Прочитайте отрывок из сочинения римского историка квинта курция руфа

Сочинение

История Александра Македонского в сочинении Квинта Курция Руфа

Среди множества исторических сочинений, которые пришли к нам из древности, особенно выделяется монография Квинта Курция Руфа «История Александра Великого Македонского». Согласно историческим исследованиям, Курций жил и создал свое сочинение при императоре Клавдии, однако дата его рождения и точный период жизни до сих пор остаются загадкой.

Книга Курция содержит 10 глав, но первые две главы, описывающие ранние годы Александра, к сожалению, не сохранились. Поэтому текст начинается с описания похода Александра весной 333 года до н.э. и заканчивается описанием событий после смерти Александра, включая споры между его полководцами за преемство.

Однако, следует отметить, что главная цель сочинения Курция — это риторический эффект, а не предоставление достоверной исторической информации. Автор сам допускает, что «списывает [из своего источника] больше, чем верит», потому что в некоторых моментах сомневается в правдивости исторических фактов.

Тем не менее, «История Александра Македонского» Квинта Курция Руфа до сих пор остается ценным источником информации об этом великом монархе и его походах.

Как ритор, Курций проявляет большую заботу о интересе читателей. Он подробно описывает эффектные события, страны и народы, но при этом опускает технические детали военных операций и сражений. Он представляет малозанимательные события кратко. В его произведении присутствует привычка древних историков вставлять много речей разных персонажей. Иногда эти речи не имеют тесной связи с описываемым положением вещей и настроением персонажей, а содержат только общие, красивые рассуждения. Встречаются и нравственные изречения, особенно в речах.

Исходя из такой тенденции автора, нельзя ожидать большой точности в изложении событий. Однако неправильно рассматривать его сочинение только как исторический роман, каким его считали некоторые ученые. Судя по всему, Курций не придумывает (или придумывает очень мало сведений), а следует за греческим источником. Он включает в свой рассказ даже сообщения, которым он сам не верит, как он указывает в цитате, приведенной выше. То же самое он говорит о речи скифов, сказанной перед Александром. Он признает, что эта речь не заслуживает внимания, но он ценит свою совесть и передает сказанное без изменений. Таким образом, признаком его исторической добросовестности может служить то, что информация, представленная им, сходится с информацией таких же писателей, как Диодор и Трог Помпей, которые также черпали свои сведения из греческого источника. Таким образом, следует считать ответственным за какие-либо исторические недостатки не столько Курция, сколько его источник.

5 стр., 2016 слов

Александр Македонский

... специальные книги об Александре — Квинт Курций Руф («Деяния Александра Великого» , предположительно, в первой половине I в. н. э.) и Арриан («Поход Александра» и «Индика» ). [Нравственностью македонского царя интересовались ... Юстин ( «Краткое изложение (эпитома) Истории Помпея Трога» ), в сочинениях которых история Александра излагается кратко, в ходе общего изложения истории IV в. до н. э.; его ...

Приведенные им числа оказываются совпадающими с числами, приведенными другими писателями по тому же предмету. Описания местностей, о которых он рассказывает, также не являются продуктом его фантазии. За исключением некоторых украшений, они основываются на показаниях свидетелей, причем иногда эти свидетели являются очень надежными и заслуживают доверия.

Курций Руф, автор «Истории Александра Македонского», проявляет некоторые признаки исторической критики. Он указывает на противоречивые показания разных историков и признает, что некоторые из них могут быть небрежными или легковерными в поиске истины. Однако, несмотря на это, он сам не всегда предоставляет полную информацию о некоторых важных обстоятельствах истории, таких как состояние Персии и последние судьбы греческих республик. Вместо этого, его внимание сосредоточено на главном герое своего повествования — Александре Македонском. Курций стремится осветить разные аспекты его жизни, деятельности и характера, в то время как государство, история и судьба народов для него остаются второстепенными. Когда Курций описывает народы, он уделяет внимание их характеру, обычаям и достопримечательностям их стран, но не интересуется экономической и духовной жизнью. В своей работе Курций допускает ошибки и вводит некоторые вымышленные сюжеты, но в них нельзя видеть намеренного обмана. Некоторые из этих ошибок и вымыслов уже были замечены исследователями, например, его путаница между реками Тигр и Евфрат, а также между Черным морем и Каспийским. Однако, некоторые из этих вымыслов были заимствованы Курцием из греческих источников, которые сам он переписывал без критического анализа.

Курций Руф, античный историк, стоящий у истоков римской историографии, известен своей работой «История мира», которая включает описание жизни и побед Александра Македонского. Однако, в его описании имеются вымышленные детали, которые, возможно, были взяты из его источника. Удивительно, что Курций сам же и противоречит самому себе, описывая Александра как освободителя всего мира и, в то же время, говорит, что он наложит иго на все народы. Курций явно был монархистом и выражал свою любовь к царской власти в описании достижений Александра и сравнении его с новым светилом, возможно, Клавдием.

В своих религиозных взглядах Курций был скептиком и не придавал большого значения оракулам и гадателям, называя веру в них суеверием. Он осуждал обращение к магии и рассматривал ее как выдумку лживых людей. Несмотря на это, в своем сочинении он описывал различные чудеса и предзнаменования, происходившие вокруг Александра Македонского и его войск, хотя своего мнения о вере в них не высказывал. Исследователи до сих пор не знают, на основании каких сочинений он написал свое сочинение в целом, поскольку он не обращался к первоисточникам и цитировал лишь Клитарха и Тимагена в незначительных случаях.

В новое время составилась большая и довольно разноречивая литература по вопросу об источниках Курция, что вполне понятно, так как сочинения его предшественников об Александре до нас не дошли за исключением ничтожных фрагментов, а сочинений этих было много.

2 стр., 843 слов

Положение о всероссийском конкурсе детских сочинений «История ...

... семья. Что означает моя фамилия? Возрождение духовности: возвращение традиционных религий, восстановление храмов, сбережение национальных традиций. Ответственное отцовство. Предоставленные на конкурс работы должны соответствовать обозначенным темам. Работы, не соответствующие данным темам, на конкурс ...

В настоящее время почти всеми исследователями этого вопроса признано, что основным источником Курция служило сочинение греческого писателя Клитарха, одного из многочисленных историков Александра Великого.

История Александра Великого прославилась в исторической литературе благодаря тому, что его походы и личность произвели огромное впечатление на современников. Книги и мемуары, описывающие его походы, были написаны не только учеными, но и близкими к Александру людьми, которые были свидетелями событий. Однако, достоверность сообщаемой информации в этих источниках сомнительна, поскольку описания событий могли быть приукрашены лестью или преувеличены. Клитарх считался наиболее баснословным из историков, пользующихся плохой репутацией в этом отношении. Чтобы получить наиболее достоверную информацию о походах Александра, следует обращаться к сочинениям Птолемея, Аристобула и Неарха, они считаются более надежными источниками.

Критика слога Клитарха

Деметрий («О стиле», 304) критикует Клитарха за напыщенность слога, указывая на то, что он часто использует громкие слова для описания ничтожных вещей. Например, Клитарх описывает насекомое меньше пчелы так, как будто говорит о диком быке или об Эриманфском кабане. Псевдо-Лонгин («О высоком», 3, 2) также указывает на этот недостаток Клитарха.

Популярность Клитарха

Несмотря на критику своего слога, Клитарх был популярным автором своего времени. Он был известен как «известный автор» (celebralus auctor), по словам Плиния Старшего («Естественная история», X, 136).

Кроме того, александрийские ученые приняли его в «канон» образцовых историков.

Сочинение Клитарха и «История Александра Великого»

Считается фактом, основанным на научных исследованиях, что Курций использовал сочинение Клитарха, которое имело приблизительно такое же заглавие, в основе своей «Истории Александра Великого». Действительно, у Курция много сообщений, которые схожи с сообщениями Диодора и Юстина (Трога Помпея), которые, предположительно, также использовали сочинение Клитарха. Некоторые фрагменты самого Клитарха совпадают с сообщениями Курция и являются анекдотическими. Эти фрагменты либо не упоминаются другими писателями, не зависившими от Клитарха, такими как Арриан и другие, либо даже опровергаются ими. К примеру, рассказ об участии и главной роли гетеры Таиды в сожжении Персеполя упоминается Клитархом, Диодором и Плутархом, но не упоминается у Арриана и Страбона.

Клитарх и рассказ о царице Амазонок

Рассказ о царице Амазонок также находится у Клитарха, Диодора и Юстина, но Страбон указывает на фактическую невозможность такого события, а Плутарх и Арриан считают его информацией, не засвидетельствованной хорошими историками.

Изречения Клитарха

Курций, подобно Клитарху, предпочитает использовать изречения. Среди фрагментов, сохранившихся из сочинения Клитарха, есть 17 изречений.

Курций был не просто историком, а ритором, и его в основном привлекала риторичность сочинений. Он основывал свою историю на сочинении Клитарха, который, несмотря на популярность своего произведения, не считался полностью достоверным. Курций переписывал его без изменений и комментариев, внося даже анекдотические подробности. Он не придавал значения географическим ошибкам и преувеличениям потерь у противников, так как все это было входит в оригинальное сочинение. Таким образом, Курций не гарантирует полную истинность событий, и его сообщения нужно оценивать с учетом контекста и возможных преувеличений.

2 стр., 915 слов

Роль личности в истории: Александр Македонский

... людей, но влиять на историю личность может. И это яркое подтверждение роли Александра Македонского – культура эллинизма. Можно согласиться ... Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий). Резюмируя сказанное, следует отметить, что ... история, которая воссоздана благодаря римским авторам пятьсотлетней давности, таким как Арриан, Диадор, Страбон, Павсаний, Курций, ...

Исследователи обратили внимание на интересный факт: в своей работе Курций одновременно выражает и восхищение и неодобрение в адрес Александра. Откуда происходит такое противоречие? Во многих местах Курций подчеркивает, что успехи Александра и его спасение от опасностей обязаны исключительному счастью — Фортуне. Он пишет: «Фортуна ему доставила план, которого не мог придумать разум» (VI, 6, 27).

«Александр решил напасть на даков; но и это предприятие, как и очень многое другое, совершила вместо него Фортуна, никогда не устававшая ему угождать» (VIII, 3, 1).

«Кто может отрицать, что особенная слава чаще бывает благодеянием фортуны, чем доблести?» (VIII, 10, 18).

Это подтверждается и в других местах: III, 4, 11; III, 8, 20; III, 8, 29; IV, 9, 22; IV, 16, 22; V, 13, 22; IX, 10, 28.

Иногда Курций явно осуждает Александра, называя его действия безрассудными и приписывая успех только счастью. Курций пишет: «И этот план, может быть, безрассудный, как и все другое, сопровождало счастье царя» (VII, 3, 37).

«Единственным их утешением в этом безрассудном предприятии было постоянное счастье царя» (IX, 9, 2).

«Он отважился на поступок невероятный, неслыханный, гораздо более замечательный по молве о безрассудстве его, чем по славе» (IX, 5, 1).

В данном случае речь идет о том, что Александр один прыгнул со стены во враждебный город и оборонялся от окружающих врагов. Стоит отметить, что Курций считает это безрассудным поступком. Однако Диодор называет его «поступком невероятным и достойным упоминания» (XVII, 99, 1).

Известно, что рассказ Диодора основан на работе Клитарха, поэтому можно предположить, что у Клитарха не было осуждения этого поступка, а оно было добавлено самим Курцием.

Однако на основании только этого фрагмента нельзя сделать вывод, что Курций постоянно осуждает безрассудные поступки Александра. Следует учесть, что возможно, у Клитарха в данном случае было осуждение, но Диодор его пропустил.

