Комментарий по проблеме (актуальность)

Сочинение

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение. Информационная обработка текста.

Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:

Критерии и нормативы оценки задания

СК-1. Выявлена ли проблема текста (0-1)

К-2. Комментарий по поводу проблемы (0-2)

К-3. Позиция автора (0-1)

К-4. Изложение собственного мнения и его аргументация (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного)

К-5. Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)

К-6. Точность, богатство и выразительность речи (0-2)

К-7. Соблюдение орфографических норм (0-2; от 2 ошибок – 0)

К-8. Соблюдение пунктуационных норм (0-2; от 2 ошибок – 0)

К-9. Соблюдение языковых норм (0-2; от 2 ошибок – 0)

К-10. Соблюдение речевых норм (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок)

К-11. Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) (0-1)

К-12. Фактические ошибки (0-1)

Максимальное количество – 21 баллов.

Шаблоны к сочинениям ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5

МОДЕЛЬ 1 1 абзац:

  • проблема;
  • комментарий по проблеме; 2 абзац:
  • позиция автора;
  • Согласие или несогласие с позицией автора; 3 абзац:
  • аргумент №1; 4 абзац:
  • аргумент №2; 5 абзац: — заключение. Используется, если вы подробно излагаете позицию автора и аргументы большие по объему!
МОДЕЛЬ 2 1 абзац:
  • проблема;
  • комментарий по проблеме; 2 абзац:
  • позиция автора; 3 абзац:
  • Согласие или несогласие с позицией автора;
  • аргумент №1; 4 абзац:
  • аргумент №2; 4 абзац: — заключение. Используется, если аргументы большие по объему!
МОДЕЛЬ 3 1 абзац:
  • проблема;
  • комментарий по проблеме; 2 абзац:
  • позиция автора;
  • Согласие или несогласие с позицией автора;
  • аргумент №1;
  • аргумент №2; 3 абзац: — заключение. Используется, если аргументы небольшие по объему!

Критерий К6, с одной стороны, включает использование в сочинении синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т.д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз).

Поэтому список этих клише ты встретишь ниже.

Подсказка.

С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления.

В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции, или темы текста, или его идеи вам поможет задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п.

Задание А29 поможет тебе определении стиля и типа речи, а задание В8 подскажет, какие средства были использованы.

Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы и задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!

ПРАВИЛА

1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».

2. Следи за логикой изложения.

3. Следи за речью.

Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).

4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.

5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.

6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;

7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского?.. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват»заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.

8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;

9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать.., Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности:Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…

10. Не искажай цитаты, взятые из текста.

Принципы написания сочинения. Речевые клише., Проблема.

Что такое проблема? Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно сформулировать двумя способами:

а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием.

проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды

б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.

Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?

Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная, Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная

КЛИШЕ:

а) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.) в своем тексте.

б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.

в) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)

г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.

д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).

е) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему….

Комментарий по проблеме (актуальность).

В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:

1. Актуально ли то, о чем пишет автор?

2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?

3. Что делает ее жизнеспособной?

4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?

5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?

6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?

7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:

1) пересказа исходного текста или любой его части

2) рассуждений по поводу всех проблем текста

3) комментариев о действиях героев текста

4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

КЛИШЕ:

а) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.

б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Позиция автора.

Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д.

Как найти позицию автора?

1) Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)

2) Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.

3) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.

4) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

КЛИШЕ:

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.

«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.

автор поражен (встревожен, призывает к…)

автор считает (утверждает), что…

автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что…, Бесспорно мнение автора о том, что, Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…, Автор подводит читателя к мысли о том, что…

… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Согласие с автором.

Обратите внимание!

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

Клише:

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.), Мне близка позиция автора., На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему., С удовольствием прочитал…, Нельзя остаться равнодушным…, К сожалению…, К немалому удивлению, узнал, что…, Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…, Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…, Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…, Интересно то, как автор…, Аргументы.

Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения.

Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка, Положительные процессы, связанные с изменением языка, Духовное совершенствование человека

2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека

художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению.

Низкое качество современной литературы, Проблема духовности в современном мире, Проблема нравственной прочности человека, совести, Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека, Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме, Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология)

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» — экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

Проблема памяти о детстве, Взаимоотношения человека и природы, красота природы, Проблема понимания красоты, Современное телевидение, Проблема дружбы

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

Проблема любви

Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»).

Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

Проблема ревности, Проблема выбора жизненного пути, Проблема героизма предательства

В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

Проблема отцов и детей, современной молодежи, Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий.

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

Проблема интеллигентности

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Человек и война

Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

Проблема одиночества человека в современной мире., Вторым аргументом ты можешь привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

6) цитаты

7) собственные наблюдения и выводы

8 ) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Заключение.

Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.

Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы: