Как Вы понимаете выражение «муки совести»? (2 варианта)

Сочинение

Многомудрый Литрекон все еще разговаривает с собой и предлагает Вам итоговое сочинение на тему: Как Вы понимаете выражение «муки совести»? Аргументы он взял из книг «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Борис Годунов».

Вариант 1

(480 слов)

Муки совести демонстрируются наиболее детально в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, угнетенный бедностью, увлекается теорией, разделяющей всех людей на право имеющих и тех, кто лишь безропотно подчиняется силе и власти. Первую категорию, к которой так хотел принадлежать Родион, отличает способность к убийству. Чтобы проверить себя, Раскольников убивает ростовщицу и случайную свидетельницу его деяния — сестру жертвы. Казалось бы, самый ответственный этап проверки позади, и можно влиться в общество тех, кому все дозволено, но Родион вдруг заболевает нервным расстройством и тяжело переносит мысли о случившемся. Ему не дает покоя ощущение разобщенности со всеми остальными людьми, даже со своей семьей. Он стыдится видеться с матерью и сестрой, ведь боится, что потом они будут думать, будто он обманом выкрал у них ласку и любовь. Он, недостойный заботы и внимания, отягощенный осознанием собственной греховности, страдает от одиночества и непонимания, как дальше жить. С грузом вины на сердце он обращается к такой же «преступнице» — Соне, вынужденной торговать собой, чтобы обеспечить семью. Только она дает Родиону совет, как избавиться от мучений. Лишь признание и раскаяние могли помочь Раскольникову начать жить в ладу со своей совестью. На каторге он переживает последний этап очищения и возвращается на путь добра. В данном примере нравственные страдания героя выражались не только в самобичевании, тоске и душевной боли, но и в физическом ощущении болезни, как будто даже его организм испытывал боль от укора совести.

Муки совести способствуют не только признанию вины, но и попыткам человека ее искупить. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат приговаривает невиновного человека к казни и, осознавая это, тщится исправить свою ошибку. Иешуа был лишь добрым и не лишенным таланта проповедником, совершенно безобидным и непорочным. Но одна лишь неосторожная фраза о политике Рима поставила его в один ряд с ворами и убийцами. Пилат, прокуратор Иудеи, завоеванной римской провинции, не мог допустить, чтобы в подведомственном ему городе, прославленном склонностью к бунтам, начались идейные брожения и формирование революционных настроений. На кону стояли карьера и репутация, заслуженные тяжелым трудом. Но после приговора Пилат почувствовал себя предателем тех принципов верховенства закона, которые он защищал. И он начал действовать: попросил первосвященника отменить приговор в честь праздника, а после провала поспособствовал смягчению казни и быстрой смерти философа на кресте. Он же решил убить Иуду, виновника ареста Иешуа. Муки совести, проявившиеся в остром недовольстве собой, вынудили героя постараться исправить свою ошибку и минимизировать ее последствия. Эти нравственные страдания действительно способствуют очищению души.

13 стр., 6022 слов

Философия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

... раскрывается нам в своих поздних произведениях. На мой взгляд, к ним можно отнести повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита». Эти произведения писались уже во времена ... человеческом мире. Героями романа становятся и прокуратор Иудеи Понтий Пилат, Иешуа, и представители русской творческой интеллигенции. Философские раздумья присутствуют и в спорах прокуратора с Иешуа, и в разговорах ...

Таким образом, муки совести выражаются в самобичевании, болезненном ощущении собственной неправоты и боли от осознания последствий неправильных действий. Они способствуют признанию вины и решению возникшей проблемы. Работа над ошибками очищает душу и делает человека более опытным и ответственным. Так что это явление можно назвать благоприятным, хоть и болезненным.

Вариант 2

(451 слово)

Так, Михаил Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» изобразил героя, который был склонен к нравственной оценке своего поведения. Григорий Мелехов, как и многие его сверстники, отправился на Первую мировую войну и слепо повиновался приказам вышестоящих господ. Казаков, думающих только о посевных работах и своем хозяйстве, принудительно направили в бой. Но, в отличие от многих своих товарищей, Мелехов тяжело переживал свое боевое крещение. «Муть свинцом налила темя», когда Григорий в пылу схватки рубанул шашкой молодого австрийского солдата, который просил пощады и не имел в руках оружия. Эта смерть повисла бременем на душе героя. «Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу» — так описывает автор состояние Мелехова. Долго еще Григорий будет думать и вспоминать о том ужасном дне, когда ему пришлось осквернить руки кровью. Муки совести проявились у него в нравственных терзаниях, заторможенности поведения, нерешительности и чувстве вины за гибель человека.

Но иногда люди могут свести все муки совести к минимуму и жить с чувством вины долгие годы, не подавая вида и привыкнув к своим тайным думам. Они убеждают себя в собственной невиновности и всячески стараются оправдаться. Так, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов» в течение тринадцати лет скрывал от окружения свою причастность к гибели наследника. Он убил царевича Дмитрия, чтобы захватить престол и обеспечить своему роду право передавать его из поколения в поколение. Но хитрый боярин Шуйский, знавший тайну фаворита царя, не стал ее обнародовать, чтобы не рисковать своим положением при дворе. Однако самому Годунову каждую ночь снился убитый. При упоминании о нем он краснел и терял контроль над собой. Имя Дмитрия стала ахиллесовой пятой Бориса, когда он надел на себя шапку Мономаха, к которой он так стремился. Он знал, что этот грех не оставит его в покое, и нес крест нравственных страданий, не облегчая его признанием. Борис хотел передать власть сыну, поэтому не мог раскаяться и принять избавление. Лишь на смертном одре он намекает Федору о том, чем он пожертвовал ради его престола: «Я, я за все один отвечу богу». В данном примере герой всячески скрывает муки совести, но они все равно дают о себе знать во снах и тайных думах Бориса. Наедине с собой он страдает от чувства вины за смерть Дмитрия.

19 стр., 9432 слов

Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

... замысел сильно эволюци-онировал в процессе работы над романом. Также претерпело значительное изменение и название произведения : “ Копыто инженера “, “ Великий канцлер “, “ Сатана “, “ Подкова “ и другие. Каноническое название “ Мастер и Маргарита “ утвердилось лишь в 1937 году. ...

Таким образом, муки совести могут проявиться в поведении и словах человека: он станет нервным, тревожным, будет копаться в себе и критиковать себя. Но люди в силах контролировать эмоции и никак не показывать свои страдания. В этом случае чувство вины будет выражаться у них наедине с собой: в сновидениях, раздумьях, внутренних диалогах.