Известно, что Н. В. Гоголь задумывал свою поэму, которая была напечатана в 1842 году, по типу «Божественной комедии» Данте. Замысел писателя был грандиозен: желая, чтобы «вся Русь явилась» в произведении, он хотел создать три тома (I том — ад, II том — чистилище, III том — рай), однако III том написан не был, а рукописи II тома сожжены, поэтому I том — только часть, в которой угадываются очертания целого, и мы можем говорить о прошлом и судьбе России только так, как это представлено в I томе. Важно отметить особый жанр гоголевского произведения: в поэме писателя эпическая и лирическая части совмещены в равной степени, составляя единое целое, при этом цели эпического — показать «хотя с одного боку всю Русь»: прошлое и настоящее России первой четверти XIX века, а многочисленные лирические отступления о светлом будущем России, о положительном идеале автора подчинены задачам лирического.
Своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции «дали полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» («Авторская исповедь»).
Герцен, прочитав «Мёртвые души», записал в своём дневнике, что поэма Гоголя — «горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный». Действительно, всем ходом поэмы Гоголь приводит читателя к мысли, что настоящая Россия — это страна «мёртвых душ» помещиков-«небокоптителей» (таких, как Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин), чиновников-взяточников (вроде прокурора и почтмейстера) и зарождающегося класса мелкой буржуазии (Павел Иванович Чичиков).
Образы помещиков в творчестве Н. В. Гоголя
В одном из писем Гоголь говорит о том, что его главным свойством, которое сумел подметить Пушкин, было умение с такой силой очертить «пошлость пошлого человека», чтобы вся мелочь, ускользающая от внимания людей, «бросилась бы крупно в глаза всем».
Так, в образе Манилова автор акцентирует читательское внимание на внутренней доброте, нежадности героя, однако его праздная мечтательность, бездеятельное прожектерство приводят к тому, что «хозяйство шло как-то само собой», из гостеприимного хозяина он превращается в человека, не умеющего взяться за дело, после общения с которым «…скажешь: «черт знает что такое!» И отойдешь подальше», почувствовав «скуку смертную».
Худшие черты помещиков
В лицах «прекраснодушного» мечтателя Манилова, враля и скандалиста Ноздрева, которого Гоголь иронично назвал «историческим человеком», расчётливого торгаша и прижимистого кулака Собакевича, «дубинноголовой» Коробочки, боящейся продешевить, и, наконец, Плюшкина — «прорехе на человечестве», представлена худшая сторона русской действительности.
II. -миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков ...
... размышления», ни Алкида с Фемистоклом и прочих витиеватостей? Почему Коробочка то смешна, то отталкивающе страшна? Сопоставьте Манилова и Коробочку: почему они рядом в книге Гоголя? Какие встречи ждут ... задание: 1) написать сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»; 2) индивидуальное задание: литературный монтаж. Урок 55 ОБРАЗ ЧИЧИКОВА (урок с элементами диспута) Цели: ...
Н. В. Гоголь изобразил помещиков настоящего как людей бездуховных, чуждых нуждам народа и своей Родине.
Неуважение к героическому прошлому России
Помещики быстро забывают героическое прошлое России, не чтят память великих полководцев войны 1812 года. Так, в доме Коробочки висит портрет Кутузова, но неизвестно каким образом и для чего он там размещен, а в доме Собакевича среди многочисленных картин с птицами висит портрет Багратиона, который также не вызывает уважения у самих помещиков.
Уродливые формы характеров помещиков
В основе характеров помещиков лежат вовсе не самые плохие черты, но все они, «доведённые до излишества», по выражению Гоголя, приобретают уродливые формы.
Особенности образа Манилова
Так, в образе Манилова акцентируется его внутренняя доброта и нежадность, но его бездеятельность приводит к тому, что он не может взяться за дело, а его хозяйство идет само собой. Праздная мечтательность и прожектерство портят его внешнюю доброту, и изначально гостеприимный хозяин превращается в человека, с которым спокойно можно уйти, почувствовав скуку.
Картину произвола, творящегося в государстве, дополняет сатирическое изображение чиновничества губернского города NN. Н. В. Гоголь рисует выразительный групповой портрет городских чиновников. Отличительной особенностью изображения деятелей губернской власти является то, как Гоголь описывает их отношение к государственной службе, в важность которой верил сам автор. Государственная должность для этих людей — лишь средство для беспечной и праздной жизни. Изображая чиновников, автор немногословен, он даёт характер персонажа одним-двумя штрихами: прокурор — «человек праздный» и сидит дома, если не едет в гости играть в карты. В обществе губернских чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость», как замечает автор.
Страницы: [1]
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ | ||
|
Читайте также: