Тема родины в лирике сергея есенина
Сочинения по литературе: Тема родины в лирике сергея есенина
В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы.
Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса…”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”.
Мы видим, как “роса блестит на крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”.
Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему.
С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.
Или: Многих ты, родина, ликом своим Жгла и томила по шахтам сырым.
Много мечтает их, сильных и злых, Выкусить ягоды персей твоих. Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России: Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси.
Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия. Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо.
Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!
Лирика блока есенина и маяковского
... тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов ... музыкальной драмы. Тема любви у Есенина раскрывается иначе. В любовной лирике поэта ярко видны ... этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания ...
Нищету твою видеть больно И березам и тополям. После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране.
Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай: В синих отражаюсь затонах Далеких моих озер. Вижу тебя, Инония, С золотыми шапками гор. Но время шло, и надежды таяли.
Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.
Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту.
Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим. Вскоре его жизнь трагически оборвалась.
Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина.
Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.
Источник: http://historylib.net/tema-rodiny-v-lirike-sergeya-esenina/
Тема Родины в лирике С.А. Есенина
Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам.
Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле.
Признание этому мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла».
Все: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
О Русь — малиновое полеИ синь, упавшая в реку, —Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи.
Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…
2 стр., 561 словСергей Есенин — ключевой поэт серебряного века
... Есенин говорит о своём творчестве такие слова: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Родине он посвящает несколько сборников своих стихов. ... его произведения «Русь советская», «Ленин», «Воспоминание». Ещё очень любопытны в этом плане поэмы «Преображение» и смелая «Страна негодяев». Поэт придерживается стороны Октября, но, как и во вс ...
» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:
Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков.
Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни».
Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:
Видеть бедную, нищую Русь.
Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Но проходит немного времени, и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни.
Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной.
Он возвращается домой, но Россия уже не та, все изменилось, все стало для него чужим:
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я будто иностранец.
Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь — советскую — поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».
Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
Хочу я быть певцомИ гражданином,Чтоб каждому,Как гордость и пример,Был настоящим,А не сводным сыном —
В великих штатах СССР.
Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/esenin/977-tema-rodiny-v-lirike-esenina.html
Тема родины в лирике с. есенина
КЛАССИКА
С. А. ЕСЕНИН
Тема родины в лирике с. есенина
Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович /Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове.
Есенин мой любимый поэт Серебряного века
... стихотворения Есенина о любви, о родине, о природе, тем понятнее становится нам поэт. 9 класс Есенин мой любимый поэт Серебряного века Несколько интересных сочинений Многие поэты посвящали ... бантом В русском языке слово дом многозначно. Одно из его значений - семья. Говоря о доме, мы имеем в ... и ропота, Есенин говорит о том, что в этих людях вся сила страны. Простой народ – опора Руси в тяжелое ...
Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. “Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве”.
Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник “Радуница”. За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры.
Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:
Гей ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес…
В елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
Ивы – кроткие монашки.
Для ранней поэзии Есенина характерна гармония, в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов, раздвоения лирического героя которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.
В новом сборнике стихов, названном “Голубень” и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении “Запели писаные дроги…”. В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
В этот же Период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях “Край, ты мой заброшенный…”, “Сторона ль моя, сторонка”, “О край дождей и непогоды…” Русь предстает печальная, серая, тоскливая:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, – свершилась революция.
Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира (“Пришествие”, “Преображение”, “Инония”, “Иорданская голубица”).
Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернет человека вновь к природу/ а поэзию – к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении “О Русь, взмахни крылами…”:
Есенин великий национальный русский поэт
... Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины ... его творческая личность. Биография Есенина Есенин Сергей Александрович – замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 ... литературе написано много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина «Письмо к матери» по праву занимает ...
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными племенами
Встает иная степь.
По золотой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов…
Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину “мира таинственного, мира древнего”.
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел,
Вот сдавили за шею деревню
Каменистые руки шоссе –
И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание, Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: “Лижет теленок горбатый Вечера красный подол”, “По пруду лебедем красным Плавает тихий закат” и т. д.
Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. “У собратьев моих, – замечает Есенин, – нет чувства родины”. Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.
В 1920 году Есенин создает стихотворение “Я последний поэт деревни…”. Это стихотворение – плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия – храм:
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.
Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора – “железный гость”. В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.
Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране и лирическому герою испытание – эта тема нашла свое выражение и в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”.
В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу “Страна негодяев”, которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике “Москва кабацкая”, встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.
Цикл “Персидские мотивы”, написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций) Работая над “Персидскими мотивами”, Есенин еще раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство.
Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”, написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной.
Есенин — поэт серебряного века
... // Как мне тебя не ласкать, не любить?». С.А. Есенин — поэт XX века. Революционные события нашли той эпохи нашли отражение в творчестве Сергея Александровича. Например, стихотворения «Русь советская», ... любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Родине посвящены несколько сборников стихотворений. Например, дореволюционный — «Радуница». В нём С.А. Есенин размышляет о Руси, о её ...
