Вариант 1: Муки совести в романе «Преступление и наказание»
Муки совести демонстрируются наиболее детально в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, угнетенный бедностью, увлекается теорией, разделяющей всех людей на право имеющих и тех, кто лишь безропотно подчиняется силе и власти.
Первую категорию, к которой так хотел принадлежать Родион, отличает способность к убийству. Чтобы проверить себя, Раскольников убивает ростовщицу и случайную свидетельницу его деяния — сестру жертвы. Казалось бы, самый ответственный этап проверки позади, и можно влиться в общество тех, кому все дозволено, но Родион вдруг заболевает нервным расстройством и тяжело переносит мысли о случившемся.
Ему не дает покоя ощущение разобщенности со всеми остальными людьми, даже со своей семьей. Он стыдится видеться с матерью и сестрой, ведь боится, что потом они будут думать, будто он обманом выкрал у них ласку и любовь. Он, недостойный заботы и внимания, отягощенный осознанием собственной греховности, страдает от одиночества и непонимания, как дальше жить.
С грузом вины на сердце он обращается к такой же «преступнице» — Соне, вынужденной торговать собой, чтобы обеспечить семью. Только она дает Родиону совет, как избавиться от мучений. Лишь признание и раскаяние могли помочь Раскольникову начать жить в ладу со своей совестью. На каторге он переживает последний этап очищения и возвращается на путь добра.
В данном примере нравственные страдания героя выражались не только в самобичевании, тоске и душевной боли, но и в физическом ощущении болезни, как будто даже его организм испытывал боль от укора совести.
Муки совести способствуют не только признанию вины, но и попыткам человека ее искупить. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат приговаривает невиновного человека к казни и, осознавая это, тщится исправить свою ошибку. Иешуа был лишь добрым и не лишенным таланта проповедником, совершенно безобидным и непорочным.
Но одна лишь неосторожная фраза о политике Рима поставила его в один ряд с ворами и убийцами. Пилат, прокуратор Иудеи, завоеванной римской провинции, не мог допустить, чтобы в подведомственном ему городе, прославленном склонностью к бунтам, начались идейные брожения и формирование революционных настроений. На кону стояли карьера и репутация, заслуженные тяжелым трудом.
Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского
... совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей. Также читают: Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание ... была окутана страхом из-за мук совести. Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует ...
Но после приговора Пилат почувствовал себя предателем тех принципов верховенства закона, которые он защищал. И он начал действовать: попросил первосвященника отменить приговор в честь праздника, а после провала поспособствовал смягчению казни и быстрой смерти философа на кресте. Он же решил убить Иуду, виновника ареста Иешуа. Муки совести, проявившиеся в остром недовольстве собой, вынудили героя постараться исправить свою ошибку и минимизировать ее последствия. Эти нравственные страдания действительно способствуют очищению души.
Таким образом, муки совести выражаются в самобичевании, болезненном ощущении собственной неправоты и боли от осознания последствий неправильных действий. Они способствуют признанию вины и решению возникшей проблемы. Работа над ошибками очищает душу и делает человека более опытным и ответственным. Так что это явление можно назвать благоприятным, хоть и болезненным.
Вариант 2
(451 слово)
Совесть героя Михаила Шолохова
В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов рисует портрет героя, который переживает моральные муки в связи со своим поведением. Григорий Мелехов, как и многие казаки своего времени, оказался на фронте Первой мировой войны. Несмотря на то, что он не желал быть там, он вынужден был повиноваться приказам и отправиться в бой. Но когда пришлось убить молодого австрийского солдата, который не имел при себе оружия и умолял о пощаде, Мелехов почувствовал на своих плечах тяжесть этой смерти. В его душе начала бороться чувство сожаления и ответственности за свой поступок.
Автор описывает состояние героя как тяжелый и тормозящий, олицетворяющий нравственные терзания. Мелехов теперь стал неуверенным в себе и чувствует вину за смерть человека. Стоит отметить, что подобные ощущения были характерны не только для Мелехова, но и для многих обычных людей, которые оказались на войне. Их нравственная сторона подвергалась серьезному испытанию.
Муки совести могут продолжаться долгие годы, оставаясь скрытыми от окружающих и привыкая к своим тайным думам. Примером может служить главный герой пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов», который в течение тринадцати лет скрывал свою причастность к гибели наследника. Хотя он старался оправдать свои действия и убедить себя в собственной невиновности, каждую ночь его посещали сны об убитом. Упоминание о нем заставляло Бориса терять контроль над собой, а его имя стало его ахиллесовой пятой. Контролируя свои эмоции перед окружающими, он все же не мог избавиться от мук совести, которые проявлялись во внутренних бурных раздумьях.
Таким образом, муки совести могут сказываться на поведении человека, проявляясь в его нервозности, тревожности и самокритике. Однако некоторые люди способны скрыть свои страдания и казаться внешне спокойными. В этом случае, чувство вины выражается внутренними диалогами, сновидениями и глубокими размышлениями, сопровождающими их в одиночестве.
Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее
... совесть? Может ли прожить без нее человек? Совесть — это внутренний голос, который помогает человеку в нравственном выборе. А.С. Пушкин утверждал: «Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце». ... ее насиловать. Григорий Мелехов, главный герой произведения, ... сильные угрызения совести, муки совести. Если же жизнь человека строится ... как совесть главного героя не позволила бросить человека, попавшего ...