления.
Основные требования к содержанию школьного сочинения:
- Соблюдение логической последовательности – каждое предложение должно логически вытекать из предыдущего.
- Точность и ясность выражения – автор должен использовать четкие и ясные слова, которые не допускают неоднозначной интерпретации.
- Доказательность – каждый аргумент и пример, указанный в сочинении, должен быть обоснован и подкреплен фактами.
- Оригинальность мышления – хорошее сочинение не должно быть просто списком фактов и данных, но и быть оригинальной идеей автора.
- Умение строить аргументацию – автор должен уметь строить аргументацию таким образом, чтобы подтвердить свою точку зрения и не допускать несоответствия сочинения заданной теме.
В данной работе будет рассмотрено важное умение анализировать художественное произведение, а также грамотно излагать результаты такого анализа с использованием хорошего литературного языка.
В сочинении требуется соответствовать следующим критериям:
- Раскрытие темы.
- Анализ художественной формы и эстетической значимости произведения.
- Использование минимальной терминологии литературоведения.
- Правильное логическое построение сочинения.
- Стилевое оформление, представляющее доказательное рассуждение.
- Умелое использование знаний художественных текстов, литературно-критических работ и фактов литературной жизни.
- Выражение и отстаивание собственной точки зрения.
- Стилистическая и языковая грамотность.
Также представлена схема анализа прозаического произведения:
Анализ лирического произведения
- «Выходные данные»
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.
- Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.
- Идейно — тематическая основа произведения
- Структура содержания.
- Тема, главная проблема и мысль.
- Идея как авторское отношение к изображаемому.
- Основные герои, их портреты и характеры.
- Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).
- Особенности моделирования реального мира
- Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).
- Характер изображения истории и современности.
- Авторская позиция в произведении.
- Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль.
- Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).
- Мое восприятие произведения.
Схема анализа лирического произведения
- «Выходные данные»:
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.
- Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.
- Структура образов и развитие конфликтов:
- Тема и идея произведения.
-
Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).
Композиция (возможное деление на части, их связь).
- Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
- Основные особенности поэтического языка:
- Тропы и фигуры:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.
- Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика – ассонанс,
аллитерация, звукопись.
б) поэтическая лексика – синонимы, антонимы
архаизмы, неологизмы
фразеологизмы
высокие слова
старославянские, церковнославянские диалектизмы.
в) использование явлений морфологии и синтаксиса:
период, повтор,
преобладание одних час гей речи
обращение, восклицание, вопрос.
2. Анализ
2.1 Тема и основная мысль
Тема произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого — жизнь русских дворян в период наивысшего расцвета их благосостояния, а также во время войн с Наполеоном. Основная мысль — важность духовного света и моральности как основы жизни, а материальные блага — не более чем средство для достижения ее целей.
2.2 Жанр и его основные черты
Роман — произведение эпической прозы, охватывающее длительный период времени и жизни различных персонажей. Особенности жанра — множество героев, яркие эмоциональные волнения, повествование о реальной жизни, наличие философских взглядов автора.
2.3 Лирический герой и его черты
Лирический герой в романе «Война и мир» — Андрей Болконский, представитель высшего дворянского круга. Он обладает высоким умом, нравственными принципами, склонностью к философскому мышлению. Андрей испытывает сложные эмоции, связанные с поиском своего места в жизни и смысла ее существования.
2.4 Мое восприятие произведения
Я считаю, что «Война и мир» — один из самых великих романов мировой литературы. Это не только историческая эпопея, но и философский трактат о смысле жизни и месте человека в мире. Роман затрагивает многие актуальные темы, такие как отношения между людьми, задачи интеллигенции, судьба России и ее народа. Автор представляет жизнерадостную картину мира, одновременно показывая трагические стороны международных конфликтов.
2.5 Лингвистический анализ текста
- Жанр
Роман
- Тема и основная мысль
«Жизнь русских дворян в период Наполеоновских войн»
«Важность духовного света и моральности как основы жизни»
- Особенности организации (строения) анализируемого отрывка
- Наличие в тексте глав и главных подразделов
- Добавление двоеточия при словах, разделенных запятой
- Выявление особенностей организации каждой строки
В произведении «Война и мир» Толстой использовал различные ритмические размеры — ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль, а также различные виды рифмы — мужскую, женскую, дактилическую и парную, перекрестную, кольцевую. Это придает произведению особую мелодичность и ритмичность.
Раскрытие основных аспектов исследования
В данном исследовании рассматривается структура и стилистика текста с целью выявления его основных особенностей. Анализируются следующие аспекты:
Фонетическая организация и ее особенности
Изучается фонетическая структура текста, включая наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов. Анализируется, как эти элементы используются или отсутствуют в тексте и какие эффекты они создают.
Морфологическая структура
Исследуется преобладание слов каких частей речи в тексте и объясняются причины такого распределения. Анализируется форма слов, соотношение форм времени глаголов, а также взаимосвязь с причастиями и деепричастиями. Особое внимание уделяется роли прилагательных и наречий в конкретизации существительных или глаголов, описывающих предметы, действия и состояния.
Синтаксическая организация
Анализируется структура предложений в тексте, выявляются сложные и простые предложения, а также их однотипность или разнотипность. Исследуется использование союзов и их роль в тексте, а также повторы или пропуски слов и их значение. Анализируется связь слов в тексте и использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений.
