«История церкви Успения Пресвятой Богородицы»

Сочинение

История развития села Носакино

Село Носакино, расположенное на берегу речки Шуструй, имеет древнюю и богатую историю. В прошлом село было крупным и развитым центром, где активно занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. По рассказам мамы, она сама училась в Носакинской средней школе, которая долгое время существовала в этом селе.

Жители Носакина занимались различными видами деятельности. Преобладающими отраслями были земледелие, торговля лесом, смолокурение, выделка кожи, обжиг кирпича и производство растительного масла. На территории села функционировала сукновальная мастерская, в которой осуществлялась обработка пеньки при помощи водяного двигателя.

Особенно примечательно, что село Носакино окружено зелеными просторами и утопает в зарослях шиповника. Осенью здесь можно восхититься алыми ягодами, которыми буквально усыпано село.

Церковь Успения Божьей Матери в Носакине представляет собой действующий памятник деревянного зодчества, построенный в конце 19 века. Дата основания церкви – 1866 год, а дата постройки последнего здания – 1896 год. К сожалению, в настоящее время село Носакино испытывает трудности, связанные с уменьшением численности жителей и отсутствием школы. Дети вынуждены ездить в соседнее село Жуково из-за отсутствия школьного учебного заведения. Кроме того, столкнуться с трудностями при попытке добраться до села весной и осенью, так как асфальтированная дорога достигает только до села, и оставшиеся два километра пути обладают сложным проходимым бездорожьем.

Основная достопримечательность села – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 год указано, что церковь имеет три престола: главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также посвященные святителю Николаю, но последние не были освящены. Рядом с главной церковью располагается молитвенный дом, построенный из дерева для проведения служб в зимнее время и посвященный святителю Николаю.

В 1911 году в приход Носакино входили две деревни: Носакино и Озерки, насчитывающие 45 и 18 дворов соответственно. Население в основном состояли из мокшан, земледельцев и лесопромышленников. В селе находились две одноклассные школы: церковно-приходская и земская. Интересно, что учитель земской школы получал в год 50 рублей за преподавание. В тот период в селе проживал священник, обладавший доходом от земли в размере 120-130 рублей в год, а также получавший годовое пособие от казны в размере 400 рублей.

2 стр., 991 слов

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

... 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм ( деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности ) . Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве ... кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Около 1695 г. Была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною ...

Приход от станции Торбеево и почтового отделения в 18 верстах. Больница, фельдшерский пункт, базар, волостное правление и благочинное в Малышеве, в 4 верстах. Ближайшая церковь в селе Вярвели, в 3 верстах. Город Спасск в 30 верстах, г. Тамбов – в 200 верстах.

Адрес на 1917 г.: Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Старая Пичиморга. Земский начальник 4 участка, пристав 1 стана Спасского уезда.

Деревянная трёхпрестольная церковь построена в 1896 по образцовому проекту в духе эклектики. К основному объёму, увенчанному восьмериком, примыкают два боковых придела, с запада к трапезной пристроена колокольня.

Церковь стоилась очень долго в связи с нехваткой средств. Возглавлял строительство священник отец Дмитрий Черменский. Строили рязанские мастера и по возможности помогали местные жители , особенно братья Кидяевы и другие. Освящена церковь перед началом Первой Мировой войны.

Историческая справка

История села носакино 1

Закрытие церкви.

30-е годы 20 века, пожалуй, самые трагические страницы истории нашей страны: уничтожение цвета нации. Не было города, деревни, села, которых не коснулась бы эта трагедия. Религия под запретом. Репрессии. Разрушение и разорение храмов. Этой трагедии коснулась и Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

По исторической справке протоиерея Валентина Волянского, в 1937 году в связи с гонениями верующих церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. За этот период, невзирая на смутные времена, оттуда ничего не исчезло. После закрытия храма представители власти ходили по домам, заставляли снимать и уничтожать иконы. Село гудело. Носакинцы плакали и продолжали хранить глубокую веру. Берегли святые образа, и во многих домах их не убрали из святого угла. За все время существования церковь Успения Божьей Матери закрыта была только 10 лет с 1937 года по 1947 год. Разрушались вековые традиции, рушились церкви, но даже в такие трагические моменты истории люди старались сохранить душу, не утратить свои духовные корни. Носакинский народ не отказывался от веры дедов, и, быть может, в благодарность за это Бог не допустил больше закрытия храма.

После Великой Отечественной войны, в 1947 году, церковь была открыта и освящена священником отцом Иоанном. С того момента и по настоящее время богослужение

не прекращалось. С сентября 1986 года по сентябрь 2017 года настоятелем Церкви Успения Пресвятой Божьей Матери был протоиерей Валентин.

Историческая справка протоиерея Валентина

Закрытие церкви  1

Носакино – родина Преподобномученика иеромонаха Василия

(Эрекаев Василий Егорович 1879 — 10.08.1937)

Дела давно минувших дней постепенно уходят в седую древность. Но настоящее берет начало именно в глубине веков. Силой благодати Святого духа засвидетельствовали свою праведность и верность Христу наши православные предки из Торбеевского района. Они шли сквозь гонения, непоколебимо противостояли нападкам времени, отстаивая личные религиозные убеждения. Все встречавшиеся испытания наши земляки — подвижники переживали с твердостью и смирением, бережно храня в сердце заветы Всевышнего и его апостолов. Их жизнь сопровождалась неимоверными страданиями, запечатлевалась тяжелой, мученической смертью и великими скорбями. Их канонизация есть важное символическое событие, соединяющее историю и современность.

9 стр., 4129 слов

Храм Василия Блаженного

... [2] . 2.2. Собор в конце XVI — XIX вв. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные ... дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящ ...

Преподобномученик иеромонах Василий – в миру Василий Егорович Эрекаев — был причислен к лику святых. Василий Егорович родился в 1879 году в селе Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии и происходил из крестьянской семьи. После окончания сельской школы он поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.

Василий Егорович принял монашество и был рукоположен в иеромонаха. После официального закрытия пустыни, весной 1927 года, он некоторое время искал

себя в новой жизни, после чего поступил на священническое место в селе Старая Пичеморга Торбеевского района (ныне объединено с селом Носакино).

С 1927 по 1937 годы в церкви Успения Пресвятой Богородицы священником был иеромонах Василий.

В 1932 году иеромонах был арестован, но вскоре освобожден. Отец Василий был усердным пастырем, часто посещал прихожан в своем селе и окрестных деревнях, объяснял крестьянам православное вероучение и религиозно-нравственные обязанности христианина, предостерегал против опасности уклонения в раскол. Он говорил и о бытовых крестьянских заботах, о проблемах колхозного строительства, потому что люди шли к нему, просили совета, подсказки, разъяснения.

В марте 1937 года отец Василий, как и многие священнослужители, был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Проходил по групповому «Делу монахини Анастасии (Камаевой) и др. Мордовская АССР, 1937 г.» Виновным себя он не признал, заявив, что давал наставления верующим, следуя своему пастырскому долгу.

Иеромонах Василий (Эрекаев) был расстрелян по постановлению УНКВД по Мордовской АССР от 5 августа 1937 года.13 марта 1989 года реабилитирован прокуратурой Республики Мордовия.

Преподобномученик иеромонах Василий прославлен в лике святых новомучеников Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13 -16 августа 2000 года. Я рад, что наш земляк прославлен в лике святых. Мы, жители Торбеевского района, Мордовии можем молиться и обращаться за помощью своему земляку.

Протоиерей Валентин ( Валентин Александрович Волянский )

С 1986 по 2017 год настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы был прото-иерей Валентин.

5 стр., 2360 слов

Тема : -описание памятника архитектуры Храм Василия Блаженного ...

... расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь. В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который ... столь красивый собор где-то еще. Сочинение “Храм Василия Блаженного” Храм Василия Блаженного – под этим названием нам представляется ... к центру. В самом центре возвышается величественная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатровый свод завораживает, когда стоишь под ...

Протоиерей валентин валентин александрович волянский  1

Отец Валентин — уроженец города Пензы, он после окончания духовной семинарии 6 лет служил в Сибири, в городах: Красноярск, Ачинск, Киселевск, Большой Улуй. В то время мордовские приходы относились к Пензенской епархии.

Пенза направила Валентина Александровича в самый отдаленный приход в село Носакино. 31 год в глубинке, где по селу большую часть года нет даже дороги. Отец Валентин говорил, если Богу угодна его служба, здесь — надо служить. Приход небольшой, только население одного Носакина. Прежде обслуживали всю округу, в том числе и Атюрьевский район, так как приходов было меньше.

В 18 декабря 1987 г. за усердное служение Святой Православной Церкви награжден камилавкой, а ко дню Святой Пасхи 29 апреля того же года Святейшим Патриархом Пименом награжден наперсным крестом. В 1989 году впервые отец Валентин организовал крещенское купание в «иордани» на протекающей рядом речке Шуструй. Неподалеку в лесу открыт целебный источник. Люди со всех концов едут за святой водой к источнику, говоря слова благодарности батюшке.

Время идет, происходят не только радостные события , но и горестные. Так и в село Носакино пришло большое горе. 20 сентября 2017 года – день земной кончины батюшки Валентина . В памяти жителей села он навсегда остался как удивительный, светлый человек, общаясь с которым, все мы получали и сердечную радость, и духовное наставление. Постоянный молитвенник, терпеливый и заботливый к каждому, кто приходил к нему. Всем селом оплакивали и прощались со своим любимым батюшкой, — со слезами на глазах рассказывает бабушка, Евдокия Феоктистовна.

С глубокой скорбью в душе прихожане вспоминают об отце Валентине, за годы своего пастырства о.Валентин усердно потрудился во Славу Божию и на благо нашей Святой Церкви. Покойный протоиерей Валентин с любовью совершал службу Божию, заботился о благолепии храма и духовно-нравственном состоянии вверенной ему паствы, отличался энергичным характером, преданностью делу Божию и верностью своему призванию. Господь призвал в обители небесные неутолимого труженика. Отец Валентин — пример горячей веры и бескорыстного пастырского служения ближним. Носакинцы молятся Господу нашему Иисусу Христу о упокоении в обителях небесных Своего верного служителя, который жил жизнью этого храма и скончался у его стен. Протоиерей похоронен на территории храма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы сегодня

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 1

3 стр., 1169 слов

Сочинение про храм рождества пресвятой богородицы

... граждан к религии и прикосновение к наследию церкви; Первоначальный священник вновь прорабатывает духовную жизнь коммуны. Кто же оплачивает восстановление храмов и монастырей? Правительственные организации и компании часто ... где он всегда может найти умиротворение и поддержку. В своем сочинении автор подчеркивает символическое значение храма как символа веры и духовности народа, а также выражает свою ...

Церковь Успенской Божьей матери, словно красавица, стоит в самом конце села, ярко выделяется на фоне близкого темного леса.

В нашем районе это единственная деревянная церковь, да и в округе их немного. Успенский храм хорошо содержится, отличается изысканной архитектурой. Примета храма – многоярусная колокольня, заметная за много километров. Великолепная архитектура колокольни и центрального купола поражают величием творчества человеческих рук. Это один из самых интересных памятников деревянного зодчества в Мордовии. На здании церкви я прочитал надпись таблички: « Памятник архитектуры деревянного зодчества XX века. Охраняется государством».

Когда смотришь на церковь, то даже не верится, что все это было сделано в девятнадцатом веке из дерева руками искуснейших мастеров. Возникает удивительной ощущение легкости, как будто для создания Церкви Успения Пресвятой Богородицы не было затрачено титанических трудов и большого количества времени. Как будто ее воздвижение происходило легко и просто, задумка самой природы. Все так естественно и удивительно, что просто нет слов!

Около церкви находятся три могилы священнослужителей. Одна могила священника отца Николая Вознесенского (1895 – 1955гг), вторая могила – священника отца Иоанна, третья – протоиерейя Валентина, которые служили в церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 2

Состоит храм из двух приделов – зимний поменьше и летний большой с иконостасом, отделяющим вход в алтарь. В летнем зале служат с Пасхи до Покрова Богородицы. Иконостас украшен многочисленными большими иконами из дерева, как и сама Успенская церковь, символизируя неразрывную связь и близость этих мест с лесным краем.

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 3

Интерьер храма не выделяется богатым убранством, больше всего поражает меня удивительная атмосфера духовной близости с нашим Творцом, во многом благодаря старинным намоленным иконам. В церкви два престола, главный из них освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, другой – в честь Святителя Николая. Церковь существует на пожертвование прихожан. В 2001 году провели окраску внутри храма. Кроме прихожан на нужды храма жертвовали благотворители с Рязанской и Московской областей, прихожане Успенской церкви.

Особо почитаемые иконы в церкви – это икона Успения Пресвятой Богородицы и Казанская икона Божьей Матери. «Радуйся, заступница рода христианского!», — так бабушка учит меня молиться, так молятся прихожане перед иконой Казанской Божьей Матери. Она — одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов.

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 4

7 стр., 3271 слов

Храмы Курска и их стилистика

... прихожан, их сыновей и внуков. И это делает главный курский храм духовным символом нашего города, имеющим неоспоримое право на бережное ... 1856 годов. Одной из них, Знамения Пресвятой Богородицы, архиепископ Курский Иллиодор благословлял курское войско на бой. Монастырь был закрыт ... монастырь и снесли забытые ныне Знаменскую и Пятницкую церкви, Воскресенский собор. И в 1816 году заложили новый ...

Праздник Святой Троицы – это день рождения Православной Церкви. Именно в этот день сбылось обещание Спасителя, и на апостолов сошел Святой Дух. Храм в этот день украшается особенным образом. По полу храма разбрасывают ароматную свежескошенную траву, иконы украшаются цветами и ветками берёзы.

Священник одет в зеленые облачения, так как этот цвет символизирует животворящую силу Святого Духа . Именно в этот праздник больше всего мне хочется бывать в церкви, потому что смотришь на святые образа и чувствуешь, как будто святые выглядывают из-за каждой зеленой веточки. Сердце наполняется радостью!

Успение — один из самых любимых праздников православного народа.

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 5 Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 6

В 2016 году

Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 7 Церковь успения пресвятой богородицы сегодня 8

По благословению Преосвященнейшего Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского, с 2018 года настоятель храма Успения Божией Матери — иерей Андрей (Дураев Андрей Викторович). За короткое время отец Андрей заслужил уважения и доверия у прихожан. Молодой священник добрый, внимательный к людям. Отец Андрей усердно продолжает начатые дела батюшки Валентина, ведет и следит за ходом ремонтных работ в храме.

Интервью с отцом Андреем, настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы.

— Отец Андрей , благословите. Я участвую в историко – культурном конкурсе «Мой храм» и изучаю историю нашего храма Успения Пресвятой Богородицы. Мне необходима Ваша помощь.

— Батюшка, скажи, пожалуйста, где Вы учились ?

В 2016 году я закончил

— Батюшка, Вы теперь настоятель храма, в котором идет реставрация. Какие работы ведутся в настоящее время?

— Слава Богу, сейчас продолжаются реставрационные работы. На храме сверкают новые золоченые купола. На наружной алтарной стене отреставрирована икона Успения Божьей Матери. Сейчас ведется работа по перекрытию крыши на колокольне. В зимнем зале храма планируется покраска потолка.

— Посещают ли Ваш приход дети?

— Да. По благословению Преосвященнейшего Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского, организована работа Воскресной школы, которую посещают четверо детей. Я провожу занятия с учащимися села. Ребята приходят на Божественную литургию. Уроки проходят в виде поучительной беседы, которые заканчиваются вкусным чаепитием.

12 стр., 5767 слов

Роль фольклорного театра в духовной жизни русского народа

... в. В народе «театру» предшествовало «позорище», а «драме» - игрище. На протяжении XVII в. бытовал термин «потеха», который позже был заменён «комедией». Грандиозные реформы Петра Великого, изменили не только уклад жизни, ... славян. Большую роль в развитии театра сыграли многочисленные обряды, обрядовые действия и народные праздники. Основным путем формирования фольклорного театра в России, является ...

— Какие занятия больше запоминаются Вашим ученикам?

Развитие духовной культуры в селе Носакино

Роль церкви в жизни сельского населения неоспорима. Об этом можно судить на примере села Носакино. Здесь даже в наше современное время церковь остается основным центром духовной культуры и единственным источником традиционных ценностей.

Одной из наиболее интересных и активных форм развития духовной культуры стало введение уроков кампанологии – искусства колоколов. Вместе со священником дети из села поднимаются на высокую колокольню, где осваивают искусство звонов и получают неповторимый опыт бобработчиков колоколов. Это изучение старинного ремесла не только позволяет детям расширить свои знания, но и развивает интерес и старание в этом богоугодном деле.

Однако важно отметить, что не только дети проявляют активность в церковных мероприятиях. Вместе с сельскими прихожанами и учащимися Воскресной школы проводятся совместные праздники. Один из примеров — организованный совместно праздник «Жен – Мироносиц». После Божественной Литургии дети продемонстрировали целый концерт, посвященный этому празднику, и поздравили своих любимых мам и бабушек. Взрослые также внесли свой вклад в праздник, исполнив несколько песен на мордовском языке. В разгаре праздника, все вместе наслаждались сладким чаем, общением и поздравлениями.

Успенский храм – символ церковной жизни

Успенская церковь в Носакине достойно представляет все церковные традиции и является главным центром духовной жизни сельского населения. Ее особенностью является форма, в которой она была построена — форма корабля. Это не просто случайное сходство, но воспринимается всеми верующими как символ пути веры и спасения. Корабль ведет верующих через «житейское море» к тихой пристани Царства Небесного. Священник и Церковь всегда рядом с людьми, поддерживают их в горе и радости, в счастье и печали.

Церковные традиции как основа нравственного воспитания

Исторически церковь в Носакине играла и играет до сих пор незаменимую роль в нравственном воспитании населения. Она становится первой школой для детей, главным центром по изучению духовности и формированию мировоззрения. В те времена церковная школа была единственным источником грамотности и навыков чтения и письма. Церковные праздники, особенно официальные моменты в жизни человека, такие как крещение, брак и похороны, всегда были для сельчан важными и значимыми событиями, зафиксированными Церковью. Отношение к храму и посещение богослужений было не просто уважительным, но и обязательным. Они служили основой духовной, нравственной и культурной жизни населения.

Заключение

Церковь в селе Носакино остается центром духовной культуры, где сохраняются и развиваются ценности русской православной веры. Она играет важную роль в воспитании детей, формировании духовности и нравственности населения, а также остается местом, где село собирается вместе, отмечает праздники и ведет богослужения. Благодаря активной работе священников и прихожан, храм в Носакино имеет светлое будущее и продолжит служить не только церковным последователям, но и всему сельскому сообществу.

6 стр., 2762 слов

Русская Православная Церковь и возрождение культуры

... духовная культура, богословская начитанность гражданина Святой Руси, кажущаяся сынам гордой европейской культуры чем-то диким и мрачным, - по словам протоирея Александра Шмемана, - получалась ими в Церкви, ... и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских ... источником знаний, неукоснительным мерилом нравственной жизни и творческого вдохновения. В русском ...

Наступило время, когда появилась потребность восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Каким только гонениям ни подвергалась Церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри. Какие только общества, организации и учреждения ни возникали среди людей за два долгих тысячелетия. Но все это приходило и уходило, а Церковь Христова стояла и стоит. Значит – и дальше будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наше село, и наша Мордовия, и наша Россия.

Церковь — центр духовной, общественной, культурной жизни.

Бога, спешат в церковь на исповедь, причастие, креститься, венчаться, отпеть родных, взять благословение на учебу, работу, отслужить молебен о здравии.

Мне нравится посещать церковь.

Бегут года, проходят столетия, но стоят и будут стоять Храмы земли мордовской — свидетели былых времён и событий, молчаливый голос истории, напоминающий нам о величии, свободе и горячей вере наших предков. Хочется верить, что и мы, нынешнее поколение, будем достойны своих предков.

Русь святая! Храни веру Православную!

Русь святая храни веру православную  1

Фото- приложение

Фото приложение 1 Фото приложение 2

Могила протоиерея Валентина Иерей Андрей

Фото приложение 3 Фото приложение 4

Ученики Воскресной школы Ребята осваивают звонарное дело

Фото приложение 5 Фото приложение 6

Праздник

Фото приложение 7 Фото приложение 8

Священнослужители в Успенском храме Отец Андрей со своими помощниками

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/pro-hram-presvyatoy-bogoroditsyi/

11 стр., 5009 слов

Почему книгу называют другом и советником? рассуждение о вечном

... найти все то, что ему было необходимо. Сейчас же это все компьютеризировано. Почему книгу называют другом? Может потому, что в ней кроются ответы на все вопросы? Может потому, ... положение в сочинении обосновывается ссылками на прочитанные произведения, отдельные сцены и подтверждается конкретными примерами. Слайд 12Описание слайда: План рассуждения 1. Вступление. Кого мы называем другом? Того, кого ...

  1. Православная энциклопедия т.7. стр.58

  2. Паспорт памятника истории и культуры СССР Составитель Денискина А.П.,1973г.

  3. Газета «Торбеевские новости»

  4. Все о Мордовии. Энциклопедия – справочник.

  5. Торбеевскому району -85 лет С.И. Кильгишов,Саранск :изд.дом «Книга»,2013г.

  6. Книга Тамбовская епархия (сведения 1911 года)

  7. Воспоминания жителей села Носакино: Ермошкиной Е.Ф., Горшковой В.Д.

  8. Интервью с иереем Андреем

  9. Интернет — ресурсы