В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России. Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом.
Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни олицетворял духовную культуру крестьянина, то теперь в стихотворения о Родине вошел мерив одиночества, отверженности, ненужности.
В стихотворении “Русь советская” Есенин пишет о Родине, пострадавшей от “урагана” (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, –
Восклицает поэт.
Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов пойти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят ДРУГ другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.
В стихотворении “Неуютная жидкая лунность…” лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь…
Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.
Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой.
Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.
Источник: https://goldsoch.info/tema-rodiny-v-lirike-s-esenina/
Тема родины в лирике Есенина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь слепит глаза.
Волшебный мир поэзии С. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну “с кратким названием — Русь” .
Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт.
Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина- это вера предков, и народные предания, и светлая красота природы средней полосы.
В ранней лирике Есенина очень много от фольклора — описание природы, смен времен года, картины крестьянского труда и быта, которые он знал не понаслышке. Даже самые обычные, “бытовые” сцены сельской жизни в таких, казалось бы, прозаичных стихах, как “В хате”, ”Корова”, ”Дед”, написаны им с тонкой образностью и поэтичностью, что создает особую атмосферу покоя и домашнего уюта:
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
... и политическому строю. Отсюда и глубочайшая уверенность в правоте коммунистических идей во всей послеоктябрьской поэзии Маяковского. Это также определяет принципиально новый, по сравнению со всей поэзией прошлого, характер творчества ... из грязи". По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать необходимым и полезным людям. Отразить современность в поэзии — это не значит ...
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленочек маленький матке
Зеленое вымя сосет…
В поэзии Есенина часто звучат христианские мотивы, неразрывно связанные с народной этикой(“Пойду в скуфье смиренным иноком…”,”По дороге идут богомолки…”,”Калики”, ”Шел Господь пытать людей в любви…”).
Одно православные традиции, приверженцем которых выступает Есенин — это для него в первую очередь милосердие и смирение.
Вспомните как в стихотворении ”Шел Господь пытать людей в любви…” Господь выходит в образе нищего и встречает, по сути, такого же нищего, который делится с ним последней краюхой: ”На, пожуй…маленько, крепче будешь”.
Но, разумеется, прежде всего родина для Есенина — это родная природа. Он любит ее самозабвенно, он находит прекрасное в любом ее уголке а проявлении. Для него одинаково хороши и полны очарования и “черная, потом пропахшая выть» и «топи да болота», и «резеда и риза кашки» — все это его родина, «край любимый», который поэт воспевал и прославлял всю свою жизнь.
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Постепенно радостное, эйфорическое настроение сменяется ощущением грядущей катастрофы. Невозможно не заметить, что реальная жизнь деревни не укладывается в лубочные рамки народной поэзии, но поэт еще пытается отстоять свою верность прежним идеалам, своей прежней привязанности:
Но люблю тебя, родина кроткая !
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Но нотки сомнения уже прокрадываются в несколько искусственный мажорный тон поэта; он в сомнении, в колебаниях, и в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» его лирический герой даже вступает в спор с Богом.
Теперь поэт выступает как протестант, он предсказывает России иную судьбу, призывая:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь, —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
В таком, несколько смятенном, состоянии духа встречает Есенин революцию 1917 года – и с радостью принимает ее, хотя и «по- своему, с крестьянским уклоном», как он позднее напишет в своей автобиографии. Однако противоречивые чувства не покидают поэта.
Его стихи этого периода – это, в одной стороны, попытка порвать с прошлым ( «Проклинаю тебя я, Радонеж»), а с другой как-то совместить то, что он видит в реальности с мечтой о «крестьянском рае». Очень характерна в этом отношении поэма «Инония».
Здесь впервые начинает звучать тема откровенно неприязненного отношения к городу, противопоставления его деревне. Пока еще речь идет только об Америке, но вскоре конфликт города и деревни, перенесенный на русскую почву, станет неизбывной болью поэта.
Ненависть к городу только усиливает в творчестве Есенина нежное отношение к родной природе, и, наверное, поэтому в эти годы им написаны такие шедевры пейзажной лирики как «Зеленая прическа…», «Я по первому снегу бреду…» и «Нивы сжаты, рощи голы…».
О творчестве есенина
... мировоззрение, полное трагизма и одновременно тонкого видения окружающей природы. Значение Родины для поэта В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена ... его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на ...
Однако наступающая цивилизация коснулась и его самого, и теперь он может сравнить диск луны с циферблатом часов, пробивающих последний час:
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Наибольший трагизм звучит в стихотворении «Сорокоуст».
Поэт все яснее и яснее ощущает, что Родина, которую он знал и любил с детства, без которой он не представляет свою жизнь, изменяется неузнаваемо под напором агрессивной цивилизации, которая безжалостно уничтожает саму душу России – ее живую природу.
В тонконогом жеребенке, скачущем за поездом, фокусируется для Есенина непримиримый конфликт живой природы с наступающей железной цивилизацией, и в этом столкновении «красногривый жеребенок» обречен:
Победила стальная конница ?
Уже прозвучавший ранее в «Инонии» мотив неприязни к городу, в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» достигает своего апогея:
Город, город ! Ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразь.
Но, пожалуй, вершина отчаяния – стихотворение «Не ругайтесь. Такое дело!…»:
Не ругайтесь. Такое дело !
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу
Как же смог я ее донести ?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Даже путешествие в Европу и Америку не добавило ему уважения к техническому прогрессу, не случайно свои путевые заметки он называет «Железный Миргород», подчеркивая этим его мещанское содержание. Жизнь в Москве не способствовала выходу из кризиса.
Стихи того периода – усталые, пессимистические, такие как «Москва кабацкая»,- ярко выражают его внутреннюю боль и страдание :
Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
…………………………………..
И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон, —
Как в смирительную рубашку,
Мы природу берем в бетон.
Последний период творчества Сергея Есенина – настоящая вершина его поэзии, поэзии примирения и подведения итогов: «Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»… Да, старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтическом Октябре 1917 – го.
Я человек не новый !
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Знаменитое «Письмо матери», написанное Есениным в эти годы, звучит не только как обращение к конкретному человеку, но и как прощание с матерью – родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Вероятно, предчувствуя свой недолгий век, Есенин снова и снова спешит с грустью попрощаться с тем, что было ему дороже всего на свете :
Мы теперь уходим понемногу
По произведению : Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, ...
... Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей. Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение ... думы несметные. Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта. Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами ... прорезал кругом тишину. И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, но и ...
В ту страну, где тишь и благодать
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Коли хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Великий лирик, певец родного края, поэт трагической судьбы, в которой сфокусировались кровавые коллизии эпохи, Сергей Есенин до конца дней своих остался верен своему завету :
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Источник: http://resoch.ru/tema-rodiny-v-lirike-esenina-sochinenie/
Тема Родины в лирике С. А. Есенина
О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая. Дайте Родину мою”.
Конечно, тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для юного Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об Отчизне как о социальной, политической, культурной среде.
Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер.
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел <\p>
— Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир – для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него.
И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь – Малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и болиТвою озерную тоску. Какая безграничная любовь к природе! Но уже и тогда Родина видится ему не идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную, крестьянскую, Русь кануна Октября.
В его стихах есть такие выразительные детали тяжелой мужицкой доли, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть”… Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период Первой мировой войны: ее героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого.
“Грустная песня, ты – русская боль!” – восклицает поэт. Революционный Октябрь поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, – бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”).
Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? С течением времени взгляд Есенина на жизнь, на мир стал шире.
Если раньше Родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, – обращается Есенин к грузинским поэтам.
Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, когда на земле будет один язык, и лишь “историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется”… Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”.
Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” – такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.
Многие поэты пытались раскрыть тему Родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-моему, не удавалось никому. Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя “крестьянским сыном” и “гражданином села”. Но для очень многих он стал великим сыном России. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в ее будущее, великое будущее родного народа. Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью – любовью к Родине.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/tema-rodiny-v-lirike-s-a-esenina/
Образ Родины в поэзии Есенина
Образ Родины в поэзии Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.
<\p>
— Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С.
Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей.
Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль».
Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России — это нечто цельное, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический гелой — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие художники его круга—Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков — с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н.
Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:
Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный.
В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы.
Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом.
При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.
Есенина тема родины переплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию.
Особенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна*. Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким- то там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти, Одним из программных, важных для понимания темы родины, является стихотворение «Спит ковыль».
Спит ковыяь. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.
Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.
В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.
Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается из безотчетной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.
Источник: https://www.prepodka.net/tema-rodiny-odna-iz-glavny-h-v-tvorchestve-s-esenina/
Тема Родины в лирике Есенина
Тема Родины – главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он не писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах.
Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября.
В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие.
Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты – русская боль!” – восклицает поэт.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, – бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”).
Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которая несла с собой Советская власть.
Обновление села представляется поэту вторжением враждебного “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту.
Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь.
Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”.
Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.
Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” – такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/tema-rodiny-v-lirike-esenina.html
Тема Родины в лирике Сергея Есенина на Сёзнайке.ру
Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове.
Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины — основное в моем творчестве».
Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры.
Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:
Гей ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес…
В елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
Ивы — кроткие монашки.
Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.
В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.
Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»).
(Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию — к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными племенами
Встает иная степь.
По золотой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов…
Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел,
Вот сдавили за шею деревню
Каменистые руки шоссе
напишет Есенин в 1920 году
И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание.
Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов.
В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.
Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, — замечает Есенин, — нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.
В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение — плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия — храм:
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.
Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание — эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».
В 1922—1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.
Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924—1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство.
Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной.
В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной.
В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.
Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.
Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»).
Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, —
восклицает поэт
Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов пойти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь…
Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.
Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России.
Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой.
Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7968-tema-rodini-v-lirike-sergeya-esenina