Образный речевой строй
Изучается использование слов в переносных значениях, включая метафоры, олицетворения, овеществления и метонимии. Анализируются стилистические фигуры и тропы, а также различные приемы, например, градация. Обращается внимание на употребление стилистически окрашенной лексики, такой как книжные, просторечные и разговорные выражения.
Особенности языка данного автора
Исследуется индивидуальный стиль автора, включая его излюбленные фразеологизмы и создание индивидуально-авторских неологизмов. Также анализируются опорные ключевые слова, которые часто встречаются в тексте данного автора.
Использование метода стилистического эксперимента
В рамках исследования используется метод стилистического эксперимента. Этот метод предполагает искусственную замену слов, словосочетаний, оборотов и конструкций в тексте для доказательства целесообразности выбора автором и точности применения определенных изобразительно-выразительных средств. Это позволяет подтвердить, что данные средства служат для воплощения основной мысли или идеи текста.
План – схема рецензии
- Фонетическая организация и ее особенности
- Морфологическая структура
- Синтаксическая организация
- Образный речевой строй
- Особенности языка данного автора
- Представление книги, библиографические данные:
- Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.
- История создания произведения.
- Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.
- Название произведения, его смысл.
- Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.
- Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).
- Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?
- Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.
- Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.
- В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?
- Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).
- Ваша субъективная оценка произведения:
- Что написано хорошо.
- Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.
Рецензия |
||||
библиография, презентация книги |
пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев |
анализ текста; проблемы, идея, эпизоды |
анализ формы, средства художественной выразительности |
традиции, новаторство |
Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ |
Цитирование
- Цитата – дословная передача чужой речи.
- При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.
- Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.
- Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.
- Знаки препинания при цитировании:
а) цитата = прямая речь
* А : «С»
б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска
* А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <…>, редко писали о нем».
в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная
* А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы не правдив».
г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит … или !, то после них ставятся кавычки и точка
* А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев …».
д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:
1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания
* Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».
2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы
* Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой…
Как правильно выбрать тему сочинении
Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:
- знаю ли я материал;
- интересна ли мне эта тема;
- понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
- есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
- успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).
!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.
Состав сочинения: |
введение (В) основная часть ( ОЧ ) заключение ( З ) |
1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр. |
В + З = 1 / 3 V сочинения |
6 – 8 стр. (3 – 4 листа) |
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:
1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.
Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.
Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).
3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах).
«Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).
4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
Например: «Тема Родины в лирике …»
«Тема назначения поэта в поэзии…»
«Нравственные искания героев романа…»
«Тема «маленького человека»…»
«Тема «лишнего человека»…»
5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
Например:
«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,
«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.
«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»
Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.
7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда … особенно большую роль играет»
Например: |
темы |
о нравственности об экологии о патриотизме о гуманизме |
современная литература [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/ |
Основные правила написания заключения
- Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
- Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
- Выводы связываются с развитием современной литературы.
- Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.
Типы сочинений по темам
№ пп |
Тип сочинения |
Пример темы |
Что требуется |
О чем писать |
1. |
Анализ целого литературного произведения. |
1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь. |
Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе. |
Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения. |
2 |
Анализ литературного героя. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/ |
1. В чем трагедия Печорина? 2. Трагизм образа Базарова. |
Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно логи и споры с другими героями и т.д.) |
Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика. |
3. |
Анализ художественной формы. |
1. Мастерство Н.В.Гоголя — сатирика в «Ревизоре». 2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума». |
Провести литературный анализ художественных средств. |
Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык. |
4. |
Анализ образа автора. |
1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин. 2. Образ автора в поэме «Мертвые души». 3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети». |
Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. |
Использовать понятие: образ автора. |
5. |
Анализ лирического героя (в поэзии). |
1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова. 3. «Я лиру посвятил народу своему». |
На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта. |
Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта). |
По количеству предметов и способу рассуждения |
||||
6. |
Простая. |
1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». 2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов». |
Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен). |
Посмотреть на предмет с разных точек зрения. |
7. |
Проблемная. |
1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин). |
Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой). |
Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке. |
8. |
Сопоставитель-ная |
1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин». 2. Чацкий и Молчалин. 3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 4. Обломов и Штольц. 5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина. |
Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия. |
Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы. |
9. |
Обобщающая |
1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в. 2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души». |
Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое). |
Вести сопоставление, сделать вывод. |
10. |
Проблемно – обобщающая |
1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. 2. Природа и человек в современной литературе. 3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина. 4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе). |
Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения». |
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
2. Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив . /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о …
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
- Орфографические – │ – в написании слов
- Пунктуационные – V – знаки препинания.
- Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка |
Содержание |
Грамотность |
«5» |
|
Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 ( V) или 1 ( Г ) |
«4» |
|
всего │ + V + Г – 4 |
«3» |
|
всего │ + V + Г – 6 |
«2» |
|
5 (│) и 5 ( V ) всего │ + V + Г – 7 |
1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:
1).
При переносе слов
2).
Авторская пунктуация.
3).
Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
- При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
- Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
План — схема анализа эпизода
художественного текста (литературоведческий)
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/
- Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.
- Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием.
- Отразить авторскую позицию, образ автора.
- Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля.
- Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.