Классификация ученических сочинений

Сочинение

Жанровые разновидности:

Сочинение-описание: Сочинение-повествование: Сочинение-рассуждение:
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение

Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.

Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.

В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.

Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).

Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.

Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

С очинение-характеристика

сочинение-характеристика.

Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.

сравнительную характеристику и характеристику лирического героя

Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.

В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).

Сочинение — литературный портрет

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/primeryiv-janre-rasskaza/

портретная зарисовка

Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).

сочинение-этюд

Сочинение-этюд

В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».

Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.

Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

Сочинение-эссе , Сочинение-эссе

рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ)

Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.

Сочинение-рецензия , Сочинение-рецензия

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.

Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).

Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.

Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Сочинение-обозрение

сочинении-обозрении (обзор)

В сочинении-статье

С очинение-очерк

Сочинение-очерк

Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении).

Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

Сочинение-дневник

Сочинение-дневник

путевые заметки

Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».

Сочинение-письмо

Сочинение-письмо

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение-интервью (диалог), Сочинение-исповедь (монолог)

Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.

Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.