Историк Курций в своем сочинении описывает великие победы и судьбу Александра Великого. Он отмечает, что хотя генерал был обладателем редких воинских качеств, его успехи были связаны не только с доблестью, но и с удачей. Например, при битве при Арбелах (или Гавгамелах) Курций отмечает, что победа была завоевана не только благодаря мужеству Александра, но и фортуне (судьбе).

Он указывает на ряд ситуаций, когда удача спасала Александра от смерти и защищала его в опасных ситуациях. Для историка явно важно подчеркнуть, что успехи Александра были не только результатом его смелости и умения вести войну, но и благоприятного стечения обстоятельств, судьбы. В итоге Курций приходит к выводу, что Александр Великий должен был своему успеху не только своим военным навыкам, но и фортуне, которая всегда благоприятно сопровождала его во время походов. По мнению историка, он полагал, что смерть приходила к Александру только тогда, когда тот достигал своих целей и своего предела, предопределенного ему судьбой.

6 стр., 2951 слов

Пейзаж в творчестве Александра Бенуа

... правым...» Цель и задачи реферата. Главная цель реферата - это выявление роли пейзажа в творчестве Александра Бенуа. Задачи реферата таковы: Найти и изучить имеющуюся по данному вопросу литературу. Изучить биографию ... издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания ...

Александр Великий — величайший генерал и завоеватель в истории человечества. Его победы при Арбелах и Мегаскефалах сделали его повелителем всего существовавшего мира на тот момент. Однако, достигнув мирового господства, Александр начал падать в нравственном отношении. Он желал уже считаться сыном бога, Юпитера Аммона, жить наподобие восточного деспота, предаваться роскоши, жестокости, всяким порокам, заимствованным у побежденных. Отеческие обычаи, разумно установленные, образ жизни македонских царей и простые гражданские отношения к подданным он стал считать не соответствующими его величию и стал подражать высоте персидской царской власти, равной высоте богов.

Рассказывая о том, как Александр, возвращаясь из Индии, устроил необычайно пышное триумфальное шествие, продолжавшееся семь дней, Курций оканчивает этот рассказ такими знаменательными словами: «За этой процессией следовал палач [так как было приказано казнить сатрапа Аспаста]: так жестокость не служит помехой роскоши, а роскошь — жестокости» (IX, 10, 29-30).

Итак, возникает вопрос: откуда идут эти порочащие Александра рассказы и замечания? Были ли они уже в источнике Курция, или они составляют его собственные добавления? На этот вопрос дать точный ответ, конечно, мы пе можем за неимением данных. В науке высказаны две гипотезы по этому поводу: первая та, что Курций, кроме Клитарха, пользовался еще каким-то источником, в котором были эти неблагоприятные отзывы об Александре; вторая та, что эти отзывы принадлежат самому Курцию, что он их приводил из патриотизма, так как в римской литературе была тенденция унижать Александра как полководца, чтобы римских полководцев ставить выше его.

Но почему-то исследователи не хотят допустить возможности, что такие отзывы были уже у Клитарха; па основании сравнения рассказов Курция с соответствующими рассказами Диодора, в которых (тоже по предположению) в точности воспроизведен текст Клитарха, предполагают, что рассказ Клитарха пе содержал ничего, порочащего Александра.

Такое предположение едва ли можно считать надежным. У Диодора очень сухое изложение сочинения Клитарха, как видно уже из того, что у Клитарха было по крайней мере двенадцать книг, а у Диодора история Александра занимает только одну (XVII) книгу. Поэтому ясно, что Диодор пропускал очень многое из того, что было у Клитарха. Кроме того, у Диодора в одном месте выражена как раз та мысль, что «военные успехи чаще достаются благодаря счастью, чем благодаря доблести» (XVII, 38, 5): стало быть, на основании упомянутого сейчас отношения Диодора к Клитарху, надо заключить, что эта мысль была и в сочинении Клитарха. Диодор (XVII, 72) в том же виде, как и Курций, рассказывает о сожжении дворца в Персеполе Александром и его собутыльниками в пьяном виде, причем инициатива и главная роль в этом, далеко не славном для Александра, деле принадлежит гетере Таиде.

Неблагоприятно отзывается об Александре и еще один его историк, Ефипп, в своем сочинении «О смерти (или о погребении) Александра и Гефестиона». В сохранившихся (очень немногих) отрывках из этого сочинения он говорит о роскоши Александра, о том, что в присутствии его «все молчали от страха, потому что он был, по-видимому, меланхолик». Время жизни этого писателя неизвестно, но, по довольно вероятному предположению, он был одним из сподвижников Александра, т. е. одним из ранних его историков.

5 стр., 2055 слов

Анализ стихотворения «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: ...

... анализ стихотворения «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина: история создания, жанр, идея, тема Анализ стихотворения «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» ... добивается. Анализ стихотворения «Памятник» поэта Пушкина: вывод Анализ стихотворения «Памятник» поэта Пушкина В конце сочинения следует написать вывод по анализу, ...

Конечно, этим не исключается возможность того, что Курций некоторые рассказы такого рода (как и всякие другие) взял из какого-нибудь другого источника, но трудно считать, что он выдумал их от себя. Скорее можно так думать не о рассказах, а о суждениях по поводу их и об их оценке с нравственной точки зрения; тут он имел причину добавить к суждениям Клитарха кое-какие свои суждения.

Дело в том, что неприязненное Александру течение уже было в греческой литературе. Об одном из представителей этого течения, Ефиппе, уже сказано. В Рим Александр пришел уже в виде восточного деспота. Цицерон называет его «надменным, жестоким, неумеренным» («Письма к Аттику», XIII, 28, 3).

Ливий, желая исследовать вопрос, «какова была бы судьба римского государства, если бы ему пришлось воевать с Александром», приходит к выводу, что римский воин «прогонял и будет прогонять тысячи войск сильнее, чем войско македонян и Александра, только бы вечно пребывала любовь к тому миру, среди которого мы живем [т. е. в правление Августа], и забота о согласии граждан» (Ливий, IX, 17-19).

Еще позднее философ Сенека говорит об Александре, что «у того безумного юноши вместо доблести было счастливое безрассудство» («О благодеяниях», I, 13, 3; VII, 3, 1).

Вот каков был взгляд римлян на Александра, когда Курций писал свою историю. Возможно, что такое воззрение оказало некоторое влияние и на него в том отношении, что, находя у Клитарха дурные отзывы об Александре, он не пропускал их, а помещал в свою историю, может быть, даже несколько усиливая их тон ради патриотизма; но во всяком случае трудно допустить, чтобы он сам выдумывал целые рассказы, порочащие Александра, вроде рассказа о триумфальном шествии его из Индии.

Слог Курция, согласно учению древних о языке историков, имеет риторическую окраску. Эта окраска касается более содержания, чем языка в собственном смысле. Как уже сказано, Курций всего более заботится об интересе читателей, подробно описывает эффектные события, страны, народы, но пропускает технические подробности военных операций, сражений, кратко рассказывает о мало занимательных событиях.

В повествовании и речах Александра Македонского присутствует приподнятый слог и частое использование преувеличений. Например, после смерти жены Дарии, Александр оплакивает ее словно собственную мать, проявляя глубокую скорбь и слезы. Он даже не принимает пищи и сохраняет весь почет погребению по персидскому обычаю.

Такие рассказы о благородных поступках Александра встречаются в повествовании Клитарха и Курция. Возникает вопрос, кто придал им эту риторическую окраску — Клитарх или Курций? Оба они были риторами, но скорее всего это стилевое решение принадлежит Клитарху, так как у него такой напыщенный слог был характерен, и поэтому Курций не считал нужным изменять его стиль.

Стиль и язык Курция

Курций Руфус, хоть и является одним из крупнейших историков Римской империи, не обладает изысканным стилем и богатым лексиконом. Его изложения иногда может показаться небрежным и неясным, из-за повторения одних и тех же слов, произвольной смены подлежащих и пропуска обозначения времени и места. Количество риторических фигур в его сочинениях крайне мало, а вот олицетворений встречается довольно часто.

7 стр., 3061 слов

Историческое происхождение стиля «Ампир»

... таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. ...

В своем лексиконе Курций не особо богат, а количество слов в его текстах ограничено — всего 3850 слов. Большинство из них заимствованы у других авторов, в том числе и у Тита Ливия. Таким образом, стиль и язык Курция в лексическом и грамматическом плане находятся рядом с языком классического периода. Отсутствие архаизмов и поэтических слов свидетельствует о том, что язык Курция близок к литературному языку своего времени.

В «серебряный век» были характерны некоторые синтаксические особенности, которые отличались от классического периода. Например, существительное с предлогом использовалось как определение другого существительного, как в примерах «война в Европе» и «сражение при Арбелах». Также родительный падеж использовался для обозначения отношения, как в выражении «беззаботный относительно опасности».

Вопрос «где» мог быть выражен творительным падежом без предлога, как в примере «лежит на серебряных койках». В итеративных предложениях часто встречалось сослагательное наклонение вместе с изъявительным, например «он одевал Аттала в царское платье всякий раз, когда его можно было видеть издали». Также в accusativus cum infinitivo часто опускался винительный падеж подлежащего, если оно было личным или возвратным местоимением.

Часто использовалось participium futuri aclivi для обозначения цели, а при iubeo ставилось предложение с ni. В случае non dubilo, кроме предложения с quin, использовался accusative cum infinilivo. Простой косвенный вопрос иногда вводился частицей an. В косвенной речи очень часто придаточное предложение выражалось изъявительным наклонением. Расположение слов часто было необыкновенным, без видимой причины.

В общем, сочинение Курция было легким и увлекательным для чтения, если не приставать к излишне напыщенному стилю изложения. Известно, что король Арагона и Сицилии, Альфонс V, в период своей тяжелой болезни, начал читать это сочинение и уже с первого дня почувствовал облегчение, а затем полностью выздоровел. Некоторые старинные ученые, например Юст Липсий, высказывали восторженные отзывы о Курции.

Благодаря своей легкости и интересности, Курция уже давно считается полезным для чтения в школах, как в полном виде, так и в отрывках, помещаемых в хрестоматиях.

Сочинение о жизни Александра Македонского от Курция не слишком популярно у современников автора. Несмотря на то, что в древности не сохранилось ни одного упоминания о нем и его произведении, а также нет заметных следов влияния его на других древних писателей, в средние века он был влиятелен, о чем свидетельствует стиль Эйнгарда, биографа Карла Великого, которого и вдохновило сочинение Курция. Есть много рукописей с этим произведением, которые разделяются на два класса: рукописи старшего класса (IX-XI вв.) и более поздние (XIV и последующие века) иным качеством. Изданий сочинения Курция также много, однако необходимо отметить издание Фрейнсгейма в Страсбурге в 1648 и 1670 годах, в котором помещены полезные дополнения, содержащие весь материал, который мог служить для восстановления содержания утраченных первых двух книг Курция. Кроме издания всех книг или некоторых из них, существует огромное число хрестоматий, содержащих выбранные отрывки из всего сочинения, которые используются в школьном обучении.

8 стр., 3659 слов

Сочинение роль пейзажа в философской лирике тютчева

... и найти глубинную суть слов. Тема ночи – одна из самых в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. ... в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения. Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж ...

[4] Может быть, это слово надо понимать в переносном смысле: «казни».

[5] Фрагменты историков Александра (у Мюллера при издании Арриана, стр. 126).

[6] Фрейнсгейм составил дополнения и к истории Ливия (см. «История римской литературы», т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1959, гл. XXX).

</p