Тема: Весна
Цели урока:
- Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;
- Учить планировать собственные высказывания;
- Учить воспринимать мир живым и одушевленным;
- Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить.
- Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
- Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.
Оборудование:
- Выставка иллюстраций “Весна идет”;
- Рисунки для динамической картины;
- Словарь “Времена года”;
- Лист с рисунками по материалам экскурсий;
- Отрывки из произведений русских писателей о весне.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.
II. Вступительная беседа:
Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой. Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?
Поделитесь своими впечатлениями.
Дети делятся своими впечатлениями о наблюдении за наступлением весны.
III. Работа со словарем:
Учитель открывает словарь «Времена года» и показывает, как можно использовать метафоры при написании сочинения о весне.
IV. Динамическая картина:
Учитель показывает рисунки, изображающие весеннюю природу, и просит детей описать, что они видят на картине. Затем дети описывают восприятие весны, используя метафоры из словаря.
V. Подготовка к написанию сочинения:
Учитель производит отбор языкового материала, который может быть использован при написании сочинения о весне. Затем учитель помогает детям составить план написания и оформить их материалы. Каждый ученик получает лист с рисунками, на которых они рисовали после экскурсий в парк.
Сочинение миниатюра весна 8 класс
... сменяется другой, и непременно приходит самая долгожданная – весна. Сочинение на тему «Весна» В солнечный мартовский день в городе начинают ... немного, и ты будешь на свободе». Приходи скорее, весна! Сочинение о «Весне» Изумительная пора пробуждения природы, тепло и свежесть, витающие ... солнце. Теплый ветерок играет с ребятами в догонялки. Весна вступила в свои права. Сначала появляются проталины, но ...
VI. Домашнее задание:
Дети должны написать сочинение о том, как проходят первые дни весны.
Исследование весеннего Лучика
Весна — это время новых начинаний, пробуждения природы и появления первых ботанов. Одним из главных ее символов является весенний Лучик, который прорывает заснеженные небеса и приносит с собой тепло и солнечный свет. Об этом говорит автор необычайно красивых строк Константина Паустовского:
«Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка.»
В этом году мы тоже ждали первого весеннего Лучика и его приход был необыкновенно радостным моментом. Как же прекрасно описал его наш автор! Лучик заглядывал к нам в окно, пробегал по доске, усаживался на цветочках. Он был ярким и игривым, теплым и солнечным.
Что же может быть лучше, чем отвлечься от занятий и насладиться красотой природы? Время, проведенное среди свежего воздуха и зеленых лужаек, поможет нам зарядиться позитивной энергией и расслабиться после тяжелого учебного дня. И в этом наш главный посыл — любить весну, ценить каждый день, проведенный среди чудес природы и грезить при этом о теплых летних каникулах.
Отбор языкового материала
Для полноты описания весеннего Лучика необходимо подобрать и соответствующий языковой материал. Так, можно использовать следующие прилагательные:
- солнышконое
- зеленеющий
- радостный
- теплый
- яркий
- игривый
- шаловливый
- запахнувшийся
- пробуждающийся
Эти эпитеты позволяют описать все яркость и красоту явления, каким является приход весеннего Лучика. Он будоражит воображение и приносит с собой много позитивных эмоций, поднимает настроение и хочется говорить об этом всем окружающим.
IV. Подготовка к предстоящему сочинению
- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)
— Первая победа солнечного Луча — наступает Весна света (открывается на доске плакат “Весна света”).
Мы увидели в начале весну белого безмолвия, которая была полна ожидания. Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух (У каждого ученика 4 карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне).
Чтение 2-х отрывков.
“На солнце было нельзя взглянуть, — лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой…”
А.Н. Толстой
“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце…”
А.Н. Толстой “Весенние ручьи”
- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.
- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?
(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)
Лес весной, весенний лес
... красивым. Также читают: Картинка к сочинению Лес весной, весенний лес Популярные сегодня темы Медный всадник - произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, ... и начинают искать пищу. С растением трав начинает появляться насекомая жизнь. Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые выходят на свет под весенним солнцем. Они начинают активный ...
Составление динамической картины:
Первоначально на доске составлена картина на тему “Зима” из отдельных фрагментов (рисунков: зимнее дерево, сугробы).
В ходе обсуждения с учащимися изменений в природе с наступлением весны, учитель меняет элементы картины (убираются рисунки белых сугробов, снежных сапок с дерева; появляются рисунки солнца, ручейка, потемневшего снега).
- Мы увидели вторую победу солнечного Луча — наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”).
Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.
- Мы увидели вторую победу солнечного Луча — наступила Весна воды.
Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).
1. А.С. Пушкин
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
2. И. Бунин
Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
3. Е. Баратынский
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!
4. А. Фет
Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
5. Ф. И. Тютчев (отрывок)
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
- Молодцы!
Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.
А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)
- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)
— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.
Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.
Дети находят и читают следующие 2 отрывка.
“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”
Виталий Бианки
“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”
Весна в лесу (весенний лес)
... и тогда природа будет нам всем очень благодарна. Сочинение Лес весной, весенний лес Весенний лес понемногу оживает после морозной зимы. Сейчас лес озарило весеннее солнце, но еще некоторое время назад он ... весной в лес и долгими часами наблюдать за тем, как все вокруг готовиться проснуться, зажить привычной жизнью. Замечательно выбраться в выходные всей семьей в лес, на отдых, ведь весной в лесу ...
Иван Бунин, “Песня жаворонка”
- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.
- Какая следующая победа солнечного Лучика?
(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).
- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)
- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?
— Последняя победа солнца — наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”).
Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).
Физкультурная минута
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.
На доске появились плакаты:
- Весна света
- Весна воды
- Весна звуков
- Весна зелени
- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.
V. Обсуждение и запись плана
- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.
Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы — составление плана сочинения.
Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.
- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.
Что напишем во вступлении?
(Природа ждёт прихода весны)
- Как можно озаглавить?
(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)
1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает
- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)
- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).
2. Солнечный Лучик будит Весну:
- а) Весна света;
- б) Весна воды;
- в) весна звуков;
- г) Весна зелени.
- Какой вывод сделаем в заключении?
- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)
Предложите свои варианты заключения.
3. Весна пришла.
Весна проснулась.
VI. Запись плана
Перед вами лежат красиво оформленные листы с вашими рисунками. Запишите тему и план.
VII. Домашнее задание
- Составить устные сочинения.
- На следующем уроке мы поработаем над орфограммами и грамматическим построением предложений.
17.01.2006